Международный фестиваль «короткого метра» прошел в китайском городе Синьчжоу. Из десяти премий четыре достались владимирским кинематографистам: «лучший сценарист» - Сергей Миляев, он же - «лучший режиссер», «лучшая мужская роль» - Игорь Мельников, «лучшая женская роль» - Яна Мужецкая. Кинематографисты из Владимирской области - единственные представители России среди награжденных.
Короткометражку «Простая история» «Владимирская киностудия» сняла полтора года назад - зимой 2016 года. Режиссер и автор сценария Сергей Миляев рассказывает, что они тестировали новую камеру и управились со съемками всего за два дня. Фильм собрал уже немало призов, в частности, на фестивале в Барселоне Яну Мужецкую назвали лучшей актрисой, в Бельгии владимирцы получили высшую награду за режиссуру. А на престижном голливудском фестивале «Hollywood Screenings Film Festival» владимирский фильм «Простая история» стал единственным российским короткометражным фильмом, дошедшим до финала.
Фильм «Простая история», как говорится, о вечном - конфликт отцов и детей, плюс новогодний Владимир с кафешками и церквями в качестве декораций. Вот как о ленте в аннотации сообщают организаторы одного из кинофестивалей:
Найти полную версию обласканного вниманием экспертов владимирского «короткого метра» при желании можно на YouTube, с разрешения авторов Зебра ТВ демонстрирует фрагмент фильма.
Забирать награды фестиваля триумфаторы в октябре поедут в Китай — бесплатно, за счет организаторов. Впрочем, сейчас настроение у владимирских киношников далеко не триумфальное. Создатель «Простой истории», режиссер Сергей Миляев согласился ответить на несколько вопросов Зебра ТВ. Энтузиасты киноискусства крепко обижены на местную власть - Сергей Миляев говорит, что «наградные» фестивальные работы и их авторы во Владимирской области остаются незамеченными кураторами культуры, а о поддержке на уровне региона даже речи, увы, не идет.
По киношным меркам, насколько престижный фестиваль в Китае, где "Простая история" взяла сразу 4 награды? Много было конкурентов?
Конкурентов было много. Насколько мне известно, стран двадцать, как минимум, принимали участие в конкурсе. А по престижности это не ко мне вопрос, а к нашему фестивальному агенту Ольге Гришиной. Когда фильм снят крепкой, дружной творческой командой, у съемочной группы обычно в работе новый, куда более интересный и сложный проект.
Приятно, конечно, взять призы сразу в четырех номинациях в китайском городе Чанчжоу, но это не Канны, не Берлин и не Венеция с Локарно. Мы всегда реально смотрим на вещи, и в эти дни нас куда больше волнует вопрос, где взять деньги на завершение полнометражного фильма с рабочим названием «Бемоль», над которым идет работа уже второй год.
А еще мы бы очень хотели встретиться в прямом эфире с первыми лицами Владимирской области и города Владимира, чтобы начистоту поговорить «за кино», задать прямые и не очень лояльные вопросы. В других регионах России местных кинопроизводителей в основном всячески поддерживают и даже боготворят, а в нашей губернии – нагло игнорируют. Я раза три пытался поговорить на тему поддержки кино с вице-губернатором, но к телу его меня так и не подпустили. Так что, труды наши праведные можно смело отнести к стоическим и почти «героическим». Но мы не за медали работаем, а за идею, как говорила моя покойная бабушка.
Ожидали ли Вы, что короткометражка будет иметь такой успех - и как отреагировали на новость о наградах?
Конечно, приятно и щекотно, что наш фильм (снятый за два с половиной дня, пока мы тестировали новую американскую кинокамеру, купленную в кредит) путешествует по всему миру уже второй год, что нас заметили и отметили в Барселоне, Сиэтле, Лос Анджелесе, еще где-то, и эта фестивальная история продолжается дальше. Но все-таки мы смотрим куда чаще вперед, чем оглядываемся назад – таковы реалии времени и места.
У нас крепкая команда профессионалов, от операторов до композиторов и монтажеров, но жизнь в провинции, как вы сами понимаете, не дает нам развернуться в полной мере. Туго и тухло здесь – и с чиновниками-некиноманами, и со спонсорами с меценатами. А в Москву нас не пускают, там своих безработных киношников тысяч тридцать, не меньше, а на питчингах и прочих конкурсах финансирования побеждают одни и те же крупные кинокомпании, названия которых у всех на слуху.
Вот сейчас в планах нашей «Владимирской киностудии» не менее трех интересных проектов (детский фильм «Богатырская сила», комедия «Владимирский астрал», телевизионный сериал-триллер «Искушение»), но на какие деньги это все снимать и в каком году от Рождества Христова, мы понятия не имеем.
Интересные идеи, талантливые актеры, обалденные локации, заинтересованные в местном кино и всегда отзывчивые горожане – все это есть во Владимире и окрестностях, но техническое обеспечение наших съемок, сами понимаете, не дотягивает до мирового уровня кинопроизводства. Потому что кино, тем более игровое, да еще в формате 4К – очень сложное, затратное и нервное дело. Но мы вот уже сколько лет держимся на чистом энтузиазме и идти на попятную не собираемся.
А были ли недоуменные отзывы о «Простой истории» - в том плане, что история уж очень незамысловатая? Или претензии, что показанная «бытовуха» не лучшим образом играет на светлый образ «духовной столицы России»?
Конечно, отзывы о нашей «Простушке» самые разные, в том числе и негативные. Кому-то не нравятся песни группы «Рекорд Оркестр». Кому-то – анекдот в кафешке или вся сюжетная линия. Третьи говорят о том, что «чернухи и мистики маловато, а без этого зритель зевает». Четвертые не понимают, как это главный герой «как бы умер», а потом «как-бы ожил»…
Так и должно быть, сколько зрителей и критиков – столько и мнений. А город Владимир мы там сознательно не акцентируем, для всех остальных – это «обычный русский городок», каких сотни на карте нашей страны.
И вот что особенно интересно: зарубежный зритель видит в нашем фильме куда больше смыслов и полутонов, чем российский. Впрочем, это понятно, нам же по телеку сериал «След» показывают и программу «Давай поженимся»», а не культовые фильмы Роя Андерсона, Джима Джармуша или Питера Гринуэя.
Знаем, что во Владимире уже несколько лет существует киношкола, открытая вами и вашими коллегами. Это и есть свежая кровь для владимирского кино?
Разумеется! Наши лучшие выпускники киношколы участвуют во всех наших основных кинопроектах. А еще снимают свои собственные фильмы, музыкальные клипы. И эти работы тоже отмечены на многих российских и зарубежных кинофестивалях молодежного и любительского кино призами и грамотами.
Но знает ли об этом наш департамент культуры? Уверен, что знают все-таки что-то – благодаря местным СМИ, соцсетям, сарафанному радио, но упорно делают вид, что своего серьезного кино во Владимире не было, нет, и уже никогда не будет.
Бюджетный «Киноцентр» с его никому не нужными передвижными киноустановками и Губернаторский симфонический оркестр есть, а вот живущих здесь и сейчас киношников – в принципе нет. Грустная тема, и не только потому, что «местечковая». Давайте лучше о чем-нибудь веселом и созидательном поговорим.
Хорошо. В каком составе отправитесь получать призы?
В Китай мы поедем втроем. Я. Яна Мужецкая – актриса Владимирского театра кукол, сыгравшая в нашем фильме дочь. Игорь Мельников – режиссер и актер, сыгравший отца. Едем в октябре, полностью за счет принимающей стороны, на целую неделю. Да, мы уже предвкушаем интересные кинопоказы, знаменитые китайские чаепития, плодотворное общение с киношниками Востока и Запада.
Любой кинофестиваль, вне зависимости от его крутизны – это прежде всего интересные знакомства, конкретные будущие проекты, о которых уже сейчас идет речь в переписке с коллегами из других стран. Но лучше пока об этом помолчать. И вспомнить о том, что в СССР снималось, минимум, 600 фильмов в год, а теперь в России максимум 60. Вопиюще ужасная, показательная арифметика.
И современная вертикаль власти выстроена явно не в пользу честного творчества, и уж тем более критического взгляда на действительность. Но времена, как говорится, не выбирают, в них живут и умирают. Дай Бог владимирскому кино долгих лет жизни и продвинутых инвесторов. Потому что любителей кино и киноманов в нашем регионе предостаточно. И это лично меня радует куда больше, чем арест очередного казнокрада.