7 июля 2021 года новый генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Рыбаков провел брифинг для владимирских журналистов. На нем он рассказал об изменениях в политике учреждения культуры по отношению к частным гидам.
Этому предшествовала встреча Сергея Рыбакова с частными экскурсоводами, которая прошла 18 июня в музейном комплексе «Палаты». На мероприятии обсуждались проблемы взаимодействия частников с главным музеем Владимирской области, проблемы с получением гидами аккредитации и допуска к музейным объектам.
На брифинге Рыбаков заявил, что, по его мнению, никакой почвы для конфликтов между частными экскурсоводами и ВСМЗ нет. Он рассказал о введении с 1 июля 2021 года облегченной процедуры получения частниками музейной аккредитации и гибкой системы оплаты за допуск на объекты музея-заповедника.
Генеральный директор ВСМЗ обозначил возможные аспекты дальнейшего сотрудничества с частными и внештатными гидами и рассказал как будет строиться экскурсионная политика музея в условиях современного мира.
Приводим некоторые высказывания Сергея Рыбакова.
«ЧАСТНЫЕ ГИДЫ — ЭТО НЕ ЗЛОДЕИ»
«Мы меняем вектор отношения. Потому что раньше это можно было интерпретировать как некую конфронтацию или проблемные отношения. Мы изучили эту ситуацию и я считаю, что это совершенно непродуктивная политика. Мы настроены на продуктивное сотрудничество с тем, кто работает в нашей сфере.
Частные экскурсоводы — это не какие-то там злодеи и не те люди, с которыми нужно конфликтовать. Это люди, которые заняли в общем пустующую нишу, потому что гостей во Владимире, Суздале и других городах очень много. Они не всегда могут получить нужное экскурсионное обслуживание, потому что банально не хватает экскурсоводов. И даже с учетом частных гидов тоже, рынок очень большой. Частные гиды нуждаются в музее, а музей нуждается в сотрудничестве с компетентными людьми»
ОБ ОБЛЕГЧЕНИИ ПОЛУЧЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ДЛЯ ЧАСТНИКОВ
«Мы предусматриваем некоторое облегчение для получение аккредитации, потому что любой частный гид заинтересован в том, чтобы водить своих туристов на территорию музея-заповедника и на его экспозиции. Действительно, существовали некоторые бюрократические сложности, которые были связаны с тем, что аккредитация проводилась только один раз в год. Мы теперь сделаем этот процесс постоянным. То есть любой частный гид сможет теперь без проблем получить то, что мы называем аккредитацией — это право на проведение экскурсий на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ее можно будет получить постоянно, в течение всего года. Комиссия будет собираться и для трех гидов, и даже для одного, если потребуется».
РАЗОВЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ГИДОВ НА РАЗОВУЮ ЭКСКУРСИЮ
«Будет установлена более гибкая система оплаты за допуск на территорию ВСМЗ. Раньше тоже это было не всем удобно, когда взыскивалась достаточно крупная сумма на весь предстоящий год. Не всем это удобно. Не все могут сразу собрать такую сумму. Периодичность посещения у всех разная — кому-то чаще требуется, кому-то реже. Поэтому принято решение об альтернативе, о том, что будут разовые билеты для частного гида, который может их приобрести и провести разовую экскурсию. Это простое и очевидное решение, но до сих пор его не существовало».
О ЦЕНЕ РАЗОВОГО БИЛЕТА
«Цена будет выше обычного билета. Она однозначно должна быть выше, потому что человек же получит деньги со своих туристов. Это же бизнес. Цена выше, но не на много, не грабительская...
Цена на годовой билет размещена на сайте. У нас разные наборы есть. 12 тысяч на Суздаль и Боголюбово, 24 тысячи стоит полный годовой билет на все. Эта цифра достаточно подъемная, сравнивая с доходами за год. Но некоторым людям просто неудобно сразу заплатить. Некоторые ходят два раза в год на наши объекты. Им удобнее купить разовый билет. Он на 100-150 рублей будет подороже, чем общий билет».
ШТАТНЫЕ, ВНЕШТАТНЫЕ ИЛИ ЧАСТНЫЕ ЭКСКУРСОВОДЫ: КТО ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН?
«Владимиро-Суздальский музей-заповедник безусловно заинтересован в сотрудничестве и во вне. Мы сейчас расширяем возможности по обслуживанию посетителей различными экскурсиями на территории Владимира, Суздаля и других городов Владимирской области. Поэтому у нас есть потребность в дополнительных экскурсоводах и мы прорабатываем вопрос организации сотрудничества. Например: когда частный экскурсовод приходит со своими клиентами и, предположим, работает на нас. И когда мы ему предоставляем клиентов при отсутствии у нас на данный момент достаточного количества экскурсоводов. Такие ситуации, к сожалению встречаются нередко, особенно в летний период. Радикально различается количество посетителей летом и зимой. Поскольку мы бюджетная организация — у нас большие сложности с тем, чтобы человек работал в сезоны. Понятно, что мы вынуждены держать штатную должность, вынуждены держать экскурсовода. И если зимой мы его не можем загрузить работой, а только летом — это будет вызывать проблемы. Эти проблемы мы частично решаем за счет сети внештатных экскурсоводов. Их, на самом деле, у нас много, в разы больше чем штатных. Эту же проблему будем решать и за счет частных гидов...
Действительно, у нас есть большое количество посетителей. И, самое главное, нам трудно посчитать потенциальных посетителей. Индивидуальных туристов сейчас гораздо больше, чем организованных, на автобусах, к которым мы привыкли. Если сказать только по посещению экспозиций — то 30% автобусных туристов и 70% индивидуалов. Но это очень не точная картина, так как значительное число индивидуалов не ходят на экспозиции. Нам трудно оценить число этих неохваченных посетителей. Пандемия вмешалась тоже — мы не можем сейчас спрогнозировать: что будет даже в этом году. Резко количество посетителей не уменьшается, но изменения, скорее всего, будут. Поэтому такая гибкая работа со штатными, с внештатными, с частными экскурсоводами — она позволяет нам как-то реагировать на вызовы. Пытаемся сделать так, чтобы запросы наших посетителей были максимально удовлетворены».
ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ВНЕШТАТНЫМИ ЭКСКУРСОВОДАМИ И ЧАСТНЫМИ ГИДАМИ СОТРУТСЯ?
«С внештатными экскурсоводами у нас заключен договор на постоянную работу. Их у нас около 120. Они просто работают в таком динамичном режиме без рабочего дня. По большому счету, я думаю, что со временем границы сотрутся. По большому счету, это одно и тоже явление. То есть, есть человек, которому никто не запрещает самому вести какие-то экскурсии, который совершенно свободен, но он заинтересован в сотрудничестве с нами, он получает документ. Думаю, что границы сотрутся. Просто в условиях, когда ресурс общения с частными гидами использовался не очень активно, больший упор был на внештатников. Поэтому их выделили в отдельную категорию: вроде как наши сотрудники. Многие из них — бывшие сотрудники музея, бывшие экскурсоводы. Но по большому счету, это одна и та же методика работы».
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП — КАЧЕСТВО ЭКСКУРСИЙ
«Безусловно, допуская кого-то на нашу территорию, да и не только на нашу, имея дело с гостями, принцип у ВСМЗ главный и он будет незыблем — это качество проведения экскурсий и достоверность информации, ее грамотная подача, компетентность гидов и экскурсоводов. На этом мы будем стоять. Для этого и придуман тот механизм аккредитации, который должны пройти гиды. Это не какие-то там драконовские законы и препоны, а разговор идет о необходимости поддержания уровня экскурсий. Сам механизм аккредитации — он оторван от оплаты, аккредитация — бесплатная. Вопрос в том, как частные гиды этим воспользуются. Понятно, что это бизнес, и человек, пользуясь экспозициями музея, должен, конечно, за это заплатить и мы предусматриваем такую гибкую оплату».
ЭКСКУРСОВОД — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ В МУЗЕЕ
«Я вам так скажу: и к отдельным экскурсоводам музея есть вопросы. К сожалению, не всегда удается держать очень высокую марку. Хотя, в целом, наши экскурсоводы достаточно подготовлены. Не только частные гиды сдают экзамены, у нас периодически экскурсоводы сдают снова экзамены. Постоянно проверяется подготовка.
Мы должны понимать, что экскурсовод — это профессия очень ответственная. Нам кажется иногда, что это развлечение, но мы очень сильно ошибаемся. Конечно, это не совсем как учитель в школе. Но представьте, что приехал человек из Красноярска, он скопил денег, он единственный раз приехал в Суздаль и больше он никогда туда не попадет. И вот, представьте, что ему попался недобросовестный экскурсовод. Он рассказал ему или ерунду, или недостоверную информацию, или был скушен и вял. У человека плохое впечатление от Суздаля останется на всю жизнь. И все из-за одного экскурсовода.
Поэтому роль экскурсовода — она часто недооценивается. Она высокая. Я считаю экскурсоводов одними из главных людей в музее. Они находятся на переднем крае. Они создают образ музея, и образ городов и всей Владимирской области».
РЕГИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
«Со следующего года будет действовать еще и региональная лицензия для экскурсоводов. Я считаю, что это очень правильно. Они должны с ней быть где бы они ни работали — в музее ли, в городе ли.
До конца года будет сформирована специальная комиссия при областной администрации, в которую войдут наши сотрудники. С июля следующего года, если я не ошибаюсь, законное ведение экскурсии, в том числе по городам Владимирской области, будет невозможно без получения такой лицензии».
РАБОТЫ ХВАТИТ НА ВСЕХ
«Музей неизбежно должен зарабатывать. Но у нас есть миссия. Мы не просто зарабатываем, мы обеспечиваем высокое качество услуги. Поэтому подготовка экскурсоводов и высокое качество — это наш приоритет. Безусловно, мы будем работать на клиентов.
Огромное море людей квалифицированно обслужить очень сложно, потому что, когда приезжает автобус: на 30 человек один экскурсовод, а когда приезжает семья из трех человек — это тоже один экскурсовод. Эти ресурсы найти, обслужить каждого, чтобы не было отказов — это очень сложно. Этой работой надо было начинать заниматься уже очень давно. Мы видим эти проблемы, и даже несмотря на ковид, все равно посетителей и потенциальных посетителей столько, что их не охватить. Разговоры все эти о конфликтах с частными гидами — они, на мой взгляд, просто не серьезны. Работы хватит на всех и выжить всем можно будет только в условиях сотрудничества».
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.