Площадкой III фестиваля современного искусства «АртСубъект» в городе Владимире станут цеха старинной Фабрики музыкальных инструментов
21 апреля в столице Владимирской области откроется III фестиваль актуального искусства «АртСубъект». На этот раз молодые художники осваивают цеха бывшей фабрики музыкальных инструментов. Старинное здание фабрики, из которого выведено производство, превращают в лофт для творческих практик.
Организаторы «АртСубъекта» перекраивают под фестиваль бывший цех по производству дверей. Через несколько дней индустриальное пространство превратится в выставочный- и кинозалы, холл с фуд-кортом, музыкальную лабораторию и детскую мастерскую.
Вместе с организаторами над преображением фабричного цеха работают 50 волонтеров. Некоторые из-за «горящих» сроков практически живут на фабрике, признается куратор волонтеров Ольга Воробьева:
Ольга Воробьева
«Все это - просто люди, студенты. Сегодня приходил мой муж, приходил коллега моего мужа. Придет моя бывшая однокурсница со своим парнем. То есть, просто все зовут знакомых, а те - других знакомых. Я вот сама сейчас оставила маленького ребенка дома и прибежала. Еще мы связывались с Доброштабом — Мария Багаева привела нам много людей. Это удивительно, потому что до этого мы все не были знакомы».
Анастасия Вавилова
«Фестиваль ограничен в средствах. Каждый несет то, что у него есть. Например, фуд-корт будет из вещей в стиле ретро. И вот все несут: кто пластинки, кто - лампы», - рассказывает соорганизатор фестиваля Анастасия Вавилова.
В музыкальной локации фабричного цеха растет гора «ламповых» телевизоров. За звучание фестиваля отвечает известная во Владимире группа организаторов музыкальных вечеринок «GP community» (Gagarin party).
Один из идеологов проекта Стаса Наумченкова объясняет, что они собирают пул исполнителей электронной музыки. В зале появятся проекторы, имитирующие звездное небо, лаунж-зона и небольшой лекторий:
«Мы, как покемоны. У каждого есть своя суперспособность, у кого-то - колонки, а у кого-то - шуруповёрт с бензопилой».
Стас Наумченков
«GP community» будут организовывать музыкальную программу в ночь открытия фестиваля - с 21 на 22 апреля. А в следующие выходные - с 28 на 29 апреля - устраивать свою музыкальную вечеринку на «АртСубъекте» будет другая группа - NIKE7UP.
Михаил Бобров
Место для организации нового трюкового шоу присматривает и Михаил Бобров, ставший известным во Владимире своими эпатажными экспериментами с подвешивания людей на крюках, закрепленных на коже. На этот раз он планирует сделать шоу еще более шокирующим:
«В этом году мы планируем подвесить одного человека, а другого запрячь крюками, чтобы он тянул и поднимал первого. То есть один человек будет поднимать другого собственной кожей. Желающие уже есть. Но все может пойти непредсказуемо, поэтому я сильно ничего не планирую».
Соорганизатор фестиваля Анастасия Вавилова делится секретом, что у Михаила Боброва есть еще идея установить теневую ширму, за которой будет работать тату-мастер. Желающие смогут просунуть в прорезь ширмы любую часть тела и получить бесплатную татуировку. А каким будет тату - знать будет только мастер.
В другом конце цехового пространства организуют вместительный кинозал. Отвечать за программу игровых фильмов взялся Николай Лупанов, он везет на «АртСубъект» студентов ВГИКа. А афишу документальных фильмов составляет Наталия Касьянова:
Наталья Касьянова
«В субботу на открытии у нас будет фильм Александра Шейна «Тимур Новиков. Ноль объект». Это фильм про андеграунд восьмидесятых, про Курехина, Цоя, Новикова (вокруг которого все эти люди объединились), про Мамышева-Монро. В общем, про такую революцию 80-х. А воскресенье будет посвящено художественному кино — и придут режиссеры из ВГИКа. А на неделе у нас будет несколько программ. Во-первых, норвежский документальный фильм «Братья», который входит в ТОП документальных хитов мира. Потом - студенческая программа «Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова». И будет классная программа подростковой документалки от воронежской студии Дины Бариновой. Там подростки, обычные школьники просто берут камеру в руки и идут снимать кино. Чаще всего — личное кино про отношения с родителями, про проблемы дома. То есть, такой подростковый, безбашенный док. И еще в субботу будет две кинопрограммы — избранные фильмы питерского фестиваля «Kinodot». Мы покажем несколько экспериментальных зарубежных короткометражек с этого фестиваля. И будет документальная анимация — новый зарождающийся жанр, который в России только делает первые шаги.
Все, что мы сюда везем, люди предоставляют нам совершенно бесплатно. Потому что я всем говорю: во Владимире нет никакого центра современного искусства, нас надо просто поддержать. Мы всем объясняем: да, у нас платный вход, но только я на эти деньги уже краску купила. Правда, самих денег еще не видела. А нам надо отремонтировать целый зал. Ребята почти целую неделю стену строили. Здесь была дверная фабрика, и нам дали двери. Люди из ничего делают удивительные вещи. Например, наш главный прораб Данила — это человек, который просто упал на нашу голову. Один из нас как-то позвал его как человека, учившегося на строителя, проконсультировать волонтеров. А он остался и теперь уже неделю тут живет. Я не понимаю, в чем его мотивация. Но тут все ходят за ним хвостом и спрашивают, как сделать. Никто же ничего не умеет».
Анастасия Вавилова говорит, что собственники бывшей музыкальной фабрики планируют после фестиваля сдавать цех в аренду. Но судя по всему, владельцев фабрики заразил энтузиазм владимирских авангардистов, и они уже подумывают о сохранении арт-пространства:
«ВЗПО Техника» к нам тоже пришло с предложением предоставить помещение под такое арт-пространство. Есть ощущение, что мы реально всколыхнули город. И во Владимире все же появится постоянное арт-пространство: для концертов, выставок, кинопросмотров».
Сбор денег на фестиваль современного искусства во Владимире идет не слишком успешно. Энтузиасты пока радуются, что неизвестный благотворитель перечислил им счет 20 тысяч рублей. На эти деньги купили краску.
Варвара Кузьмина
«Подготовка проходит в спартанских условиях. Но люди, когда сюда приходят, как-то заряжаются и начинают помогать: кто-то средствами, кто-то ресурсами. Компания «Принтон», например, печатает нам бесплатно. А это очень большая статья расходов. Еще одна внушительная статья — по расселению художников. Но находятся люди, которые берут к себе домой. У нас таким образом человек 30 уже расселяется. Это тоже такой отклик от горожан, которые оказались небезразличными», - рассказывает соорганизатор фестиваля Варвара Кузьмина.
Женя Strange Fruit
Вместе с Женей Кулешовой (Женя Strange Fruit) Варвара Кузьмина является куратором центральной выставки фестиваля «Обратная перспектива»:
«Здесь несколько направлений по раскрытию этой темы. Во-первых, это память, история, семья. Во-вторых, это работа с языком. Обратная перспектива — это определенный способ изображения. Мы привыкли к стандартной линейной перспективе. А, например, в древнерусской иконописи, в детских рисунках и творчестве племен, которые до сих пор не соотносятся с цивилизацией, творят по-другому. Речь идет о детском и чистом способе видения, который свойственен также и иконописи. Выглядит это следующим образом: пространство расширяется внутри изображения, а точки схода находятся на зрителе. И таким образом, именно он становится точкой, с которой сакральное пространство расширяется, в которое как будто можно совершить переход».
Кураторы рассчитывают, что в выставке примут участие художники из десятка регионов России: Екатеринбурга, Саратова, Челябинска, Самары, Тулы:
«В процентном соотношении где-то на одну треть будут представлены владимирские художники и на две трети — художники из других регионов, работы которых переплетаются с темой фестиваля «Обратная перспектива». В связи с выбором темы, мы приветствовали проекты, которые работают со смешением языков. У Полины Исландия есть работа, где звуки фабрики смешиваются с его поэтическими практиками. А те, в свою очередь, выходят в визуальный и графический ряд. Любопытный проект у Наташи Кузьминой. Она документировала бытование пыли на фабрике. Лучше, конечно, это увидеть своими глазами. Но суть в том, что она зафиксировала, как выглядела фабрика в тот момент, когда производство только закрылось, а мы сюда впервые попали. И теперь она переносит это видение на живописные холсты, используя пыль. То есть, повторяя цветовую гамму фотографий, которые она отсняла. Все это будет расположено как раз в той части, где вылезает пылесборник - это такой оставшийся артефакт фабрики. Пыль здесь становится синонимом того, что ничто не вечно, все постоянно меняется. Что фабрика в разное время производила разные вещи, но все равно в итоге превращается в пыль. Как и мы сами. Мне кажется, это очень сильная и интересная работа».
В цехе бывшей музыкальной фабрики уже идет монтаж некоторых экспозиций. Например, свои работы привезла фотограф из Зеленограда Наталья Балута:
«Тут прекрасное пространство и океан энтузиазма у организаторов. Это волшебное сочетание, которое должно в итоге выстрелить.
Наталья Балуга
Выбранный мной материал - про рубеж обороны Москвы, который проходил как раз по территории Зеленограда. Я сама оттуда. В какой-то момент я поняла, что для меня эта история всегда была реальностью — мы в детстве играли на земле, в которой постоянно находили гильзы, осколки, чьи-то останки. Это очень символическое место, где с одной стороны проспекта были фашисты, с другой — фашистов не было никогда. И с этим пространственным ощущением я живу всю жизнь. Но в какой-то момент я поняла, что вот эта память, связанная с рубежом, затягивается и стирается. Сейчас в нашем городе даже те мемориалы, которые есть, застраиваются. И на моих фотографиях видно, что транспортная развязка, например, идет прямо над могилой. Или торговый комплекс строят так, что братская могила оказывается где-то на заднем дворе. Я не понимаю, почему они так делают: земли много,и можно было бы перенести все это хоть на 500 метров, чтобы оставить места памяти.
Удивительно, что в Москве я никакого интереса к этому проекту не вижу, хотя я постоянно подаю на какие-то конкурсы, выставки, общаюсь с разными институциями. К этому есть интерес со стороны государства, а со стороны арт-сообщества — нет. Видимо, как раз потому, что идут постоянные потоки вот этого государственного патриотизма, от которого все пытаются дистанцироваться. А за рубежом, наоборот, мне все говорят, что это надо обязательно продолжать делать и говорить о разных аспектах памяти о войне. У меня есть желание делать так, чтобы это продолжало задевать и трогать. Но выставить этот проект мне пока нигде не удалось. И когда был объявлен прием заявок во Владимире, я, как всегда, с надежной подала заявку. И помогло, наверное, то что мы с Варей знакомы, она много знает об этом проекте и видела работу над ним. То есть, для меня это колоссальная возможность привести все свои наработки и дать им пространственную жизнь».
В этом году организаторы фестиваля актуального искусства планируют пробовать водить по выставке экскурсии. Первые экскурсии проведут в день открытия - 21 апреля. В роли гидов выступят лекторы, которые постараются простым языком рассказать о сложных аспектах современного искусства.
«В первый день фестиваля приедет Ирина Кулик и будет читать лекцию «Музыка в авангарде и в современном искусстве». Откуда взялась музыка? Мы находимся на бывшей фабрике музыкальных инструментов. И у нас здесь будет много аудиовизуальных инсталляций, которые работают со звуком. Мы все так собирали, чтобы это место зазвучало. Еще одна любопытная лекция, которую будут читать Алиса Савицкая (куратор, начальник Отдела выставок Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО) и Владислав Ефимов (художник, фотограф, руководитель мастерской проектной фотографии Школы Родченко в Москве). Алиса расскажет про аналогичный опыт самооргаизации художников. В Нижнем Новгороде Центр современного искусства функционирует уже несколько лет, и нам важно перенимать такой опыт», - делится подробностями Варвара Кузьмина.
Еще одна новая «фишка» фестиваля современного искусства «АртСубъект» во Владимире - недельная арт-резиденция, которую будут курировать представители московской школы имени Родченко:
«Все это время какое-то количество художников будут работать вместе с представителем этой школы Владиславом Ефимовым. В течение недели они в рамках лаборатории будут создавать выставку, которая будет презентована в выходные 28-29 апреля. Ребята из Родченко уже приезжали и сориентировались на местности. Нам кажется, что для многих это будет способствовать поиску своего метода работы с городом. У нас много интересных и талантливых художников во Владимире, но почти никто не работает с городской и региональной идентичностью. Может быть, потому что глаз замыливается.
А в завершение мы планируем провести большое событие — дискуссию на тему того, как современное искусство может развиваться во Владимирской области. Наша цель — обсуждать это с представителями других площадок, которые работают с более традиционными форматами. Кроме того, мы хотим пригласить представителей города Владимира и Владимирской области, которым интересные подобные формы работы».
Подробнее о фестивале актуального искусства «АртСубъект» во Владимире можно узнать
на его официальном сайте и в группах
в социальных сетях.
<