Более 300 квадратных метров уникальных фресок начала XV века, сохранившихся в Успенском соборе города Владимира, озарились новым светом. Специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника заменили старое световое оборудование на современное, что позволило увидеть знаменитые росписи Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в новых красках. Работы проведены за счёт собственных средств музея. В пресс-службе главного музея Владимирской области Зебра ТВ уточнили, что проект обошелся в сумму около 400 тысяч рублей.
Уникальное «рублёвское наследие» кафедрального храма города Владимира привлекает миллионы туристов. Два монаха – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный – в начале XV века совершили то, что до этого не делал никто на Руси — отошли от греческого канона фресковой живописи и, по сути, изменили восприятие Страшного суда в людском сознании. В изображениях апостолов кисти Рублёва и Чёрного — русские лики.
Первое осветительное оборудование было установлено в Успенском соборе в начале 2000-х годов. Позже за счет спонсоров его частично заменили, но добиться желаемого результата в освещении уникальных фресок долгое время не получалось. Между тем, в 2018 году завершились масштабные работы по реставрации древней храмовой росписи.
Освещение фресок — это не только эстетический вопрос, но и задача по их сохранности, поскольку при «неправильном» свете фрески «гаснут», разрушаются краски. Новое светодиодное оборудование в Успенском соборе соответствует всем требованиям и ГОСТам. Освещённость старинных фресок не должна превышать 50 люксов с минимальным влиянием ультрафиолетового и инфракрасного спектров.
К работе были привлечены сотрудники музея-заповедника и специалисты из Москвы. В музее говорят, что совместными усилиями получилось добиться равномерного освещения фресок, чтобы полностью исключить так называемые «тёмные зоны».
Кроме фресок Рублёва, туристы теперь смогут увидеть и более раннюю роспись на стенах собора. Это фрагменты растительного орнамента, которые сохранились с XII века, со времен Всеволода Большое Гнездо, в северной галерее храма - раньше она была затемненной. Подсвечены также элементы украшения в виде птиц-павлинов аркатурно-колончатого пояса первого храма Андрея Боголюбского, до перестройки собора после пожара.
Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова отметила, что новая подсветка фресковой росписи Успенского собора позволит ещё глубже понять весь смысл композиции «Страшный суд», увидеть русские лики святых, списанные с наших предков, живших в непростые и жестокие времена татаро-монгольского нашествия:
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.