Когда город Владимир впервые попал в объектив кинокамеры - доподлинно неизвестно. Очевидно, что это было в начале XX века. Например, есть точные данные, что на кинопленке, снятой весной 1913 года, был запечатлен визит во Владимир и Суздаль императора Николая II по случаю 300-летия Императорского Дома Романовых. Есть также данные, что документальное кино снималось во Владимире в июне 1908 года во время похорон бывшего архиепископа Владимирского и Суздальского, главы Грузинского Экзархата Никона (Софийского), убитого в Тифлисе.
В 1922 году во Владимир приезжали операторы для съемок празднования Международного юношеского Дня и шествия демонстрации по центральным улицам города.
С середины 1940-х годов значимые события Владимира и Владимирской области стали регулярно запечатлевать для различных киножурналов, в частности, для «Новостей дня» и «Нашего края». Эти киноальманахи — предшественники современных теленовостей — показывали в кинотеатрах перед киносеансами. Выпуски длились несколько минут, в сюжетах показывали заводы, передовые колхозы, стройки, съезды, выборы, праздники, видных партработников и знатных рабочих, памятники старины и природу.
Киножурналы в России снимали еще с 1918 года, но кадров, сделанных во Владимире в 1920-1930-х годах, в них практически нет. Счастливым исключением является один из сюжетов, снятый во Владимире для «Совкиножурнала» в конце 1920-х годов. Бесценный киноматериал представляет картины жизни Владимира в драматическую эпоху свертывания НЭПа. Особую ценность кинопленке придает то, что на ней запечатлены жители города той поры.
«Совкиножурнал», рассказывающий о различных достижениях советских граждан, выходил с 1925 года. Во Владимир его создатели приехали, чтобы снять сюжет под названием «Город богомольный становится безбожным». Во второй половине 1920-х годов в главном городе Владимирской губернии шло яростное наступление на религию - закрывались церкви, шли под снос культовые постройки, с колоколен сбрасывали колокола.
Киноматериал был снят, судя по всему, в конце января или в феврале 1929 года. Ролик черно-белый и немой, содержит несколько титров, хронометраж — 53 секунды. Значительная часть пленки — это виды владимирских церквей. Основной сюжет — сброс колоколов с Николо-Златовратской церкви, стоявшей около Золотых ворот.
То что древний богомольный Владимир к концу 1920-х годов окончательно стал «безбожным» сообщается в титрах: «В городе 32 церкви. 27 закрыто по требованию рабочих».
пожарное депо на Спасской (до революции)
Две панорамы центральной части города с высоты птичьего полета сделаны с несуществующей ныне каланчи пожарного депо на перекрестке улиц Красного Профинтерна и Советской (нынешних Георгиевской и Спасской). Высокая каланча с винтовой лестницей внутри, круговой площадкой для осмотра, пятигранной крышей и шпилем была частью дома №5 по Спасской улице. Сейчас в этом здании располагается управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области. Каланча была разобрана из-за ветхости в конце 1940-х годов.
На панораме, снятой в Восточном направлении, хорошо просматривается застройка территории между улицей III-Интернационала (Большой Московской) и улицей Красного Профинтерна (Георгиевской). На кадрах кинохроники доминирует Георгиевская церковь, хорошо виден снесенный Пятницкий (Знаменский) храм, где позднее появится советское кафе «Блинчики».
Кадры кинохроники снимались зимой, в сильный мороз - из всех печных труб валит дым. Видно, как над крышами кружат стаи ворон или голубей, а по улице Красного Профинтерна шагают обыватели.
На второй панораме запечатлена застройка улиц старого города, а также Боровков, Всполья, Залыбедья. На кадрах кинохроники видны Николо-Златовратский храм с колокольней, Никитская церковь, снесенная позже колокольня Княгинина монастыря и Успенский собор Княгинина монастыря до его перестройки. На горизонте видны поля, где позднее построят Тракторный завод и поселки вокруг него. На одной из заснеженных крыш на переднем плане лежит тень от каланчи, на которой стоит оператор.
Авторы фильма крупным планом показали Воскресенскую церковь в Залыбедье в первозданном виде и часть улицы Батурина с домом, на месте которого позднее была построена автостанция. Изображения Воскресенской церкви до ее превращения в гражданское строение достаточно редки. Во время съемок храм уже был отобран у верующих и приспособлен под хранения архивов. Оператор крупным планом показывает колокольню, на которой уже нет колоколов.
Воскресенская церковь в 1956-1958 годах подверглась капитальной перестройке - храм превратился в красивый трехэтажный дом, отдельные архитектурные детали которого повторяют архитектурные элементы культового сооружения. Сейчас в здании располагается Государственный архив Владимирской области.
На уникальной архивной кинопленке, копию которой выкупила Зебра ТВ, запечатлена повседневная жизнь улицы III-Интернационала в конце 20-х годов прошлого века - в районе Золотых ворот гуляют обыватели и проезжают ямщики на санях. В этой же локации происходит и кульминационное событие ленты - снятие колоколов с Николо-Златовратской церкви.
Каменный храм был построен на рубеже XVII-XVIII веков. Снесли его через год, после съемок сюжета для «Совкиножурнала» - в 1930 году. А уже к концу 1930-х годов на месте церкви построили большой трехэтажный дом для работников Владимирского химического завода (дом №9 по Большой Московской улице).
В 1929 году, когда снимали кадры кинохроники, тучи над Николо-Златовратской церковью уже начали сгущаться. Историк архитектуры города Владимира Татьяна Тимофеева в своей книге «Лежит в развалинах твой храм» пишет:
Кадров, как колокола летят с Николо-Златовратской колокольни, в фильме нет. Колокола к моменту съемки уже сняты — они лежат на земле. Среди них, очевидно, и тот самый 300-пудовый колокол, о котором пишет Татьяна Тимофеева. Один из снятых колоколов на полозьях тянут по бревнам, уложенным на деревянные рельсы.
Оператор показывает толпу владимирцев вокруг колоколов, лица горожан выражают разные эмоции. Крупно показана старуха на фоне дома(ныне - дом №14 на Большой Московской), которой, скорее всего, происходящее не по душе.
Колокола показаны в разной стадии разрушения: сначала они в целости и сохранности, потом у них отбит верх. Делалось это с помощью специального приспособления: как именно, кинооператоры не показывают.
Зато, авторы фильма показывают резвящихся владимирских мальчишек, которым, очевидно, вся эта «движуха» очень нравится. Они залезают в полуразбитые колокола и играют колокольными языками.
Технологию «откусывания» от колоколов кусков в 1929 году описал секретарь владимирского губисполкома Сорокин в заметке «Безбожники наступают на церковников». Цитаты из заметки есть в книге «Лежит в развалинах твой храм»:
Подлинник киноленты «Город богомольный становится безбожным» хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Фрагменты архивной съемки использовались для нескольких документальных фильмов. По запросу Зебра ТВ, в архиве сделали полную копию фильма, которую редакция и выкупила для демонстрации жителям Владимирской области.