В центре Суздаля открылся интерактивный Дом кино. Идейный вдохновитель и создатель частного музея, москвичка Елена Горбатько рассказала Зебра ТВ, как за год удалось создать новый туристический объект.
Отметим, что это уже вторая экспозиция в городе-музее, посвященная кино: в 2013 году гостиничный комплекс «Пушкарская слобода» совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником открыли выставку «Суздаль в кино». В бывшей водонапорной башне можно познакомиться с кинохроникой с 1964 до 2013 годы.
Экспозицию и дизайн второго музея, посвященного музейной тематике Суздаля, создавали с нуля. С наполнением залов помогали суздальские экскурсоводы, историки, художники и фотографы. На первом этаже располагается экспозиция об истории создания культовых кинофильмов в Суздале с описанием событий и указанием мест, где была снята та или иная картина. На втором этаже расположено несколько залов с интерактивными экспозициями - «Зеркальная комната», зал дополненной реальности и небольшой кинозал. В Доме кино есть арт-бар под названием «Стоп-кадр».
«Наверное, только ленивый не задумывался о том, чтобы создать в Суздале что-то, связанное с кино — главное, что-то сделать. Все началось довольно просто: около года назад, в разгаре пандемии коронавируса, мы первый раз приехали в Суздаль. Честно сказать, пройдя по уютным улочкам города, я не понимала, что же здесь делают люди, скучновато было. Когда я вернулась в Москву, все друзья задавали вопрос — что же вы делали там два дня?
И захотелось придумать что-то интересное, куда людям будет интересно прийти. Идея Дома кино оформилась потом — хотелось просто сделать интересное место, куда будет интересно прийти. Прошла параллель со Швейцарией, куда в музей Чарли Чаплина стекается весь мир. Почему бы не собрать то, что есть в Суздале, и привлечь людей в это место. Идея Дома кино так и родилась», - рассказала Зебра ТВ создатель музея.
Формат арт-пространства старались сделать максимально современным, чтобы привлечь и взрослых, и молодежь. В экспозиции на первом этаже — уникальные фотографии из архивов «Мосфильма» сопровождаются комментариями аудиогида, текст можно почитать и на тач-панели.
Музейное пространство рассчитано, в первую очередь, на индивидуальных туристов, которых в ковидное время стало больше, в перспективе рассматривается возможность групповых экскурсий.
Создательница музея оговаривается - в экспозиции Дома кино далеко не все фильмы, которые были сняты в Суздале: подбирались кинокартины, о которых имеются не только сухие факты, а сохранились фотографии и уникальные ролики:
«Была проделана сложная работа с экспозицией. Был заключен договор с "Мосфильмом" - одни из немногих, кто быстро дал свое согласие. Заключили договор, мы заплатили за кадры, за съемки. Другие киностудии, с которыми мы общались, кто-то очень долго думал, кто-то даже не отвечал. Правда, после открытия музея некоторые кинокомпании возобновили общение с нами, надеюсь, экспозицию удастся дополнить. Но достаточно большое количество фильмов, снятых в Суздале, сняты именно "Мосфильмом". А вот посотрудничать с Юрием Васильевичем Беловым (краевед и журналист, специалист по киноистории Суздаля — ред.), к сожалению, так и не удалось, свою коллекцию он нам так и не показал. Я полагаю, его мог не устроить наш формат.
Денег было вложено немало. Не скажу, что сами исходники "Мосфильма" дорого стоили, - это адекватные деньги. Но многие фильмы старые, черно-белые, и привести их в хороший вид, чтобы достойно донести до зрителя — это стоило очень недешево. Некоторые исходники мы печатали, и качество было отвратительным. Над фотографиями пришлось долго работать, вытягивать, восстанавливать в типографии. Поскольку фотографии — это основная наша экспозиция, хотелось, чтобы это выглядело достойно.
Если в кадре появляется конкретное место Суздаля - храм, дом - у нас есть информация о том, как это место выглядит сейчас, и краткие исторические сведения, что это за место».
Елена Горбатько говорит, что, несмотря на трудности в процессе создания музея, безвыходных ситуаций не возникало:
«Со всеми, с кем мы работали, дело складывалось «на ура», нам как будто дали зеленый свет. Очень помогли местные экскурсоводы, местный художник, который нарисовал нам рукописную карту Суздаля, генеалогическое древо Рюриковичей.
Конечно, не бывает так, чтобы все гладко и просто, были моменты, когда опускались руки, честно скажу. Но когда ты видишь результат со стороны и кажется, что процесс был интересным, проблемы решались по мере поступления. Это, знаете, как когда ребенок рождается, и ты моментально забываешь про проблемы, заботы, думаешь, что все было великолепно, несложно и главное — не зря».
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.