Во Владимире прошел «Ресторанный день». Как это событие может повлиять на развитие городской гастрономической культуры, рассказал один из собственников «Куртош&Кофе» Виктор Штефанец
В субботу, 19 мая, сразу на нескольких площадках столицы Владимирской области на один день открылись необычные точки общепита. «Ресторанный день» состоялся во Владимире второй раз. В тестовом формате непрофессиональные повара выходили на улицу в середине февраля.
«Ресторанный день» - это новая, еще не прижавшаяся во Владимире, городская культура. Смысл события в том, что в формате флешмоба в парки, на площади и даже во дворы одновременно выходят люди, делящиеся друг с другом новыми гастрономическими идеями.
Формат «Ресторанного дня» зародился 7 лет назад в Финляндии и сейчас популярен уже более чем в 30 странах мира, рассказывает главный волонтер-организатор спонтанного праздника живота в городе Владимире Виктор Штефанец:
«Мероприятие возникло в Хельсинки в 2011 году. Ребята хотели сделать свое заведение, но у них возникли бюрократические проблемы. Чтобы проверить идею нужны были какие-то неимоверные инвестиции. И они просто решили выйти на улицу на один день - анонсировали все это в Фейсбуке. К ним присоединилось еще несколько проектов, и таким образом получился первый «Ресторанный день». Вышли ребята, которые хотели просто что-то поготовить, и те, которые хотели проверить свою бизнес-идею. И оно распространилось по многим странам. В России сейчас около 10 городов принимает участие — Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург с Петербургом оспаривают первенство, Москва».
Виктор Штефанец
Во Владимире участники «Ресторанного дня», по сходной цене угощавшие прохожих необычными блюдами, расположились сразу на нескольких площадках: во дворике торгового центра «Гагаринский» (у входа в «Куртош&Кофе»), в Комсомольском сквере у Северных Торговых рядов, у кафе «Траттория» (в районе снесенных «Блинчиков») и в магазинчике «ТвояМоя».
Непрофессиональные рестораторы угощали алкогольным джемом, вяленой рыбой, эстонским супом, необычными вафлями, кубинским какао и лимонадами.
Самыми юными участниками действа стали 16-летние ребята, мечтающие этим летом открыть во Владимире собственное кафе и продавать завернутые в лаваш куриные стрипсы. Правда, мировой бренд KFC, открывший недавно в столице Владимирской области свой ресторан, подпортила планы студентов кулинарного колледжа.
Редактор сайта «КЛЮЧ-Медиа» Александр Кюннап удивлял гостей «Ресторанного дня» эстонской кухней. В его меню, был пивной суп, закуска из сельди “тарендис” и балтийская килька пряного посола:
«Есть два варианта эстонского супа на основе пива. Обе вариации подаются холодными. Он хорош в тех случаях, когда не рекомендуется пить, но очень хочется. И тут все вспоминают: а может быть, супа».
Разложившие в фактурных чемоданах вяленую рыбу «Друзья из Астрахани», рассказали, что значит для них «Ресторанный день»:
«Друзья из Астрахани» - это личный блог с возможностью продаж, сервис по доставке рыбы. Сейчас «друзья» есть уже в нескольких городах, но все началось с того, что наши друзья уехали в Астрахань жить и занялись там рыбой. Постепенно они стали заниматься продажами через инстаграмм-канал, а мы решили вывести это все в офф-лайн и сделать доставку рыбы до двери. Конечно, это можно воспринимать и как небольшую рекламу. Но нам просто по фану — мы в первый раз в жизни угощали людей и за какой-то донейшн отдавали нашу продукцию. Лично у меня — это вообще первый опыт. За исключением того времени, когда я бабушкины огурцы продавала в 10 лет. На самом деле, это очень хорошая тема, когда люди выходят и каждый делает то, что может. Но мы-то еще как-то связаны с едой, а есть те, кто с едой не связан — они просто делают свои крутые штуки. Отличное городское событие».
Рядом с «друзьями» расположился Хуан, угощавший прохожих и туристов настоящим кубинским какао:
«Я варю какао из натуральных какао-бобов. Этот рецепт я получил от потомков кубинских индейцев в горах Кубы. И вот я теперь во Владимире на улице варю такой же аутентичный какао. Если кофе, я вам скажу по секрету, имеет обратный энергетический откат, то какао, наоборот, сохраняет бодрость. Не знаю, что с этим будет дальше. Но когда я вернулся с Кубы, то был этой историей очень воодушевлен — я выкинул тогда все вещи и привез целый рюкзак бобов. И поехал на фестиваль их продавать: у меня тогда было много вдохновенья, и мне хотелось этой темой заниматься».
«Ресторанный день» в теории случается по принципу флешмоба, то есть, у него нет единого организатора. Но пока проект находится в стартовом состоянии, его вдохновителем во Владимире выступает Виктор Штефанец — один из собственников культовой кафе-пекарни «Куртош&Кофе»:
«Опыт становится публичным. Если раньше все происходило за закрытыми дверями, и ты не мог понять в ресторане ничего про кухню — тебе просто из другого зала что-то приносят. А тут все происходит на твоих глазах, все делается руками таких же людей, как и ты».
Штефанец надеется, что такого рода мероприятия, могут не только сделать Владимир более привлекательным для туристов, но и оживить местную гастрономическую культуру:
«Очень большую движуху я своими глазами наблюдал в Питере. Там выходишь, и все заставлено через каждый 50 метров. Я вообще считаю, что то, что Питер сейчас считается гастрономической Меккой и барной столицей — это обязано «Ресторанному дню», который походит там с 2013 года. Более 100 проектов открылось и более тысячи ребят получили возможность протестировать свои идеи. Мы просто сделали вброс — вот есть движение, кто хочет поучаствовать? Кто-то про это уже знал. Например, Саша Кюннап в Нижнем Новгороде видел это мероприятие».
На, пожалуй, самый частый вопрос о том, насколько такое мероприятие легально и не преследуется ли администрациями муниципалитетов, Штефанец отвечает так:
«Администрация в курсе — по крайней мере, я звонил в торговый отдел. Но вообще везде — во всех странах — все это происходит на птичьих правах. Это мероприятие администрация и не запрещает, но и официального разрешения не дает. Второй момент — здесь нет одной локации. Конечно, всегда кто-то высказывает опасения, что может случиться какой-то инцидент. Но за историю фестиваля не зафиксировано ни одного отравления или каких-то неприятных случаев».
Представители «Куртоша» поясняют, что были бы рады, если бы во Владимире множились «крафтовые истории», подобные их проекту. Штефанец не исключает, что в будущем их команда сможет позволить себе инвестировать в одну из идей:
«Для меня это прикольно тем, что таких проектов, как мы, может появиться еще какое-то количество. Мы заинтересованы в этом. Во-первых, это оживляет пространство. Во-вторых, провоцирует обмен идеями, трендами. Может быть, мы дорастем и сможем инвестировать в какой-то из таких проектов. Например, мне очень нравится идея с супами-рамен, которые можно брать с собой. Это красивая, законченная идея. Пока мы, конечно, не доросли до этого».
На сегодняшний день ребята оценивают проект «Куртош&Кофе» как успешный. Стало понятно, что популярность среди хипстеров вполне монетизируется. Вторую кафе-пекарню команда рестораторов открыла в юго-западном районе Владимира меньше месяца назад. Однако секрет того, как кафешка в 20 «квадратов» стала культовым местом чуть ли не для всей городской молодежи, до конца еще не сформулирован.
«Здесь нет ничего особенного, может быть, просто насмотренность каких-то вещей. Я вот застал «Ресторанный день» в Петербурге и видел волну открытия заведений. Это мой опыт. Другой опыт всей нашей команды - это любовь к ремеслу. Нам всем нравилось дело — готовить кофе, и большинство ребят имело опыт работы в сетевых заведениях. Там тоже есть определенная культура, но всем хотелось какого-то выплеска для себя по-другому, и так сложилось, что все элементы нашли сочетание.
Мне кажется, нас все-таки нельзя назвать чистой бизнес-историей. Если существующую команду из проекта убрать, то его не будет, потому что все завязано на людей и на культуре. Одна точка на 20 «квадратов» - это, наверное, история не про какие-то зашибенные деньги. Но кредиты мы отдали и открыли еще одну. Чем мы станем в итоге — пока до конца непонятно. Может быть, мы в итоге остановимся на парочке заведений в одном городе, и именно такой формат захотим оставить. Но идеи о том, чтобы открыть сеть «Куртошей» или продавать франшизу, конечно, появляются. Понимаешь, есть бизнес, который построен на процессах, а наш — на культуре. И такую историю, конечно, масштабировать сложнее. Если мы научимся это делать, то мы будем это делать. У нас нет, например, вещей типа ежемесячной аттестации. Но у нас постоянно присутствует живая коллаборация. Все переживают и часто возникают ситуации, когда кто-то говорит: как так, кто-то вчера не с тем помолом готовил кофе? Происходит постоянное взаимное подстегивание. Есть вещи, вокруг которых все крутится. Первое — это культура кофе, второе — такие вот крафтовые заведения», - рассказывает Виктор Штефанец.
Организаторы «Ресторанного дня» приглашают всех желающих присоединиться к следующему флешмобу, намеченному на 18 августа. Теперь однодневный
фестиваль будет проходить во Владимире каждые три месяца, в третью субботу (в феврале, мае, августе и ноябре). Все, что нужно, чтобы стать участником гастрономического флешмоба — идея меню и немножко решимости:
«Во-первых, это идея и энтузиазм. Во-вторых, надо просто решиться поготовить и выйти с этим публично к людям. Здесь есть два варианта. Первый — выйти на улицу, в парк, на площадь. Тогда, возможно, придется, согласовать с кем-то локацию. Если это исторический центр, то здесь надо смотреть, чья это территория. Если частая территория - это одно. Если государственная, то могут прийти какие-то органы правопорядка и сказать: а что это вы здесь делаете? Самая неприятная история, которая в этом смысле была — человека просто попросили удалиться. Нужно быть к этому готовым. Другой вариант — это выйти на свою территорию: лестничную площадку, во двор, в офис — туда, где вам проще это сделать. То есть, можно организовать «Ресторанный день» вот на такой частной территории и позвать туда своих друзей, коллег, родственников. Можно угощать людей, можно вместе поготовить. То есть, история может быть более частной и более глобальной».
Виктор Штефанец рассказывает, что по правилам "Ресторанного дня" в нем приветствуется участие людей, не представляющих какое-то заведение или готовый бренд:
«Участие заведений и существующих проектов не приветствуются. Но есть такой момент, что всякие коллаборации возникают и рестораны предлагают на своих площадках разместиться проектам. Запускается параллельный проект и шеф-повара выходят на улицу и начинают что-то альтернативное готовить».