В личном архиве автора статьи хранятся несколько снимков, сделанных в 1994 году во время обучения в детском фотокружке. На фотографиях запечатлен истребитель МиГ-21, стоявший некогда в парке «Добросельский» города Владимира.
Истребитель стоял на массивном треугольном постаменте в южной части парка, рядом с детским городком, напротив дома №40 по улице Юбилейной. Во время, когда были сделаны фотографии, самолет, разбираемый подрастающим поколением, уже представлял собой достаточно печальное зрелище. А сейчас о самолете не напоминает ничего.
Среди детей, облюбовавших истребитель для своих игр, ходила молва, что на этом самолете летал сам Юрий Гагарин — первый космонавт. Поэтому якобы его и решили сохранить для потомков. Среди этих детей был и автор этого материала, который тоже попал на фото с самолетом.
Кто на самом деле летал на МиГ-21 и почему он был списан — теперь установить, практически, невозможно. А вот историю о том, как реактивный самолет оказался в столице Владимирской области, выяснить все-таки удалось.
Парк имени 60-летия ВЛКСМ площадью более 18 гектаров был открыт в новом микрорайоне Доброе города Владимира в 1978 году. В первые годы он представлял собой, скорее, заросший травой пустырь, обстроенный со всех сторон новостройками. В 1977 году в западной части будущего парка был построен кинотеатр «Русь». 8 мая 1980 года около «Руси» учащиеся и рабочие Фрунзенского района города Владимира высадили более 250 саженцев липы, березы и ели. Деревья приживались плохо, каждый год в парке снова что-то подсаживали. Позднее, на территории появились аллеи, дорожки, аттракционы, детский городок, автомобильная стоянка и танцплощадка.
МиГ-21 был установлен в парке в середине 1980-х годов. Главным инициатором этого события стал владимирский журналист Владимир Сергеевич Елагин (1944-2005). Уроженец деревни Кибирево Петушинского района Владимирской области. Выпускник филологического факультета Орехово-Зуевского педагогического института почти 30 лет проработал в комитете по телерадиовещанию Владимирской области. Елагин в основном специализировался на освещении сельскохозяйственных тем. Статьи Елагина публиковались во всех газетах города Владимира. Человек любознательный, он постоянно чем-то занимался и что-то изучал.
Увлечение историей «огненных пилотов» Великой Отечественной войны - уроженцев Владимирской земли - захватило Владимира Елагина в 1970 году. Ему удалось установить биографию десятка таких летчиков - Анатолия Патрикеева из Юрьев-Польского, Александра Слабкова из Вязников, Ивана Ларионова из Камешковского района, Николая Синякова из Гороховца. Елагин помогал следопытам школы №15 города Владимира организовать уникальный в своем роде музей владимирских последователей Николая Гастелло.
Эта идея несколько лет разбивалась о бездушие комсомольских органов. Понимание журналист нашел только у первого секретаря Фрунзенского райкома партии Льва Петровича Милова.
«- Это было бы кстати, и аллея "Огненных пилотов', и портреты героев. Ели, березы мы посадим. Портреты на Химзаводе сделают в пластике, не разобьют. Все это хорошо. А то ведь нас постоянно в горкоме ругают: никакой военно-патриотической работы в парке. А что бы еще к аллее предложили?
- Раз аллея летчиков, значит - самолет», - пересказывал Елагин в 1990 году свой диалог с Миловым.
Партийный деятель и журналист стали думать: где бы им раздобыть самолет для парка. Владимир Елагин по своей работе бывал во многих уголках Владимирской области. Это ему и помогло. Он вспомнил, что совсем недавно в Киржачском районе, в колхозе имени Кирова он видел то, что нужно.
Совхоз имени Кирова - то самое село Филипповское с окрестностями, прославившееся в новейшей истории Владимирской области из-за скандала со строительством мусорного полигона. Самолет МиГ-21, который стоял перед совхозной конторой, по рассказам Владимира Елагина, совхозу подарили шефы.
Зебра ТВ связалась в бывшим секретарем парткома совхоза имени Кирова Леонидом Рубцовым. Он рассказал редакции, что истребитель МиГ-21 совхозу подарил подмосковный аэродром "Чкаловский". На этом аэродроме занимались космонавты, с которыми у совхоза были тесные отношения.
Самолет стоял несколько лет на центральной площади села Филипповское. Рубцов считает, что истребитель простоял бы и до наших дней, если бы за ним не приехали из областного центра.
Лев Милов загорелся идеей перевезти истребитель в город Владимир. К делу был подключен первый секретарь Владимирского обкома Комсомола Виктор Лужнов и разрешение «на угон» крылатой машины из колхоза было получено.
Самолет из поселка Сокола через год все-таки забрали и установили в парке на специальный постамент с тремя трубами. А аллея «Огненных пилотов», о которой мечтал Владимир Елагин, рядом так и не появилась.
Через несколько лет после установки истребитель уже был изрядно потрепан.
Владимир Елагин задавал вопрос военным летчикам, как дети могли пробить пуленепробиваемый фонарь МиГ-21. Пилоты ответили с юмором:
Самолет вместе с парком, который был переименован сначала в «Молодежный», а потом в «Добросельский», ветшал в 90-е годы. А в начале 2000-х годов истребитель бесследно пропал. По слухам, власти Фрунзенского района города Владимира решили убрать его с глаз долой, чтобы своим видом он не смущал гуляющую публику. Новых элементов благоустройства в «Добросельском» так и не появилось. Парк уже много лет ждет капитальной реконструкции, но средств в бюджете города Владимира на это пока нет.