Храм вдохновения

Известный российский географ и поэт Павел Полян придумал себе псевдоним с владимирскими корнями и воспел знаменитую церковь Покрова на Нерли в стихах
Новости Автор: 6 декабря 2017, 09:01 3 3452

В 2017 году у известного географа, писателя, литературоведа, ведущего научного сотрудника Института географии РАН Павла Поляна вышла книга «Географические арабески: пространства вдохновения, свободы и несвободы». Арабески - это более 800 страниц стихов, очерков, мемуаров и размышлений об ученых, черте оседлости, еврейских погромах, заключенных ГУЛАГА и немецких концлагерей, закрытых городах, политике и науке. Среди стихотворных произведений книги можно найти строки, посвященные Владимирской области.

3nerler.jpg Павел Полян
IMG_1121.jpg

Павел Полян родился в 1952 году, окончил геофак МГУ и аспирантуру Института географии АН СССР. В сферу научных интересов ученого входило транспортное и демографическое развитие городов, история и география принудительных миграций. По теме принудительной миграции в 1998 году он защитил докторскую диссертацию. Полян - автор более 200 научных работ.

С 1970-х годов ученый занимается литературой, пишет стихи и прозу, изучает жизнь и творчество Осипа Мандельштама. Под псевдонимом Павел Нерлер известен как автор нескольких стихотворных сборников.

Псевдоним Павла Поляна «Нерлер» происходит от названия реки Нерль, левого притока Клязьмы. Историю появления вымышленной фамилии с «угро-финским корнем» и «идишским окончанием», имеющей прямое отношение к Владимирской области, географ и литератор раскрыл в этом году в интервью «Новой газете»:

«Я впервые попал в Боголюбово в июле 1972 года, возвращаясь в Москву со студенческой практики по Ивановской области. Прошел через монастырь к станции, зашагал по просторной луговине с маленькой церковкой вдалеке. По мере приближения она все хорошела и росла, пока вдруг не взлетела внезапно на холм и не удвоилась, отразившись в старице-подковке. Влюбился я в это место с первого же взгляда, а влюбившись, как оно и полагается в 20 лет, ни за что не захотел расставаться и ночью. Отчего последней московской электричке предпочел щекочущий и шуршащий ночлег в одном из стогов на том берегу Нерли».
IMG_4414.JPG

После первой встречи Полян-Нерлер бывал на Боголюбовском лугу у белокаменного шедевра 12 века еще не раз. В конце 1970-х он даже написал красивую «маленькую поэму», названную «Обретение псевдонима», в которой храм Покрова на Нерли проходит лейтмотивом.

Посвящена поэма «тете Шуре» - Александре Михайловне Калединой, работавшей в белокаменной церкви Андрея Боголюбского смотрительницей. По рассказам Поляна, он подружился с ней и имел возможность в свои частые приезды в Боголюбово ночевать у нее, а не в стогах сена.

IMG_2093.JPG

Окрестности знаменитого храма Покрова на Нерли в поэме предстают совершенно сказочным и волшебным местом, с незабываемыми туманами, половодьями, дымками, русалками и небесными звуками.

ОБРЕТЕНИЕ ПСЕВДОНИМА
МАЛЕНЬКАЯ ПОЭМА

Памяти «тети Шуры» (А. М. Калединой) — хранительницы храма Покрова-на-Нерли

«От монастырских косогоров
Широкий убегает луг...»
(О. Мандельштам)

«Плывет. Куда ж нам плыть?..

(А. С. Пушкин)

1.
Пролог
Детское, святое вдохновенье,
каменная, розовая явь.
У любви — единственное зренье,
и луна, послушная теченью,
небеса пересекает вплавь.
Это здесь я был застигнут словом,
здесь — любовью, с мукою в оплет,
и, двойным окутанный покровом,
я к любой беде вставал готовым,
— кроме той, что мне перепадет.

2.
Весна
... По траве пожухлой, как по сходням,
путь знакомый долог — ну так что ж?
Да пребудет вечное сегодня! —
в отраженном небе половоднем
на холме, как в лодке, ты плывешь.
Мир еще знобит под тонкой льдинкой,
а уже небесный льется звук.
И под серебристую сурдинку
жгут траву, и прошлогодней дымкой
пахнет зыбкий, отдохнувший луг.

3.
Лето
Подсыхают луговые балки.
Соловьи клюют ночную тишь.
В старице купаются русалки,
и галдят, галдят об этом галки
и срываются с крестов и крыш.
Мотыльков полуденных круженье.
Ночь в стогу, кузнечик у виска.
И плывут, согласно назначенью,
золотые катеты сеченья,
ангелы, созвездья, облака...

4.
Осень
... Ночью белый камень источает
кладки алебастровую суть
и тепло дневное возвращает —
всем и вся смущает и прельщает,
бередит и не дает уснуть.
Угольков прощальное мерцанье!
запах воска! тяга к ворожбе!..
Не заметишь в утреннем тумане,
как твое святое пониманье
встрепенется и умрет в тебе.

5.
Зима
Скирды под снегами коченеют,
с краем луга слился неба край —
лишь кусты прибрежные чернеют,
и хрустит, и дышит, и густеет
льдинами срезаемый припай.
Скоро погрузится все в молчанье —
и следов запорошится нить...
Только поезд ухнет за плечами —
каково нестись ему ночами,
без следа пространство колесить?

6.
Эпилог
Вот и кончен круг. Долой с орбиты —
лодки-спички, щепки-корабли!
Это я, укутан и воспитан,
запускал вас с видом деловитым
и следил, чтоб весело вы шли...
Снегом запорошена протока,
со стеклянным хрустом лед трещит.
Наглухо забиты щели окон:
уходи отсюда, от истока —
устье новое, привольное ищи!

7.
Кода
... Снег валит — широко и без срока,
и на всей равнине — ни души.
Здесь ты жил счастливо и высоко...
Оглянись — следы твои далеко,
и заносит их... Спеши, спеши!..
И в каком бы ты ни сбылся круге,
что б ни предстояло впереди,—
этой церкви трепетные дуги,
словно имя нежное подруги,
будешь помнить и носить в груди!
1978—1979

Отметим, что церковь Покрова на Нерли вдохновляла на творчество многих. Так, заночевав около знаменитого храма в 1940-х годах, московский архитектор Леонид Павлов, например, вдохновился на проект станции «Добрынинская» московского метрополитена.