Город Владимир в роли Златограда

Про то, как Инна Чурикова хотела построить во Владимире мост через реку, и про то, как Глеб Панфилов снимал у нас фильм «Прошу слова»
Новости 1 марта 2013, 07:31 5 25285

Автор: Дмитрий Артюх


Про то, как Инна Чурикова хотела построить во Владимире мост через реку, и про то, как Глеб Панфилов снимал у нас фильм «Прошу слова».


Не секрет, что нынешние отцы города грезят вторым мостом через Клязьму в районе Рахманова перевоза, который очень разгрузит мост старый, дамбу и вообще снизит транспортную напряженность во Владимире. Вопрос в том, что они для реализации этого проекта делают?!


Например, владимирский градоначальник Илья Чернов с 1953 по 1957, как пишет историк Николай Морозов, чтобы начать строить нынешний мост через Клязьму, несколько раз ездил в Москву в правительство и в итоге все же добился разрешения, подписанного самим Лаврентием Берией. Потом еще несколько десятков раз ездил искать деньги, подрядчиков, стройматериалы.


Добивалась строительства моста через реку и киношный мэр Елизавета Уварова. Отстаивала свою мечту она тоже в правительстве и даже в Верховном Совете СССР. Правда, управляла Уварова Владимиром не взаправду, а в фильме Глеба Панфилова «Прошу слова». Город там назван Златоградом, но снимали его во Владимире в 1974 году и в натурных съемках прекрасно узнаются виды нашего областного центра.


Секретарь парткома местного завода Елизавета Уварова, которую играет Инна Чурикова, становится председателем Горисполкома Златограда. Целеустремленная женщина садится в кресло мэра с четкими намерениями улучшить жизнь горожан, принося «свои женские инстинкты и семейный уют в жертву всеобщего социального блага». У Уваровой нелепо погибает сын, но трагедия не сломила ее, и в день похорон она выходит на работу. Историю о женщине, похоронившей сына и сразу с кладбища пошедшей проводить совещание, однажды рассказали Глебу Панфилову. Тогда режиссер понял, «что мечты партии вывести принципиально новую человеческую особь стали явью», и решил снять об этом фильм.


Уварова поглощена идеей построить в Златограде на левом берегу реки новый большой благоустроенный городской район. Для этого сначала нужно возвести через реку мост, который обойдется в 10 миллионов советских рублей. В интервью французским журналистам она говорит, что хочет обеспечить всех нуждающихся квартирами, но при этом считает необходимым сохранить облик старого города, которому больше 700 лет. Застройка исторического ядра для нее, очевидно, недопустима. Уварова собирает специалистов, выезжает с ними на реку, делает замеры, фотографирует, рисуется проект будущего района. Многие сомневаются в ее затее, отговаривают, но дальновидная женщина-политик непреклонна и едет просить денег на мост в Москву.




К этому фильму, удостоенному награды Международного кинофестиваля в Карловых Варах, относятся по-разному. Некоторые считают, что Панфилов снял невыразительный госзаказ на современную тему. Другие говорят, что это шедевр о борьбе между семейными ценностями и общественным долгом, что в фильме впервые заговорили «о расчеловеченности режима, где официальная идея вытеснила любое чувство».


Глеб Панфилов любил Владимирскую область. Как минимум, четыре фильма режиссер делал у нас. «В огне брода нет» и «Начало» - снимались в Муроме, «Тема» - в Суздале, «Прошу слова» - во Владимире. Последний фильм снимали в два приема летом и зимой 1974-75 годов.


Многие владимирцы вспоминают кипящую работу режиссера, операторов, помощников на Соборной площади, на смотровой площадке у Дмитриевского собора, на улице Егорова в Добром.


Здание владимирского Госбанка за памятником Ленина на Сборке по фильму стало Горисполкомом Златограда. Именно там был рабочий кабинет мэра Елизаветы Уваровой. К нему она приезжает на служебной «Волге», а милиционер у Дома Офицеров отдает ей честь. На кадрах можно увидеть пока еще пустое место около памятника Ленина, которое в 1990-х займет новое здание «Сбербанка» с башенкой и часами.


Большое изумление горожан вызвало то, что Панфилов решил пустить карету «скорой помощи» по пешеходной дорожке вдоль южной стены Рождественского монастыря, над самой кручей. Нужды ехать «скорой» по кромке вала, конечно, не было, никаких лечебных учреждений поблизости нет. Но кто, кроме владимирцев, знает об этом?! Зато кадр получился эффектный. Хотя выезжала оттуда машина, очевидно, задом и с большими трудностями. На кадрах виден монастырь, который занимали в то время чекисты, еще без Рождественского собора и его колокольни.


Интересный момент, когда Уварова с личным водителем на «Волге» поднимается на Студеную гору и тут же выезжает на площадь Фрунзе, поворачивает к памятнику Фрунзе, около которого идет благоустройство территории, а сам монумент задрапирован покрывалом, как будто его должны со дня на день открыть. Интересно, что в действительности открывали памятник революционеру в том же 1974 году, в июле. На самом ли деле в фильме запечатлен исторический момент или все это было срежиссировано, точно неизвестно.


В нескольких эпизодах, снятых за Клязьмой, хорошо просматривается южная панорама Владимира, Успенский собор еще до реставрации - с четырьмя черными, непозолоченными главами, церковь Николы в Галеях, дамба. Кстати, на пленке можно увидеть и краешек клязьминского моста, которого по фильму еще не было, в реальности он стоял уже больше 15 лет.




Еще один захватывающий момент фильма, перекликающийся с реальным событием весны 2010 года на улице Мира. Один из домов города дал трещину, мэр Уварова немедленно выезжает туда с помощником. В опасном здании гуляет ничего не подозревающая свадьба, которую мэр уводит из квартиры, сажает в «Икарус» и увозит в другой дом.


На кадрах этого эпизода видна некая улица, новостройки-пятиэтажки, заросли травы, фургончики строителей. Сложно теперь в этом пейзаже узнать улицу Егорова в Добром, дом с аркой, где была аптека и гастроном, который теперь стал «Спаром». А «треснувшая» пятиэтажка — это дом №1 по улице Егорова, который стоит через дорогу напротив книжного магазина. Некоторые владимирцы помнят, как снимался этот эпизод, и нарисованную трещину.


А вот «Икарус» создателям фильма пришлось поискать. Этот венгерский автобус на кадрах — один из первых, появившихся во Владимиркой области, курсировал тогда между Владимиром и закрытым городом «Владимир-30» (будущим Радужным).




По словам суздальского киноведа Юрия Белова, в фильме в массовке были задействованы и жители Владимира. В частности, в одном из эпизодов «Прошу слова» можно видеть Ильбара Туйметова, актера, 40 лет игравшего во Владимирском драматическом театре.


Кстати, мог сниматься во Владимире, в роли мужа Уваровой, и Владимир Высоцкий. Певец и актер проходил пробы, но режиссер Панфилов остановил выбор на Николае Губенко.