Евгений Федоров: «Мы живем в безликих хрущевках, которые не имеют индивидуальности и красоты»

В городе Киржаче Владимирской области плотники, возрождающие старинные традиции и восстанавливающие «парадное лицо» древнего города, учили секретам уникального мастерства
Новости Автор: 29 января 2019, 13:57 9 10415

26-27 января в городе Киржаче Владимирской области состоялся I фестиваль аргуновской резьбы «Киржачский наличник». По информации организаторов, мероприятие посетило около тысячи человек. Главная задача праздника — возрождение уникальной традиции местных резчиков-аргунов. Аргуны - плотники, выполнявшие сложные заказы по украшению резьбой предметов обихода от мебели до «кружевных» иконостасов.

IMG_4563.jpg
IMG_4541.jpg

Знаменитые аргунские мебельщики когда-то были известны на всю Россию и получали дорогостоящие заказы от московских вельмож, оформляя изящными узорами загородные усадьбы, дворцы и храмы.

IMG_4516.jpg
IMG_4529.jpg

Двухдневная программа фестиваля «Киржачский наличник» включала не только экскурсии и народные забавы на открытом воздухе - в «Доме аргуна» шли уникальные мастер-классы плотников, работающих по старым канонам.

IMG_4582.jpg Музей «Дом аргуна»

Зачем он взялся за восстановление лица древнего города рассказал Евгений Федоров - руководитель «Киржачской типографии», который уже несколько лет инвестирует в инфраструктуру Киржача и воссоздание его туристической привлекательности:

IMG_4443.jpg
«Все, что связано с наличниками и резьбой, имеет очень глубокую, стародавнюю историю. Большинство деревенских мужиков наших были рукастые и деловые и были все столярами и плотниками. Эта история идет от села Аргуново, которое сейчас относится к Покровскому уезду, но когда-то оно было нашим. Аргуны подпоясывались пилами и стамесками и пешком за сутки доходили до Москвы, где зарабатывали деньги. Самое серьезное произведение искусства, сделанное аргунами - пол в Шереметьевском дворце в Останкино. Мастера делали все от мебели до паркета. Мой дед по отцовской линии из села Кудрино тоже был аргун. У моего отца Сергея Васильевича Федорова целая мастерская была: у меня до сих пор мебель стоит, которая сделана его руками. И это здесь было сплошь и рядом. То есть, такой куст мастеровых, про которых говорили: «Аргуны — это наше все». А между собой они занимались таким выпендрежем, устраивая соревнования по изготовлению наличников. А сделать наличник не так-то просто: на хорошее резное изделие уходит примерно два месяца. Если говорить о себестоимости, то каждый наличник сейчас обходится примерно в 60 тысяч рублей. И мы на сегодняшний день для домов Киржача сделали уже больше 40 штук. Сегодня они на наших объектах, в первую очередь, находятся».

Евгений Фёдоров

Кроме «Дома аргуна», в котором функционирует единственный во Владимирской области музей наличников, Федоров собрал значительную коллекцию фотографий, в которую включено около 100 резных наличников, которые в наши дни можно найти на домах Киржачского района:

WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.33.47 (1).jpeg
WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.33.46.jpeg
«Год назад мы перевезли в Киржач дом аргуна из деревни и поставили на своей территории. И сделали первый проект — наличники. Мы сейчас сюда свозим экспонаты со всего Киржачского района. В этом году мы решили, что нужно привлекать для организации таких мероприятий еще какие-то деньги, и выиграли грант около полумиллиона рублей на проведение не просто праздника, а фестиваля. Мы возрождаем старую традицию по украшению своего дома с улицы. А что такое улица? «У лица» дома есть «на-личник». Это мы сейчас живем в безликих хрущевках, которые не имеют индивидуальности и красоты. В 1970-м году в центре Киржача очень много было взорвано. А ведь когда-то Екатерина II издала указ, что на центральной улице только богатые должны строиться, потому что красивое должно быть лицо у этой улицы. Потом, конечно, все испохабили. И вот уже четыре года я у себя на балансе и исключительно за свой счет держу мастерскую аргуновскую вместе с Михаилом Гашиным и Сашей Новиковым».
WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.33.27.jpeg
WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.34.15.jpeg
WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.34.02.jpeg

Мастера рассказывают, что на изготовление одного «сложносочиненного» наличника у них уходит до двух месяцев. Сейчас плотники, работающие в мастерской Евгения Федорова, в основном делают копии уникальных старых образцов, скрупулезно собираемых меценатом с ветшающих домов округи.

«До массового производства пока дело не дошло, но, дай Бог, дойдет. А пока мы пытаемся под руководством нашего благодетеля Федорова возрождать внешний облик нашего города», - объясняет мастер Михаил Гашин.

IMG_4574.jpg
IMG_4573.jpg
IMG_4576.jpg

«Главная характерная особенность — это глухая резьба. То есть, берется целиковая резьба, наносится рисунок мелом или углем и дальше стамесками рисунок выбирается. В отличие от пропильной резьбы, которая делается лобзиком.

Сейчас мы, например, полностью восстанавливаем купеческое подворье в Заречье. Мы делаем точную копию наличников, которые там были раньше. То есть, четко берем детальку и точно такую же делаем. Потом из всего этого собираем полную конструкцию. Старые наличники очень сложно восстановить, потому что дерево — сменный материал, и большинство того, что когда-то было, сгнило. Хотя опыт реставрации тоже есть. Здесь поблизости есть дом, где ребята именно реставрировали наличники. Они брали старые, выпиливали из них все гнилое и где-то доклеивали, где-то восстанавливали это все. В принципе, такой вариант тоже существует и он рабочий вполне. В крестьянском быту деревянные изделия временные, недолговечные. Более долговечными остаются какие-то инструменты, которые делаются из твердых пород: вишня, яблоня — это все прочное и легкое», - делится секретами мастер Александр Новиков.

Novikov.jpg
WhatsApp Image 2019-01-28 at 13.17.28 (1).jpeg
WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.34.20.jpeg
IMG_4571.jpg

О символике аргуновского наличника, как образа мироздания, где языческие символы переплетены с христианскими, рассказывает директор частных киржачских музеев Татьяна Самойлова.

WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.33.04.jpeg
WhatsApp Image 2019-01-28 at 12.34.05.jpeg