26-27 января в городе Киржаче Владимирской области состоялся I фестиваль аргуновской резьбы «Киржачский наличник». По информации организаторов, мероприятие посетило около тысячи человек. Главная задача праздника — возрождение уникальной традиции местных резчиков-аргунов. Аргуны - плотники, выполнявшие сложные заказы по украшению резьбой предметов обихода от мебели до «кружевных» иконостасов.
Знаменитые аргунские мебельщики когда-то были известны на всю Россию и получали дорогостоящие заказы от московских вельмож, оформляя изящными узорами загородные усадьбы, дворцы и храмы.
Двухдневная программа фестиваля «Киржачский наличник» включала не только экскурсии и народные забавы на открытом воздухе - в «Доме аргуна» шли уникальные мастер-классы плотников, работающих по старым канонам.
Зачем он взялся за восстановление лица древнего города рассказал Евгений Федоров - руководитель «Киржачской типографии», который уже несколько лет инвестирует в инфраструктуру Киржача и воссоздание его туристической привлекательности:
Кроме «Дома аргуна», в котором функционирует единственный во Владимирской области музей наличников, Федоров собрал значительную коллекцию фотографий, в которую включено около 100 резных наличников, которые в наши дни можно найти на домах Киржачского района:
Мастера рассказывают, что на изготовление одного «сложносочиненного» наличника у них уходит до двух месяцев. Сейчас плотники, работающие в мастерской Евгения Федорова, в основном делают копии уникальных старых образцов, скрупулезно собираемых меценатом с ветшающих домов округи.
«Главная характерная особенность — это глухая резьба. То есть, берется целиковая резьба, наносится рисунок мелом или углем и дальше стамесками рисунок выбирается. В отличие от пропильной резьбы, которая делается лобзиком.
Сейчас мы, например, полностью восстанавливаем купеческое подворье в Заречье. Мы делаем точную копию наличников, которые там были раньше. То есть, четко берем детальку и точно такую же делаем. Потом из всего этого собираем полную конструкцию. Старые наличники очень сложно восстановить, потому что дерево — сменный материал, и большинство того, что когда-то было, сгнило. Хотя опыт реставрации тоже есть. Здесь поблизости есть дом, где ребята именно реставрировали наличники. Они брали старые, выпиливали из них все гнилое и где-то доклеивали, где-то восстанавливали это все. В принципе, такой вариант тоже существует и он рабочий вполне. В крестьянском быту деревянные изделия временные, недолговечные. Более долговечными остаются какие-то инструменты, которые делаются из твердых пород: вишня, яблоня — это все прочное и легкое», - делится секретами мастер Александр Новиков.
О символике аргуновского наличника, как образа мироздания, где языческие символы переплетены с христианскими, рассказывает директор частных киржачских музеев Татьяна Самойлова.