Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике 3 ноября открылась выставка, посвященная событиям 100-летней давности - «1917. Год жизни. Хроника губернского Владимира».
Экспозицию разместили в большом выставочном зале на третьем этаже Палат. Облик этого музейного пространства после ремонта кардинально изменили черные стены и потолки, темные полы, задраенные окна и двери и трековые светильники.
Материалы представлены в достаточно хаотичном порядке. По словам организаторов, они ставили перед собой цель - показать «круговорот-водоворот», в котором оказались владимирцы в 1917 году. Ориентироваться в этом калейдоскопе помогают белые надписи на полу с названиями месяцев.
Для размещения экспонатов были использованы современные металлические конструкции, установленные в центре зала. Антураж дополняют деревянные ящики и трибуна для митингов - приметы 1917 года. В глаза бросаются большие портреты владимирцев - мещан, купцов, священников, военных - непосредственных участников революционных событий. На фотографиях тех времен люди сплошь и рядом то с винтовкой, то с наганом, то с пулеметом.
О том, как «тихий провинциальный город, охваченный пожаром революции, прощался со старым мироустройством, о надеждах и разочарованиях, духовных подвигах и искалеченных человеческих судьбах» рассказывают на выставке около 200 экспонатов. Нельзя сказать, что они исчерпывающе отражают жизнь Владимира в 1917 году. Большая часть из них относится к Февральской революции и периоду Временного правительства. Эпоха Октябрьской революции отражена меньше. Много предметов связаны с Первой мировой войной, которая продолжалась весь 1917 год.
Отсутствие большого количества экспонатов именно революционной эпохи объясняется, в первую очередь тем, что их сохранилось очень мало. Вихрь революции уничтожил большую часть материальной культуры владимирцев. Это красноречиво иллюстрирует судьба клада серебряных и золотых столовых предметов, монет и украшений, найденных в 1983 году в Спортивном переулке при строительстве гимнастической школы. Вещи предположительно принадлежали семье владимирского офицера и были спрятаны в землю в революционную смуту до лучших времен.
На выставке можно увидеть, например, отрывной календарь 1917 года, открытый на дате 27 февраля - дне, с которого начинается новая история России, или картину художника Калмыкова 1947 года, на которой изображен арест восставшими массами последнего владимирского губернатора Владимира Крейтона. На фотографии можно увидеть жену Крейтона, которой при аресте, как говорят организаторы выставки, сильно досталось от женщин города Владимира за ее слова, сказанные накануне Февральской революции.
На выставке подробно отражен период многовластия во Владимире с февраля по октябрь 1917 года. Фотографии и документы рассказывают о Владимирском губернском Временном исполнительном комитете, о комиссарах, о Советах солдатских и рабочих депутатов. На отдельном стенде рассказывается, как в революционный год восставшие массы поступали с памятниками царям и приспешникам царского режима, например, с бюстом Пушкина.
Пожалуй, впервые широкой публике представили редкую фотографию, на которой запечатлен так называемый «памятник Свободе», который был установлен в 1917 году на Соборной площади города Владимира на постаменте сброшенного памятника царю Александру II. Сейчас на этом месте стоит памятник Ленину.
Владимирский писатель Иван Наживин в своей книге «Записки о революции» описывал этот монумент так:
Поместили на выставке и занимательный лубок, написанный в революционном году художником Афанасием Куликовым, которого некоторые в шутку окрестили «предшественником Сергея Сотова». На лубочной картине мир делится на две части: до революции 1917 года - когда Бог спит и Черт шутит с людьми посредством кабаков, небоскребов, скачек, женских батальонов смерти, самодержавия, и после революции - когда Бог проснулся, и в мире торжествует вече, искусство, любовь, свобода, труд и наука.
Также среди экспонатов можно встретить, например, знамя владимирских ополченцев с крестом и надписью «За веру, царя и Отечество», на котором слово «царь» закрыто заплаткой, или знаменитые «керенки» - казначейские знаки Временного правительства, названные по фамилии Александра Керенского, или письма владимирской художницы-авангардистки Ольги Розановой с рецептами кофе из жареной моркови, или обращения революционных органов власти к населению Владимирской губернии о необходимости сплочения в преддверии возможных контрреволюционных выступлений.
Выставка «1917. Год жизни. Хроника губернского Владимира» будет работать в Палатах главного музея Владимирской области до 21 января 2018 года.