В личном архиве жительницы столицы Владимирской области Софьи Яковлевны Цветковой хранятся уникальные фотографии с видами Владимира и его окрестностей. Снимки сделаны в начале 1920-х годов. Фотографии той эпохи чрезвычайно редки и представляют большой интерес для истории.
Снимки предназначались для стереоскопа - каждое изображение снималось два раза с двух точек на минимальном расстоянии друг от друга. Получившуюся пару позитивов (стереопару) крепили на одну картонку. При рассматривании снимков через линзы стереоскопа достигался эффект объемного изображения.
Софья Цветкова — правнучка по прямой линии известного владимирского издателя дореволюционного времени Исайи Самуиловича Коиля. Владелец большой частной типографии города Владимира родился в Польше в середине 19 века, после шляхетского восстания начала 1860-х оказался в России, а в начале 1880-х попал во Владимир, где организовал печатное заведение и переплетную мастерскую. В 1914 году за Золотыми воротами Коиль построил красивое двухэтажное здание, в котором с середины 1990-х располагается Дом работников искусств Владимирской области. На втором этаже ОДРИ, где сейчас находится гостиная и концертный зал, жила семья Коиля. А на первом этаже Областного дома работников искусств, где сейчас располагаются кабинеты, гардероб и магазин, находилась скоропечатня, наборная, контора и подсобные помещения. В подвале, где сейчас функционирует заведение общепита, при Коиле располагалась сама типография. В ней печатались книги, брошюры, газеты, рекламы, объявления.
После Октябрьской революции семья издателя вынуждена была оставить особняк на Дворянской улице. В здании еще долго работали печатные станки. Так, владимирская газета «Призыв» в 1928 году сообщала, что газета печатается «за Золотыми воротами, в красном кирпичном помещении», которое называлось «Типография №2».
Софья Яковлевна точно не знает, кто из ее предков увлекался фотографированием для стереоскопа. Скорее всего, это был сын Исайи Коиля Абрам, или кто-то из семи детей Абрама. Все снимки были сделаны, согласно надписям на обороте, с 1920 по 1925 годы.
Пять снимков сделаны в дальней части Козлова Вала, нависающей над Клязьмой. В настоящее время в этом месте - заросли деревьев, одинокий дом №2-А по улице Козлов Вал, а за забором заканчивается строительство учебного корпуса Патриаршего сада. 100 лет назад в этом месте, судя по фотографиям, была прогулочная зона с видовой площадкой, с которой владимирцы могли любоваться Клязьмой и заклязьминскими просторами.
На одном снимке двое мужчин и мальчик прислонились к деревьям на Козловом Валу, за которыми виден бывший Архиерейский сад, застройка Георгиевской улицы и Владимирского спуска, Георгиевская и Пятницкая церкви, Успенский собор. Снята фотография в сентябре 1923 года. Снимок позволяет ознакомиться с деталями мужской одежды владимирцев того периода.
На другой фотографии молодой человек позирует рядом со старым деревом. Справа и сзади от него видны Клязьма и купола Успенского собора. На карточке хорошо просматривается рельеф этой части Козлова вала.
На двух изображениях запечатлено весеннее половодье на Клязьме, снятое с Козлова вала. Река на одном из снимков разлилась вплоть до самого уступа, на котором теперь стоит микрорайон Коммунар. Над водой виднеется только дамба, построенная еще в конце 19 века, и небольшой островок с каменным двухэтажным домом, очевидно, оставшимся от бывших лесных складов купцов Арзамасовых. На снимке видна линия Московско-Нижегородской железной дороги с несколькими товарными вагонами, деревянные дома по Нижней Николо-Галейской улице и по Грабиловке.
Вторую фотографию с половодьем, которая датируется 23 апрелем 1920 года, снимали ближе к бывшему Архиерейскому саду. На ней разлив такой же большой, но на незатопленном островке у дамбы построек уже больше нет. Видны деревья, растущие на Козловом валу и лавочки для отдыха горожан.
Еще одно изображение из коллекции Коилей сделано с другой стороны Клязьмы. На снимке зафиксирована южная панорама города Владимира с еще не сгоревшим городским клубом, стоявшим на смотровой площадке у Успенского собора. Просматривается неатрибутируемая постройка на так называемой Детской площадки, срезанной в конце 1950-х годов при строительстве моста через Клязьму. На снимке можно рассмотреть застройку улицы Подсоборной ( современная улица Урицкого). На переднем плане в реке позирует пловец.
Три фотографии сделаны в селе Устье (ныне Собинский район Владимирской области), где река Колокша впадает в Клязьму. В этом месте до революции были дачные поселки жителей Владимира. Самый интересный снимок сделан в 1925 году с колокольни местной Никольской церкви. На нем видна старая крестьянская застройка населенного пункта, кладбищенская ограда, редкие надгробья и поля.
На втором снимке запечатлена Клязьма около Устья с сидящей на ее берегу девушкой с косами. Еще одна карточка запечатлела пеструю толпу отдыхающих горожан в самых разнообразных нарядах, расположившихся на узком деревянном мостике, очевидно, тоже в районе Клязьмы. Эти изображения также были сделаны в 1925 году.
Представления, как отдыхали владимирцы в начале 1920-х годов, дают и другие снимки из коллекции Софьи Цветковой. Но к сожалению, эти карточки не подписаны.