В апреле во Мстёре появилась новая достопримечательность, сразу же ставшая объектом для фотосессий местных жителей и гостей поселка, - сообщает интернет-портал городов Вязники и Гороховец Ярополч.ру.
На перекрестке улиц Советская и Ленинградская появился кованый памятник, похожий на указатель - мстёрский сазан. Памятник рыбе появился во Мстёре неслучайно. Как объясняют местные жители — и сделанная на памятнике табличка — существует легенда, отчего мстерян именуют «сазанами»: в некие стародавние времена один купец привез на ярмарку в селение свежих сазанов. Но местным цена, которую запросил торговец за свою рыбу, показалась очень уж высокой — и товар остался не распроданным. А дело было летом и рыбка начала попахивать. Раздосадованный купец, как стемнело, отправился из Мстёры восвояси, а сазанов скинул с воза на окраине селения. Ну а мстеряне под покровом ночи разобрали всех дармовых сазанов — до единой рыбки. Вот, дескать, с тех пор и стали звать прижимистых крестьян «сазанами».
Журналисты выяснили, что идея установить в поселке памятник сазану родилась у Максима Кирикова - руководитель коллектива «Мстёрская кузница». Кузнецы и сварщики решили подарить любимому посёлку необычный памятник, что-то вроде петербургского Чижика-Пыжика — и вспомнили легенду о сазане:
Мстёрские кузнецы готовы изготовить для украшения своей малой родины еще один памятник: на страничке в соцсети мстерянам и сочувствующим предлагается проголосовать за идею — что именно должно быть запечатлено в памятнике на улицах Мстёры следом за сазаном. Предлагаются варианты: скульптура художникам, мстёрская скань, памятник влюбленным и новобрачным — для того, чтобы вешать замочки, а также мстёрская вышивка. Пока с существенным отрывом лидирует памятник влюбленным. Голосование кузнецы хотят завершить 9 мая в 12:00.
Первые упоминания о Мстёре относятся к 1609 году. Земли принадлежали Григорию Петровичу Ромодановскому. Первоначально поселение носило название Погост Богоявленский, по названию местного храма.
С 27 мая 1809 года село стало называться Слобода Мстёра. Земли здесь были малоплодородные, поэтому население занималось торговлей и ремеслом. Первые мстерские иконописцы упоминаются в 18 веке – 1710 год – Константин Никифоров и его зять Матвей Данилов. В 1718 году трое иконописцев из Мстёры - Симон Семенов, Савелий Никифоров, Григорий Голышев — были вызваны для росписи иконостаса домовой церкви в Москву к княгине Настасье Борисовне Ромодановской.
К 1844 году иконописцев во Мстёре насчитывалось 145 человек. А к концу 19 века Мстёра становится самым крупным иконописным центром в России. Иконописных мастерских насчитывалась до 32-х, в них работало до 800 иконописцев, всего в иконном промысле было занято до 2 тысяч человек.
После революции иконопись стала не востребована. И в 1923 году в Мстёре была организована артель «Древнерусская народная живопись». В 1927 г. Клыков Н.П. сделал первые пробные опыты на папье-маше. И в 1931 году в поселке создаётся уже более крупная артель «Пролетарское искусство», объединившая работавших в технике лаковой живописи мстёрских художников, бывших иконописцев — так началась история Мстёрской лаковой живописи.