Скверное дело

Историк владимирской архитектуры Татьяна Тимофеева поражена наплевательским отношением к малым рекреационным зонам - паркам, аллеям и скверам
Новости Автор: 12 мая 2014, 11:11 9 50124

В ближайшем будущем владимирцам обещана небывалая индустрия отдыха. От пешеходного центра и развлекательного парка в стиле "русского Диснейленда" до пляжа и набережной с променадом. Останется ли у городских властей время, силы и деньги на все остальное? Например, на владимирские скверы, к которым, если учитывать площадь зеленых насаждений, можно отнести и то, что в областном центре по старой памяти все еще называют парками. Ведь на самом деле, согласно градостроительным нормативам, и в «парке Пушкина», и в «парке Липки», и даже в «Центральном городском парк» ни площади, ни количества деревьев уже не хватает, чтобы назвать их парками. 

Из всех владимирских скверов в этом году повезет лишь «Молодежному скверу» напротив завода «Владалко». За 5 миллионов его обещают привести в божеский вид. Хотелось бы знать, прольется ли такой «золотой дождь» над другими «зелеными островками» столицы Владимирской области. Между прочим, многие из них гораздо популярнее у горожан, чем сквер на площади Фрунзе. Популярнее, несмотря на всю их запущенность и неприглядный вид.

000001111.jpg

Историк владимирской архитектуры, сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, краевед и поэт Татьяна Тимофеева считает, что так наплевательски относиться к скверам просто преступно. «Как будто никому это не нужно», - удивляется Татьяна Петровна. А как еще объяснить то, что годами в скверах практически ничего не делается, присмотр и благоустройство попросту отсутствуют.

«Поражает наплевательское отношение к малым рекреационным зонам во Владимире - к бульварам, скверам, газонам. Это роскошь относиться так варварски к этому богатству, не имея ничего другого. Никуда не войдешь, чтоб не почувствовать себя оскорбленным или не испытать разочарование», - говорит Тимофеева.

За примерами ей долго ходить не надо. Три сквера в начале улицы Чайковского – наглядно иллюстрируют общую незавидную судьбу владимирских островков природы. Практически каждый день Тимофеева гуляет там с собакой и знает эти скверы до мельчайших подробностей.

foto1.jpg foto2.jpg

Первый сквер за Вечным Огнем просто «вышел из употребления, этого сквера для населения нет», считает Татьяна Петровна. Значительная часть бывшей зеленой зоны рядом с площадью Победы заложена брусчаткой новой Казанской церкви и огорожена храмовой оградой.

foto21.jpg

Следующий сквер, где стоит памятник композитору Чайковскому, хотя из употребления и не вышел, но так и не вошел в число нормальных рекреационных зон города. «Фактически, это единственный сквер на такую большую территорию. Там всегда много народа: дети, взрослые, компании, которые используют сквер не по назначению - как летнее кафе. При этом, внимания города к скверу – минимальное», - уверена исследователь владимирской архитектуры Татьяна Тимофеева.

foto19.jpg foto17.jpg

Асфальт, положенный три десятка лет назад, то есть еще при советской власти, разбит поливальной техникой и пророс травой. Клумбы высаживаются только на три летних месяца. Когда на площади Победы к 9 мая уже цветут тюльпаны, вокруг памятника Чайковскому еще "колосится" бурьян. В дополнение к прохладному отношению городских властей скверу «у Рябинки» не повезло еще и расположиться аккурат над теплотрассой: колодцы постоянно вскрывают ремонтники, при этом техника ездит по газонам, оставляя после себя на них рытвины, а глину и песок вывозя на тротуарах.

foto18.jpg foto20.jpg

foto16.jpg

Еще более унылая картина в соседнем сквере – около домов №№ 28 и 30 по Чайковского. Зеленая зона напротив таксопарка представляет из себя непросыхаюшие лужи, песочный вал, скрывающий кое-как проложенную трубу, разбитые фонари, обшарпанную конструкцию со звездочками, большие прорехи в рядах кустарников да обрубки деревьев.

foto4.jpg foto11.jpg

foto6.jpg foto9.jpg

С болью в голосе историк архитектуры Тимофеева рассказывает о пешеходной зоне по улице Даргомыжского от перекрестка с улицей Стасова до 11 школы: «25 лет, сколько я там живу, за дубами, рябинами и яблонями никакого ухода нет. Кучи веток лежат, обрастают бытовым мусором. 2 года назад поставили фонари, но зимой половина из них не горела».

foto7.jpg foto12.jpg

И практически ни один сквер во Владимире, по мнению Татьяны Петровны, в лучшую сторону от приведенных примеров не отличается.

То же самое можно сказать и про так называемые владимирские парки. «Они хоть и существуют, но, думается, что на них нужно смотреть с высоты птичьего полета. Вблизи лучше их не видеть. Парки «Добросельский» и «Дружба» вызывают впечатление какой-то заготовки. Парк «Сотка» вообще потеряла человеческое лицо», - печально рассуждает Татьяна Тимофеева.

В бывшем парке имени 850-летия Владимира будущий историк архитектуры провела все свое детство и даже посвятила центральному городскому парку Владимира одно из своих стихотворений.

«Блуждаю в лабиринтах сна,
как некогда в ближайшем парке,
где барбарис и бузина,
аллей березовые арки,

бассейн с лягушками, зимой
катком служивший превосходно,
и гипсовых гигантов строй,
вдоль главного застывших входа».

«Сейчас про Центральный парк Владимира ничего такого уже не напишешь», - говорит автор этих поэтических строк и недоумевает, почему власти столицы Владимирской области не хотят сохранять парки и скверы, почему муниципалитет не использует их по назначению, то есть для отдыха и развлечения горожан, почему мэрия позволяет строить офисы и бизнес-центры там, где надо гулять и наслаждаться природой?

Не приветствует Татьяна Тимофеева и идею создания новых городских парков за счет частных инвесторов. Историк владимирской архитектуры опасается, что вместо логики и разума таким строительством будет управлять желание побольше и побыстрее получить доход.

«Все должно быть продумано. А не сделано для того, чтоб кто-то вложил средства и извлек потом 10-кратную выгоду. В парках должны быть не монументальные павильоны, не гигантомания. Нужно думать о досуге простых людей, о строениях для парковых занятий. Со всем нужно что-то делать, но иногда лучше ничего не делать, чем делать то, что сейчас делается», - заключает Татьяна Петровна.

Сегодняшнее отношение к скверам и паркам во Владимире, городе, который всегда славился своим зеленым убором, кажется Татьяне Тимофеевой странным. Ей, как историку, очень хорошо известно, что до революции Владимир буквально утопал в садах. Кроме общественных садов, сады были чуть ли не в каждом городском дворе. В садах те прежние владимирцы искали покой и душевное успокоение. Поэтому, очевидно, так пристально следили и ухаживали за ними. Но сейчас, видимо, настало такое время, и горожане «расслабляются и релаксируют» в других местах и по-другому.