Регистрация / Вход Чт, 13 декабря 2018, 09:12

Точка сборки живого музея

Чудом найденный дом художницы-авангардистки Ольги Розановой может стать Центром современного искусства во Владимире
28 Февраля 2017, 15:31 5 3106

25-26 февраля во Владимире состоялся второй фестиваль актуального искусства «АртСубъект», в рамках которого прошла научно-практическая конференция, посвященная творчеству художницы-авангардистки Ольги Розановой.

На конференцию по приглашению ученого секретаря Розановского центра Анны Бражкиной приехали ведущие исследователи русского авангарда - в том числе ключевые эксперты в этой теме Андрей Сарабьянов и Вера Терехина.

Главной находкой, представленной на конференции, стал дом, в котором жила во Владимире художница. Современный адрес строения - улица Музейная, 10. До последнего времени место жительства Розановой во Владимире оставалось загадкой. А большинство ученых и краеведов были уверены, что постройка не сохранилась до наших дней.

Дом Розановой нашел кандидат исторических наук, заведующий отделом Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин. По мнению Анны Бражкиной, материалы и факты, собранные владимирским историком, не оставляют никаких сомнений в подлинности представленной находки.

16864035_1449306231746418_7189214677344942603_n.jpg

Сейчас научные сотрудники Розановского центра ведут переговоры о возможности организации на базе атрибутированного дома Розановой музея художницы, который в перспективе должен не только приютить богатый архив, но и превратиться в современный образовательную площадку - что-то типа Центра современного искусства во Владимире.

IMG_1607.JPG

Анна Бражкина рассказала, что дом Розановой по счастливой случайности находится в частной собственности, а значит процесс его выкупа при условии, что будет найдено необходимое финансирование, может обойтись без вмешательства чиновников любых уровней. Тем не менее ученый секретарь Розановского центра приглашает мэрию города Владимира поучаствовать в становлении нового музея. Она обращает внимание, что власти уже пытались расселить дом Розановой, но из-за отсутствия средств у мэрии Владимира из этого ничего не вышло, и пять семей до сих пор продолжают жить в непригодных для нормального существования условиях.

Как поясняет Бражкина, в настоящее время запущен механизм постановки дома Розановой на охрану. Некоммерческая организация Розановский центр будет претендовать на то, чтобы распоряжаться зданием в интересах сохранения художественного наследия.

Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра

  • Во-первых, уже определен один из входящих в корпус туристических объектов — это «дом с привидениями», он же — Центр ИЗО. Он был нарисован на картинке Розановой, и таким образом мы можем на это обращать внимание. И сотрудники Центра ИЗО очень активное участие принимают в нашей работе

  • И с картин Розановой определены другие точки — кузни, пожарная команда. В общем, мы собираемся осваивать городское пространство. И, конечно, центральным здесь будет дом Розановой, который нашли

  • Он находится по адресу: Музейная, 10. Раньше номера этого района по-другому строились — по лицейской системе: они строились по всему кусту улиц. И поэтому дом по Борисоглебской, 44 — адрес Ольги Розановой, он действовал, по-моему, до 1919 года. Алексей, в общем, об этом и сообщил собственно. То есть, куст улиц формировался на по улицам, а непосредственно по кусту самому. А потом дома по улицам начали считать — и оказалось, что это — вот этот дом

  • Сама история с находкой дома, конечно, была дико трогательная. Стремясь включить в процесс владимирцев — уже знакомых и очень приятных мне людей, в том числе — Алексея Арескина

  • Я его уговаривала описать для конференции куст всех Троицких улиц, потому что это было гнездом владимирской интеллигенции. И он сказал: «Хорошо, да». А я говорю, что «вдруг еще дом найдется..». Хотя, конечно, на это не было никаких надежд. И попросила у него уточнить тему доклада

  • Он говорит: «Ладно, я попробую». Понятно, что страшно заняты все. И выяснилось потом, действительно, что там жили очень известные архитекторы, краеведы. То есть, это очень хорошее место, и Ольга Розанова, действительно, из самой культурной части Владимира происходила

  • И потом он мне ночью звонит и говорит: «Что, спишь?». Я сказала, что не сплю. Он говорит: «Ну, я хочу уточнить тему своего доклада». И говорит: «Дом Розановой во Владимире». Я говорю: «Чего, нашел что ли?». Он говорит: «Ну, да», пытаясь сдерживаться

  • Сказал, что это абсолютно точно подтверждается. И он сделал экспертный доклад, продемонстрировав уровень экспертного сообщества Владимира. И теперь я думаю, что московские искусствоведы будут много знать о Владимире благодаря нашим

  • Он нашел даже выкопировку самого дома — каким он был в ее время. Всех жильцов определил, и хозяина дома. В общем, было потрясение от абсолютной доказанности того, что это именно тот дом. Просто возражений никаких ни у кого не может быть

  • Этот доклад есть, и мы в ближайшее время вывесим его на сайт Розановского центра, который в настоящее время находится еще в работе — чуть-чуть мы его доделываем. Но уже начали наполнять

  • И я думаю, что не нужно тут как-то хитрить: теперь мы будем стремиться к тому, чтобы ставить дом на охрану — Алексей сам уже написал заявку. Там живет пять семей. Это довольно трущебное место в самом центре, и совсем нехорошо, чтобы оно так дальше продолжало существовать. Этих людей пытались расселить уже три раза, но никак не получалось. Весь дом готов расселяться. Две семьи живут в полуподвальных условиях — все это, конечно, находится в кошмарном состоянии

  • Для того, чтобы он стал культурных объектом, конечно, его надо приводить в порядок. Семьи надо расселять, и постараемся это сделать изо всех сил. Я думаю, что нам это удастся. Это частная вещь, и нужно просто найти денег на то, чтобы их расселить и дом выкупить

  • Мы думаем, что это должно быть в распоряжении власти вместе с некоммерческой организацией. Это такое партнерство должно быть. Потому что мы понимаем, что если это власти передать, то это уходит из-под контроля — нехорошо это

  • Поэтому Розановский центр будет претендовать на то, чтобы распоряжаться частично содержанием деятельности, которая там будет происходить

  • И областная администрация вообще постоянно участвует в этом во всем. И Михаил Колков прекрасно к этому относится. И, по большому счету, это то небольшое количество людей во власти, которое вообще разбирается в искусстве и хотят это развивать

  • И мы надеемся, что и городская администрация присоединится как-то, конечно. Но ситуация настолько приятна, что это частное владение, что мы не очень от этого зависим. И я практически уверена, что мы найдем деньги — не здесь, так в Москве

По мнению заместителя директора департамента культуры администрации Владимирской области Алисы Бирюковой, найденный дом художницы Розановой не должен превратиться в классический мемориальный музей - скорее он станет образовательной площадкой и полем для художественного эксперимента.

IMG_1608.JPG

Бирюкова отмечает, что сейчас перед некоммерческими организациями открывается масса возможностей для организации негосударственных музеев высокого уровня. Она приводит в пример частные музеи, создаваемые в Киржаче Евгением Федоровым.

По словам соорганизатора фестиваля «АртСубъект» и известного во Владимире культуртрегера Полины Вахотиной, идея внедрения имени Розановой в пространство города уже не вызывает такого скепсиса, который наблюдался в художественной среде еще год назад. И на фестивале уже был представлен макет одного из возможных вариантов памятника авангардистке, напоминающей об одной из ее известных работ «Зеленая полоса».

16730632_1457782534234715_7732568487016345407_n.jpg

17021540_1449139231763118_6124184578204216861_n.jpg
17022262_1436358789750375_4393199926185136791_n.jpg
vlcsnap-2017-02-28-10h12m23s59.jpg

По мнению Анны Бражкиной, второй фестиваль современного искусства во Владимире даже с учетом невысокого качества большинства представленных работ и минусах организации с успехом выполнил свою функцию. Приглашенные эксперты увидели огромный интерес владимирских художников и зрителей к актуальному искусству и их готовность активно участвовать в подобных процессах.

Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра

  • В этом году фестиваль «АртСубъект» и Розановская конференция были посвящены возможности создания института современного искусства. Тема была: «Институт современного искусства во Владимире»

  • И мы сами перед собой ставили задачу продемонстрировать то качество художественной аудитории, которое есть: и со стороны производителей художественного продукта, и со стороны потребителя. И, как мы и ожидали, это не очень качественно все. И естественный вывод из этого — создание школы

  • Я отвечала за лекционную программу, и за Розановскую конференцию. Все люди, которые к нам приехали, были страшно вдохновлены живой ситуацией здесь. Все нашли каких-то молодых людей, которые за ними хвостиками ходили. И это произвело на них настолько сильное впечатление, что почти по всем направлениям, которые мы планировали, нам удалось достигнуть договоренностей о дальнейшем сотрудничестве

  • Во-первых, у нас уже в ближайшее время начнется интенсив по истории искусства начала века — это будет делать Центр авангарда. Сюда будут приезжать преподаватели, и мы маленькими группами будем заниматься

  • И второе — это современное искусство и искусство послевоенное XX века. Лекции и семинарские занятия будет вести институт современного искусства «База» - Толик Осмоловский и Светлана Баскова его руководители. Они тут прочитали лекции, провели встречи и уже даже отметили каких-то конкретных людей, с которыми они хотели бы работать

  • У нас будет сайт Розановского центра, на котором будут объявлены образовательные программы. Эти образовательные программы будут платными, но это будет умеренная плата. Они будут на базе имеющихся московских институций. Тут не будет филиалов — это будут партнерские проекты Розановского центра с московским Центром авангарда и с институтом современного искусства «База»

  • То есть, мы будем стараться здесь становиться самостоятельной образовательной институцией, а будем пользоваться их возможностями. Диссертации будут писаться в ИМЛИ (Институт мировой литературы РАН)

  • В общем, у нас прорывная произошла ситуация. Во-первых, очень живая художественная среда есть — не до конца образованная, не очень осмысленная и сознательная, но очень живая. И очень важно, что люди приехали и все это увидели. То есть, что есть две тысячи человек, заинтересованных в этом. Для такого небольшого города, как Владимир — это очень много

В ближайшее время во Владимире стартует цикл образовательных мероприятий, организованных Розановским центром в сотрудничестве с Институтом мировой литературы, московским Центром авангарда и институтом современного искусства «База».

Меценаты, оплатившие приезд и проживание участников Розановской конференции, уже согласились финансово поддержать организацию во Владимирской области летней художественной резиденции.

Кроме того, на хранение во Владимир вскоре будет передана часть Цюрихского архива и архива академика Константина Рождественского. До того времени, пока Розановский центр не получит в распоряжение найденный дом Ольги Розановой, ценные артефакты будут находиться в доме у хранителя Розановского центра Михаила Бирюкова.

Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра

  • Один из докладов на конференции прочитала юная ученая Ульяна Вахотина. Не до конца успела подготовить свой доклад один из организаторов всего фестиваля Наталья Кузьмина. И обе девочки, вероятно, будут учиться в аспирантуре ИМЛИ у Веры Терехиной — одной из ключевых специалистов. То есть, мы еще и готовим исследовательскую базу

  • Приезжал Михаил Погарский — специалист по книге художника, и он тоже хотел бы тут продолжить семинары. И выставки свои показывать хочет

  • И продолжатся выставки показом большого архива, который передается в Розановский центр — так называемого Цюрихского архива. И часть архива Константина Рождественского передается прямо к нам на хранение

  • Александр Шумов, который тут читал лекцию, в общем тоже имеющий негативный опыт общения с музеями, он искал альтернативные способы хранения архива. Он живет в Цюрихе и просто закупает архивы, которые остаются у родственников художников. Потому что там они никому толком не нужны. Архивы русского авангарда в том числе. Он пунктирно показывал возможности архива, выставок и представлений. То есть, у нас создастся теперь архив, чего у нас не было

  • Пока архив будет храниться в большом доме у Бирюковых, потому что Миша у нас — хранитель архива, и у них пока есть возможность хранить это все. Вопрос с помещением уже, конечно, встает очень остро. Но я думаю, что он будет решаться с помощью образования Розановского центра непосредственно в доме Розановой, который нашелся — я надеюсь

  • Пока мы не будем городить никаких других пространств, а будем настаивать на том, чтобы расселяли людей, ставили под охрану

  • Это дополняют и изыскания самих членов Розановского центра. Михаил Бирюков нашел письма Бурлюка и рисунку Бурлюка, и будет продолжать эти поиски. И связанные с Ольгой Розановой какие-то вещи уже всплывают. Ну, в общем архив еще будет развиваться

  • Очень вдохновляющим был опыт общения по скайпу с лекторами из Америки. Лекцию читал живой классик русского концептуализма Виктор Скерсис. И мы продолжим такие встречи с художниками из разных мест — и это уже делается

  • И летом у нас будет художественная резиденция. Об этом тоже договорились. И даже нашли оплату уже, потому что фонд Смирнова и Сорокина, который обеспечивал нам приезд людей - и этому фонду все очень понравилось. И они предложили нам подобрать молодых московских художников для контактов с местными художниками. И мы даже уже предполагаем, где это будет

  • И я очень надеюсь, что мы сделаем каталог выставки на академическом уровне. Мы договорились уже со всеми авторами, которые имеют отношение к футуристической книге — серьезными очень авторами. Большие эксперты примут участие, и я надеюсь, что и наши какие-то подтянутся, потому что нам принципиально важно, чтобы владимирцы участвовали в очень крупных проектах