Самые древние монастыри города Владимира

Вышла в свет новая книга исследователя Татьяны Тимофеевой, рассказывающая об истории Рождественского, Константино-Еленинского и Федоровского монастырей города Владимира
Новости Автор: 20 апреля 2020, 07:02 10 11274

У краеведа, исследователя владимирской архитектуры Татьяны Тимофеевой вышла новая книга, посвященная истории владимирских монастырей. В исследовании впервые сведены воедино основные данные о Рождественской, Константино-Еленинской и Федоровской обителях.

IMG_8958.JPG

Потребность в таком всестороннем исследовании у любителей владимирской истории была давно. О Рождественском монастыре существует единственная книга Константина Тихонравова, выпущенная в 1869 году и переизданная в 1997 году. О Константино-Еленинском монастыре в селе Доброе и Федоровском монастыре, стоявшем недалеко от села Красного, до настоящего времени существовали только отдельные статьи, большая часть которых написана также Татьяной Тимофеевой.

foto_Timofeeva.jpg

Рождественский монастырь, признается автора исследования, прошел через всю ее жизнь. Первый раз Тимофеева познакомилась с обителью еще в детстве, когда там размещалось владимирское управление КГБ СССР.

«Первое знакомство с монастырем состоялось в детстве. Папа, полковник Тимофеев, работал в школе МВД замполитом. Когда мне было 6 лет, а брату — 7, нас отправили в пионерский лагерь "Лесной городок" в Пенкино. Отъезд был назначен из монастыря, который принадлежал этому ведомству. В памяти осталась пустынная пыльная площадь и долгое томительное ожидание автобуса.

Позже, когда мне было 10 лет, папа лежал в госпитале, который находился в северо-восточном корпусе монастыря, самом древнем — 1654 года. Входили через низкую дверь, надевали белые халаты, потом шли по лестнице вправо, в глубину здания. Помещения располагались на разной высоте, между ними были ступеньки», - вспоминает Татьяна Тимофеева.

IMG_8965.JPG

Работая в архитектурном отделе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Тимофеева занималась различными аспектами истории монастыря. В частности, она изучала судьбу главного собора обители — Рождественского, снесенного в годы Советской власти.

«Судьбу собора решило письмо начальника местного отделения ГПУ по фамилии Музыкант. В июле 1930 года его разобрали до основания — не взрывали, так как нужен был строительный материал. О закрытии собора есть стихи:

Где разгуливали павлины,
там чеканит шаг ВЧК.
В монастырской церкви старинной
дверь закрыта — не снять замка.

Казначея и прочую братию
гонят в странноприимный дом.
Богу с красноармейской ратью
не ужиться в месте святом»,

- рассказывала на презентации книги автор.

Тимофеевой пришлось разбираться с каменной «гробницей князя Александра Невского», хранящейся в музее. В начале 1990-х годов она лежала у входа в исторический музей, а позднее была передана в Рождественский монастырь по просьбе митрополита Евлогия. Тимофеева захотелось понять, чья же это гробница на самом деле — уж очень мала для князя-богатыря Александра Невского, каким его представляет Лаврентьевская летопись. В ходе исследований выяснилось, что в 1930-м году при сносе Рождественского собора на глубине 3 метров были обнаружены четыре каменные гробницы, в том числе с человеческими останками. Одна из них и была передана в музей. Чья именно эта гробница — выяснить точно не удалось, но данные достаточно убедительно показали, что быть местом упокоения Александра Невского она вряд ли могла.

IMG_8967.JPG

В новой книге Тимофеева подробно разбирает вопрос о дате закладки Рождественского собора и основания монастыря. Исследователь утверждает, что храм строился с 1191 по 1196 годы, и в это время обители еще не существовало. По данным историка, временем учреждения монастыря можно считать интервал между 1196 и 1206 годами.

IMG_8959.JPG

Статус монастыря был очень высок вплоть до XVIII века. С середины XIII по начало XIV веков в обители пребывали русские митрополиты. До 1723 года здесь хранились мощи Александра Невского.

«До середины XVI века монастырь считался первым в числе русских монастырей. В 1561 году грамотой митрополита Макария по воле царя Ивана Васильевича первенство среди русских монастырей передалось Троице-Сергиевой обители… В 1720 году монастырь уступил и второе место Александро-Невскому монастырю и стал считаться третьим. Однако и после этого Рождественский монастырь иногда назывался лаврой», - пишет Татьяна Тимофеева.
IMG_8968.JPG

В середине XVIII века в обители числилось 35 насельников. В 1744 году в связи с образованием Владимирской епархии монастырь был обращен в архиерейский дом. С 1788 года архиерей жил в Суздале, но в 1798 году вернулся во Владимир.

«До учреждения Архиерейского дома Рождественский монастырь, вероятно, занимал, территорию меньшую, чем впоследствии. Западная часть позади здания Архиерейского дома, занятая садом, в древности принадлежала посаду или, скорее, приходской Николо-Кремлевской церкви. Археологические разведки обнаружили на это месте кладбище», - указывает Тимофеева.
IMG_8964.JPG

Несколько глав книги посвящены главному собору монастыря. В частности, Тимофеева рассказывает, что храм в XVII-XVIII веках был пятиглавым, описывает его многочисленные пристройки. Приводятся чертежи собора 1858 года, фотографии сохранившихся резных камней его фасадов. Отдельно автор книги останавливается на перестройке ветхого памятника в 1860-х годах, когда он приобрел вид древнего белокаменного храма.

IMG_8960.JPG

В книге приводится описание других малоизвестных древних монастырских церквей, существовавших в обители: трапезной Троицкой (Христорождественской), надвратной церкви Александра Невского, Иоанно-Предтечеснкой больничной церкви, церкви святых мучеников Фотия и Аникиты. Отдельные главы посвящены шатровой соборной колокольне XVII века, на которой были часы с боем, а также монастырским постройкам до XVIII века и постройкам архиерейского периода.

IMG_8963.JPG

Подробно Тимофеева останавливается на ограде обители, ее воротах и башнях. Еще в начале XVIII века стены Рождественского монастыря города Владимира и четверо ворот были деревянными. Восточные ворота, по преданию, были наглухо закрыты после выноса из монастыря мощей Александра Невского. В 1763 году вся ограда обители уже была каменной с 4 воротами и 4 угловыми башнями. Южные ворота, выходящие к Клязьме, с середины XIX века тоже были наглухо забиты и ими не пользовались.

IMG_8962.JPG

В главе, посвященной монастырскому некрополю, приводятся все известные факты о захоронении Александра Невского, о гробницах, найденных в Рождественском монастыре в 1930-х и 1990-х годах. Тимофеева сообщает, что в монастыре хоронили архимандритов, архиепископов, монахов, соборных старцев, отставных военных, присланных в монастырь по царскому указу «для пропитания».

IMG_8970.JPG

В отдельной главе речь идет о дворах и подворьях монастыря и архиерейского дома — о «слободах монастырских» во Владимире, о гостином дворе за Ивановскими воротами, о летнем архиерейском доме возле Успенского собора, о Патриаршем саде, о загородных дворах: под Веризино на реке Содышке, на реке Рпени, в селе Добром, о подворьях в суздальском Кремле, в московском Кремле и других местах Москвы.

IMG_8966.JPG

В приложении, которое называется «Слово о погибели» Рождественского собора. Документальная хроника», детально рассказывается, что происходило с обителью после Октябрьской революции - как в 1918 году в нее вошли войска внутренней охраны, обслуживающие нужды губернского отдела ЧК, как выселяли монахов, как в Крестовой церкви открылся танцевальный зал, как владимирцы пытались спасти Рождественский собор и колокольню от сноса и как в 1925 году чуть не была снесена часть стены монастыря.

IMG_8969.JPG

Второй раздел книги посвящены Константино-Еленинскому монастырю в селе Доброе. Автор анализирует разные существующие датировки его возникновения, включая легенду об основании обители при Андрее Боголюбском, описывает исторические акты и грамоты, связанные с монастырем, в том числе хрестоматийную уставную грамоту митрополита Киприана 1391 года, рассказывает о его упразднении в XVIII веке и о печальной судьбе монахов.

IMG_8973.JPG

«После "третичного" указа, в августе 1776 года, монахи оставили свой цветущий монастырь и переселились в полуразрушенный Волосов (современное село Небылое Юрьев-Польский район, - прим. автора), при этом название "Цареконстантинов" перешло на Волосов монастырь. Переселенцы долго не могли примириться со своей судьбой и тосковали по прежней обители», - пишет Тимофеева.

Татьяна Тимофеева описывает все сохранившиеся и несохранившиеся постройки Константино-Еленинской обители.

В разделе о несуществующем сейчас Федоровском монастыре, автор книги сводит все немногочисленные сведения об этой обители. Монастырь стоял к северо-востоку от Владимира, на возвышенности вблизи слияния рек Рпени и Почайки, рядом с так называемой Яриловой долиной. Основана обитель могла быть при Андрее Боголюбском.

«Поводом к этому считается чудесное спасение князя в день святого мученика Феодора во время битвы за город Луцк в составе дружины Юрия Долгорукого», - пишет Тимофеева.

По другой версии, монастырь был основан первым епископом Феодором в X веке, одновременно с основанием города Владимира князем Владимиром Святым.

IMG_8974.JPG

Федоровский монастырь упоминается в документах середины XVII века, присутствует на чертеже Владимира 1715 года. Однако, судя по источникам, после литовского разорения обитель сильно запустела, его землями завладели окрестные землевладельцы и крестьяне.

В 1682 году обитель приписали к рождественскому монастырю, а в 1798 году - упразднили. В XIX веке на месте Федоровского монастыря находили только старинные кирпичи, слюду, белые надгробные камни с надписями, глиняные сосуды. В то время еще существовал святой источник, найденный, по преданию, первыми обитателями монастыря. А в народе еще долгое время это место называли Федоровский луг.

Книга «Владимирские монастыри» Татьяны Тимофеевой выпущена в Санкт-Петербурге тиражом в 300 экземпляров. В ней представлено 94 иллюстрации, некоторые из них публикуются впервые. Приобрести издание можно только через интернет, а ознакомиться с книгой можно во Владимирской областной научной библиотеке, разумеется, после того как снимут «коронавирусные ограничения».