4 сентября Владимирская Епархия распространила заявление «по вопросу популяризации творчества и личности Венедикта Васильевича Ерофеева». В ведомстве митрополита Никандра решили обратить внимание общественности на «отмечающуюся в последнее время тенденцию к возвеличиванию и героизации фигуры» автора всемирно известного романа «Москва - Петушки». В Епархии призывают СМИ, деятелей культуры и представителей педагогического сообщества воздержаться от «романтизации и героизации данного автора и его главных произведений», так как его творчество несёт в себе «деструктивный заряд, пагубный для личности и общества».
Публикуем заявление Владимирской епархии в полном объёме.
ЗАЯВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ ВЕНЕДИКТА ВАСИЛЬЕВИЧА ЕРОФЕЕВА
Владимирская епархия считает необходимым выразить свою принципиальную позицию в связи с отмечающейся в последнее время тенденцией к возвеличиванию и героизации фигуры писателя Венедикта Ерофеева и его главных произведений.
В то время как светская критика может рассматривать формальные литературные особенности его текстов, Церковь как хранительница духовно-нравственных основ обязана дать иную, содержательную оценку. Мы призываем средства массовой информации, деятелей культуры и педагогов воздержаться от романтизации и героизации данного автора и его главных произведений, поскольку его творчество, по нашему глубокому убеждению, несет в себе деструктивный заряд, пагубный для личности и общества.
Наша позиция основана на следующих ключевых моментах:
- Искажение национальной идентичности.Произведения намеренно искажают светлый образ русского человека, низводя его до примитивного, убогого состояния, главной характеристикой которого является перманентное алкогольное опьянение. Это клевета на наш народ, имеющий богатейшую историю, культуру и традиции, основанные на вере, добродетели и жертвенном труде.
- Деструктивный и эсхатологический характер текста. По духу своему произведения являются глубоко пессимистичными, деструктивными и по духу близким к эсхатологическим, направленным не на созидание, а на разрушение. Они культивируют уныние, отчаяние и насмешку над институтами общества и государства, что способствует расколу, а не консолидации граждан.
- Пропаганда порока. В текстах откровенно пропагандирует одну из самых тяжелых и разрушительных страстей – страсть винопития, представляя ее как единственную форму существования и общения. Произведение насыщено сквернословием, что грубо попирает общепринятые нормы морали и культуры речи.
- Кощунственное представление о Боге. В текстах присутствуют глубоко кощунственные пассажи, в которых бытие Бога подвергается насмешливому сомнению через уничижительные и богохульные образы (на примере икоты). Это не является формой творческого поиска или богоборчества, а есть проявление глумления над святыней, что недопустимо в культурном поле.
- Отсутствие нравственного идеала. Все произведения пронизаны идеей бесцельности, тщетности и экзистенциального тупика. В них полностью отсутствует какой-либо положительный или нравственный идеал, надежда на спасение и преображение, что противоречит основам христианского мировоззрения, лежащего в основе нашей культуры.
Владимирская епархия призывает сосредоточить усилия на популяризации истинных духовных и культурных ценностей, содействующих укреплению нравственности, семьи и общества. Мы убеждены, что именно классическая русская литература, устремленная к поиску истины, добра и красоты, должна составлять основу образовательного и культурного пространства.
Из этого заявления неясно, почему религиозные деятели обратили внимание на творчество классика отечественной литературы Венедикта Ерофеева именно сейчас. Зебра ТВ спросила руководителя пресс-службы Владимирской Епархии отца Всеволода, не связано ли это с планами властей и общественности Петушинского района увековечить память Ерофеева? Ранее в Петушинском районе обсуждались вопросы открытия музея писателя, установки мемориальной таблички, организации пешеходного маршрута для многочисленных поклонников творчества Ерофеева и даже специального вагона на вокзале в Петушках. Отец Всеволод сказал, что заявление Епархии связано, «в том числе и с этим». Больше комментариев от него не последовало.
Чуть позже из пресс-службы митрополита Никандра в распоряжение редакции поступил комментарий в письменном виде. Из него следует, что защиты своих чувств у Епархии попросили верующие жители Петушинского района Владимирской области:
«Верующие Петушинского района обратились за поддержкой к митрополиту Владимирскому и Суздальскому Никандру. Прихожане обеспокоены, что в значительной близости с храмом святителя Афанасия (Сахарова) появится "музей Ерофеева". В городе уже строится "тропа Ерофеева", призывающая людей посетить одноименную экспозицию при районной картинной галерее.
Также местные жители обеспокоены, что при музее будут увековечены цитаты из произведений Венедикта Ерофеева, что негативно скажется на воспитании подрастающего поколения».

Для справки
Венедикт Ерофеев родился 24 октября 1938 года в Мурманской области. В 1961-1962 годах жил во Владимире - учился на филологическом факультете Владимирского педагогического института (он был отчислен из вуза), параллельно подрабатывая грузчиком и разнорабочим в стройтресте. Принесшую ему всемирную славу поэму «Москва - Петушки» он закончил в 1970 году, но официально она была опубликована только за полтора года до его смерти — в номерах журнала «Трезвость и культура» в декабре 1988- январе 1989 годов. Это произведение, кстати, сделало город Петушки известным на всю страну.
Ерофеев скончался 11 мая 1990 года от онкологического заболевания. Некоторые высказывания героев «Москва - Петушки» разлетелись на цитаты и стали своеобразным культурным кодом.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.