Арт-директор Киржачской типографии Юрий Ермаков рассказал об опыте создания банкнот для Ирака с портретом Саддама Хусейна, рекламы МММ в московском метро, билетов Кремлевского дворца съездов и высказал сожаление об утрате художественности полиграфической продукции
Известному художнику из Москвы, работавшему на Гознаке, принимавшему участие в создании ряда банкнот СССР и иностранных государств, а ныне арт-директору Киржачской типографии Владимирской области, специализирующейся на выпуске бланков документов государственного образца об образовании и квалификации, Юрию Ермакову исполнилось 60 лет.
Юбиляр посетил типографию во Владимирской области, для которой с ноября 2010 года разработал дизайн большинства видов продукции. Коллектив предприятия и его генеральный директор Евгений Федоров поздравили Ермакова и пожелали ему долгой и плодотворной работы.
Ермаков родился в 1957 году в Москве, окончил специальный техникум Гознака по специальности гравер-художник. Около 20 лет работал на Гознаке - с 1974 по 1992 год. Еще 20 лет отдал собственной типографии и арт-студии, ряду фирм, имеющих лицензию на защищенную полиграфию, в том числе ЗАО "Н.Т.Граф" и ЗАО «Концерн Знак» в Москве.
Во время работы на Московской печатной фабрике Гознака Юрию Ермакову пришлось поучаствовать в разработке денежных знаков иностранных государств. В середине 1980-х художник трудился над портретом Саддама Хусейна для иракских динаров образца 1986 года с Аль-Шахид и всадниками.
Для купюр Вьетнама конца 1980-х Ермаков создавал портрет Хо Ши Мина и жанровые сценки с вьетнамскими крестьянами.
Последние денежные купюры на Гознаке Ермаков сделал для Родины. После инфляции начала 1990-х в СССР пришлось печатать деньги с «большими нулями» - номиналом в 200, 500 и 1000 рублей. Для этих банкнот Ермаков опять разрабатывал портрет вождя мирового пролетариата и «всякий антураж».
Вот, что рассказал Зебра ТВ Юрий Ермаков об особенностях процесса работы над купюрами:
«Художники-графики занимались созданием эскиза, а затем гравер-художник, в частности я, по утвержденным эскизам создавал оригинальный штемпель металлографической классической печати. Металлографическая печать - один из основных защитных признаков денежной купюры. Это древнее такое ремесло - гравюра на металле. Это изображение гравируется специальными инструментами - штихелями на металле. А затем уже с оригинального штемпеля создаются разными технологическими процессами (гальванопластика, прессование) тиражные формы для машин печатных. И затем уже печатается с этих форм тираж».
Профессия Юрия Ермакова в Советском Союзе была не просто редкая, а супер-редкая. Секреты мастерства, вспоминает художник, он перенимал у старых умудренных опытом сотрудников московского Гознака:
«Это отдельно стоящий со своими особенностями жанр графики, отличающийся особой проработкой деталей, ювелирной работой... Всего таких специалистов в Советском Союзе было не более десятка человек. Специальность единичная. Этому нигде в художественных училищах не учили. Это была чисто такая Гознаковская специальность».
В конце 1980-х мастеру самому пришлось делиться своим уникальным опытом с учениками. В то время во Вьетнаме решено было создавать свой Гознак. Для выполнения этой задачи в СССР прибыла группа вьетнамских художников-граверов, которых Ермаков больше года обучал искусству классической гравюры.
Кроме денег и партийных документов, Ермаков много работал над советскими и зарубежными металлографическими почтовыми марками, печатная форма которых также гравируется на металле. Эти марки отличаются чистотой линий, пластичностью рисунка и имеют высокую художественно-эстетическую ценность.
Вспоминая о своем творчестве после ухода с Гознака в 1992 году, Юрий Ермаков с определенной долей иронии вспоминает, как создал с товарищами кооператив «Реклама в метро», как вручную рисовали рекламные щиты, как на поездах кольцевой ветки столичной подземки выводили логотип фирмы Сергея Мавроди «МММ».
А потом Ермаков с другом начал «оживлять» безликие билеты московских театров:
«Однажды мы пошли в театр и взяли билет в театральной кассе. А он был такой «старообрядческий», на зеленом куске бумаги просто номер стоял. И мы так подумали: а что, если сделать билеты нормальные. Нам привезли из-за границы билет в греческий театр, он был художественно оформлен. И мы первый сделали эскиз билета: с одной стороны защищенного, чтобы не подделали, с другой стороны - все-таки художественного. И мы пошли предлагать свои услуги в Государственный Кремлевский Дворец. И как ни странно, с нами сразу же заключили договор. То есть мы сделали первый в новой России художественный театральный билет. И затем мы эту тему развили. Мы делали билеты и для МХАТа, и для Театра Сатиры, и для Молодежного Театра, и для Театра Российской Армии, и для Театра Гоголя, и для стадионов, и для Русского музея в Питере, и для Музея Изобразительных Искусств, и для Алмазного фонда. Потом это все вытеснили технологии: билеты на термобумаге с рулона. Сейчас эти билеты - они больше просто квиточки. Все вернулось на круги своя».
Уход «художественности и эстетического момента» художник Юрий Ермаков замечает не только в театральных билетах, но и в официальных документах, деньгах, марках - во всем том, над чем ему пришлось работать. По его мнению, «художественность» постепенно уходит из нашей жизни в принципе:
«С новыми технологиями ручная гравюра практически умирает. Наши деньги современные - это компьютерные лазерные технологии. Сами штемпели создаются с помощью компьютерных технологий. А ручная гравюра уходит из производства. Можно взять деньги 60-х годов СССР и посмотреть гравюры, потрогать пальцем. Там чувствуются высокий слой краски. За счет этого ручная гравюра отличается богатой передачей объема, фактуры, изображения. Она более тонкая, она более миниатюрная. А современная гравюра - она имеет гораздо меньшую высоту красочного слоя и художественно она менее ценна. Она не имеет такого богатства полутонов. Она более механическая... Уже бумажные деньги уходят. Появились деньги на прозрачном пластике. Деньги все более становятся виртуальными. Так же как и другая полиграфия - газеты, журналы, книги. Они тоже переходят в цифровой формат. Кто-то говорит, что в 2024 году будет напечатана последняя газета... То, что художественность из защищенной полиграфии уходит, это да. Взять свидетельство о рождении 1950-х годов, и свидетельство на землю сегодняшнее. Свидетельство на землю - это просто лист бумаги, на котором распечатывается некая информация и ставится печать. Художественность уходит. Это все больше просто сухие документы, просто информация сухая. А эстетический момент совершенно уходит. Ну, как в принципе из всего в нашей жизни. Мебель возьмите, одежду. Все становится практичным, а не эстетическим».