Регистрация / Вход Вт, 13 ноября 2018, 03:14

Эпоха владимирского воздухоплавания

Пассажирские авиаперевозки во Владимирской области, которые осуществлялись с аэродрома Семязино, начались осенью 1956 года
21 Сентября 2018, 18:28 15 4462

В юбилейном альбоме «Владимир» 1958 года, выпущенном к 850-летию города Владимира, есть несколько фотографий взлетающего с аэропорта Семязино самолета Ан-2. Пассажирские авиаперевозки по Владимирской области были в то время в новинку. Снимок сделал фотограф владимирской газеты «Призыв» В. Королев. Листая подшивку газеты за июль 1958 года, можно узнать подробности этого полета.

Предшественник аэропорта в Семязино — летное поле на том месте, где сейчас располагается Владимирская ТЭЦ в пойме Клязьмы, недалеко от Рахманова Перевоза. Точной даты начало эксплуатации летного поля нет. Известно, что владимирский аэроклуб был основан в 1934 году во время повального увлечения граждан СССР авиацией.

6osNWxZ1_64.jpg

В довоенное время с аэродрома на Рахмановом Перевозе взлетали учебные самолеты У-2, УТ-1, спортивные планеры УС-4 и Г-9. Первоначальную летную подготовку во Владимире прошли около 700 летчиков и 2000 парашютистов. Большинству из них эти навыки понадобились в годы Великой Отечественной войны. Девять воспитанников Владимирского аэроклуба получили звезду Героя СССР во время II Мировой войны, а один выпускник аэроклуба - Иван Жуков - получил высшую степень отличия советского государства уже после войны.

Летное поле в пойме Клязьмы существовало до начала 1950-х годов. В 1949 году взлетное поле Владимирского аэроклуба даже попало в разведывательные документы ЦРУ, составленные по отчетам американских разведчиков, действовавших во Владимире. В январе 2017 года эти документы были рассекречены.

CIA-RDP82-00457R003300380008-3.jpg

Американские шпионы описывают поле 3300 на 5000 футов с двумя диагональными взлетными полосами, одна из которых, с бетонным покрытием, была повреждена, вторая полоса с асфальтовым покрытием функционировала. Упоминалось 5-этажное здание на северной границе участка с башней и антеннами и с казармами на 4 и 5 этажах. На южной границе взлетного поля агентами ЦРУ упоминалось еще одно здание — мастерская механиков. На владимирском аэродроме на Рахмановом Перевозе американцы насчитали около 20 самолетов, в том числе бипланы.

Аэропорт в Семязино начал функционировать в конце 1940-х годов. С Рахманова Перевоза на Семязино были переведены самолеты 200-го авиаотряда по обслуживанию владимирского облздравотдела. Он был образован 10 августа 1946 года приказом №247 начальника Московского управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.

vz0001.jpg фото из ЖЖ igor113

Первым летчиком, зачисленным в отряд, был пилот 2- го класса Иван Васильевич Терентьев, который прилетел во Владимир из Москвы на самолете По-2 в августе 1945 года. Терентьев летал с владимирскими медиками, в том числе с заслуженными врачами РСФСР, в отдаленные районы Владимирской области для оказания экстренной медицинской помощи. Иногда больных на самолете доставляли в больницы Иваново и Москвы.

В августе 1950 года на аэродроме Семязино образовали авиационное звено, в октябре 1956 года была создана Владимирская авиационная эскадрилья в составе 18 человек. Основные задачи, которые выполняли летчики в то время — доставка почты в отдаленные районы Владимирской области, обработка сельхозугодий, медицинская помощь, грузовые перевозки. В 1959 году на Семязино базировалось 3 самолета Ан-2, 8 самолетов Як-12 и 1 самолет По-2.

vz0003.jpg фото из ЖЖ igor113
vz0004.jpg

В августе 1956 года во Владимирской области началась эпоха пассажирских авиаперевозок. Три раза в неделю на Семязино приземлялся самолет, курсировавший по маршруту «Ярославль-Владимир-Горький». В октябре 1956 года с аэродрома Семязино начались пассажирские полеты в отдаленные районы Владимирской области и в Москву.

Ежедневные авиарейсы в города Владимирской области с Семязино были налажены в июне 1958 года.

Чтобы добраться до воздушной гавани города Владимира в то время нужно было сесть, например, на автобус, идущий на Энергетик, и выйти на Московском шоссе около таблички с надписью «В аэропорт». Узкая булыжная мостовая приводила к павильону аэропорта. На аэровокзале для пассажиров была отведена комната с диваном, коврами и столиком со свежими журналами и газетами.

«Но многие из ожидающих в нетерпении выходят на зеленую лужайку перед зданием. Они с любопытством поглядывают на аэродроме на самолеты, на людей в летной форме. В ожидании посадки люди знакомятся друг с другом, обмениваются мнениями, особенно жадно слушают тех, кто уже совершил воздушное путешествие.

А в это время на стоянке самолетов раздается громкий настойчивый гул авиационного мотора. Это техник Владимир Иванович Терентьев проверяет перед вылетом материальную часть самолета. К рейсу готовится десятиместная воздушная машина Ан-2. Хотя самолету предстоит недалекий путь — пролететь немногим более 100 километров — все равно подготовка ведется самым тщательным образом. Ведь самолет повезет драгоценный из всех грузов — людей. Поэтому в воздухе все должно работать безукоризненно четко», - писал «Призыв» 10 июля 1958 года.

IMG_6203.JPG

Ан-2, изображенный на снимке в юбилейном альбоме к 850-летию, взлетел 10 июля 1958 года. Его пилотировал командир Иван Мокеев и второй пилот Вячеслав Ларионов. Самолет совершал он рейс по маршруту «Владимир - Александров - Юрьев-Польский - Владимир».

«Задание на полет получено. Командир и второй пилот лично сами убеждаются в том, что мотор, рулевое управление, аэронавигационные приборы действуют безупречно. Теперь можно начинать посадку пассажиров.

Самолет выруливает к месту посадки людей. Один за другим на борт поднимаются пассажиры. Сегодняшним рейсом летит и мастер с кольчугинского завода имени Орджоникидзе, и железнодорожник с Александровского узла, и александровские доярки, которые приезжали во Владимир на сельскохозяйственную выставку. Люди самых разных возрастов и профессий заняли места в кабине самолета. А один из «пассажиров», аккуратно завернутый в белоснежный кружевной «конвертик», безмятежно спит на руках молодой мамаши.

- Ой, а не страшно будет лететь, - восклицает женщина, прижимая к себе ребенка. Этот вопрос волнует и некоторых других пассажиров, впервые принимающих воздушное «крещение».

Но все страхи пропадают, как только самолет поднимается в воздух. Погода сегодня на трассе самая летная, и машина идет ровно, без болтанки. Пассажиры даже несколько разочарованы. Ждали каких-то острых ощущений, а тут сидишь, как будто под тобой и нет многометровой пустоты...

Под крыльями самолета проплывают квадраты и прямоугольники полей. На некоторых из них видны крошечные фигурки людей. Это колхозники ведут уход за посевами. Поля сменяются темно-зелеными пятнами леса. Мелькают среди густой растительности блюдечки голубых озер, ленточки рек. Будто составленные из игрушечных домиков кажутся сверху поселки и деревни.

Иван Мокеев уже много лет летает над родной Владимирщиной. И почти всякий раз он замечает на земле что-то новое, радуется изменениям, которые происходят с такой чудесной быстротой. Вот видны с высоты строения новой животноводческой фермы. А ведь несколько месяцев назад здесь не было ничего. А вот в селе вырос целый ряд свежеотесанных срубов — колхозники обзаводятся новыми домами. В другом месте сверкает гладью недавно вырытый колхозный пруд. А там словно воткнутые в землю гигантские циркули выстроились опоры высоковольтной линии электропередачи», - описывал полет корреспондент владимирской газеты «Призыв».

IMG_3600.JPG

По маршруту «Владимир - Александров - Юрьев-Польский - Владимир» самолет курсировал с 1956 года. За два года, отмечал «Призыв» в 1958 году, по небу были перевезены многие сотни пассажиров, большое количество срочных грузов и почты.

IMG_5450.JPG

В последующие годы пассажирские самолеты из Владимира стали летать в Судогду, Муром, Меленки и другие города Владимирской области. Прекратились пассажирские авиарейсы еще до Перестройки, в 80-е годы прошлого века.