На книжном фестивале «Китоврас», который проходит в столице Владимирской области с 19 по 21 августа, презентовали книгу владимирского писателя Ильи Полякова «Backside’ские истории (AnusMundi)». (Возрастное ограничение – 18+) Препарируя целые эпохи, ушедшие и не очень, автор решил следовать от частных историй к общему прошлому, настоящему и будущему.
По словарю Владимира Карловича Мюллера, backside в переводе на русский - задняя или тыльная сторона, в переводе на разговорный русский – задница. Подзаголовок книги – AnusMundi – с латыни переведём, как задница мира. Известная метафора жизни простого люда в провинциальной глуши. А вот и подходящий образ на обложке – отрез газеты, намотанный на тубус для туалетной бумаги. Конечно, всё верно, ведь в отличие от романтичной backside of the Moon, backside of the Earth ещё как прозаична. Хоть обе они и тёмные.
В историях Ильи Полякова, услышанных где-то там, по ту сторону красивых телерепортажей и учебников, - люди. Живые, настоящие, чувствующие. Идущие сквозь голод, нищету и насилие к своей исповеди и прощению.
Это два десятка глав о борьбе человека с собственной судьбой, в которых уместился почти весь двадцатый век и ломтик двадцать первого. Милостыни на вокзалах культурной столицы, очереди за колбасой в «нерезиновой», детский дом, наркотики и жёлтый билет в 18, пьянство, насилие и педофилия – личные трагедии рядовых единиц большой, величавой страны.
В понимании Полякова, судьба конкретного человека характеризует и судьбу общества. Поэтому для него сборник историй не просто чтиво для развлечения, но одно из отражений исторической эпохи.
Точные хронологические рамки стёрты. Создаётся впечатление, что время, породившее backside, всё ещё продолжается.
В книге Ильи Полякова нет хороших и плохих, правых и виноватых, нет государства и властителей. Илья Поляков не описывал историю, он описал время. Через реальные судьбы, через лица, через взгляды, он если не дал его понять, то дал его почувствовать.
Она могла быть только такой.
Здесь нет виноватых.
Нет жертв.
Нет тиранов.
Это жизнь.
И я», - говорит одна из героинь «историй».
Бедность – первый воспитатель героев Полякова. Есть в её методике воспитания характерные черты. Часто это стойкость, аскетизм, безвольность, смирение, чуть реже - умение цепляться за каждый лучик света в вязкой темноте и не сдаваться.
Одна из трогательных историй родилась из разговора с местной старушкой. Здесь можно «подслушать» древние сплетни, бродившие когда-то по всему Владимиру, - о жертве несчастной любви МарьИванне или о легендарном Бимбе, например. На характер и быт владимирцев указывает множество деталей, с большим рвением описанных бабулей. Дабы доказать свою образованность и культуру, она рассказывает, как с подругами ездила в столицу, в театр. Каждую неделю, 200 километров по грунтовой дороге туда и обратно, глотая пыль на лавках в открытом кузове «полуторки»…
Истории Полякова колкие, большинство трагичны. Характеры раскрываются в действиях и обстоятельствах героев, внутренние переживания описаны немногословно, за исключением некоторых глав. Это прибавляет тон к общему ощущению отчуждённости, безвольного и бессильного существования героев по ту сторону мира.
Автор пишет живо, современно и легко, используя широкий лексикон, жонглируя разными стилями языка. Разговорная лексика, а в её числе традиционно мат и прочий фольклор, прибавляет искренности и честности всему произведению. Нашлось место и сортирному юмору из первых уст. Иначе backside не был бы backside.
Ещё одно авторское – чувственность, высокая эмпатия. Первым делом с Ильёй Поляковым знакомишься в предисловии, а там – откровения тонкой души, нотки отчаяния творца и капля надежды, конечно:
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
