Два вечера накануне дня рождения Антона Павловича Чехова на Малой сцене Владимирского областного академического театра драмы атмосфера была веселой, непринужденной, даже дурашливой, – как случается на зачетном студенческом спектакле.
В премьерной постановке по ранним рассказам Чехова «Жизнь прекрасна», заслуженного артиста Эстонии, заслуженного работника культуры РФ, педагога Владимира Лаптева задействованы в основном молодые актеры владимирской труппы. Это еще больше делало происходящее на сцене похожим на театральный капустник. Но главная причина – в самом материале. Короткие юмористические рассказы начинающий писатель публиковал в различных журналах и альманах под самыми невообразимыми псевдонимами, о которых написаны тома исследований. Чего только стоят: Гайка № 6, Гайка № 9, Шампанский.
Будущий классик не скрывал, что гонорар его привлекает не меньше, чем известность. Владимир Короленко, заинтересованно следивший за творчеством молодого литератора, позднее вспоминал, что Чехов, не стыдясь, признавался:
И приводил один разговор:
«Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? Вот, — он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мною и сказал:
— Хотите, — завтра будет рассказ… Заглавие "Пепельница"».
И уже несомненный мастер писал брату Михаилу 2 февраля 1899 года из Ялты:
Юморист, что тут скажешь!
Режиссер постановщик спектакля Владимир Лаптев особо подчеркивает, что для сценического воплощения выбрал рассказы именно Антоши Чехонте, а не философа-драматурга Антона Павловича. Но признает, что эти короткие юморески, уже второй век звучащие на различных подмостках в исполнении комедийных актеров, ставить и играть не чуть не проще, чем пьесы классика. И молодость автора за многоплановыми, неоднозначными, сосредоточенными на деталях текстами уже не угадывается. Они написаны тем самым «фирменным» стилем, который возьмет позднее на вооружение Джойс. А сам Антон Павлович просто отмечал, что умеет «о длинном говорить коротко».
Владимир Лаптев:
Юбилейным чеховским был минувший 2020 год, но пандемия смазала возможные пышные празднества. А вот Владимирский областной академический театр драмы завершал сценический год чеховской постановкой «Скрипка Ротшильда» на той же Малой сцене. И начинал новый 2021 год проект в формате «Театр.doc» #ЛечитьСпасатьЛюбить – почти документальной хроники о пандемии COVID-19. И Антон Павлович тоже стал героем этой постановки. Его «холерные» записки мог бы цитировать любой врач из «красной зоны». История циклична.
Спектакль-хроника был внеплановым, признается Владимир Лаптев:
И после ошеломительной премьеры экспериментального проекта #ЛечитьСпасатьЛюбить у артистов, занятых в чеховском румкоме, начался, как говорят архитекторы-проектировщики, «сплошняк». Опять-таки выручал уникальный материал.
Вячеслав Леонтьев, недавний выпускник легендарной «Щепки»:
Возможно ли за немыслимо короткое время осилить такое множество задач: смешить, но не переигрывать, быть легким, но не растерять глубину? Вячеслав уверен, что им помогал сам Чехов:
Каждый из актеров играет нескольких персонажей. По замыслу Владимира Лаптева, это позволило молодым исполнителям раскрыть свои творческие ресурсы. И все же «полной перезагрузки» на сцене не произошло. Инстинкт ли мастера тому причина, или это проделки Антоши Чехонте, но роли актеров не потребовали от них кардинальной трансформации.
Милая и хрупкая Анастасия Сылка в этюдах «Размазня» и в «Хористка» играет барышню, беззащитную перед хамством и напором. Хотя кроткая гувернантка, которую в воспитательных целях нагло обсчитывает наниматель, желая сделать ее более хваткой, и легкомысленная премиленькая барышня из хора, охотно принимающая подарки от поклонников – по-своему антиподы, обе в итоге оказываются беспомощными перед жесткими и расчетливыми людьми.
А вот героини Марии Македонской в той же «Хористке» и «Супруге» за себя постоять умеют. Хоть обманутая супруга, хоть неверная жена – и деньги при ней и муж никуда не денется. Для столь схожих персонажей трудно найти полярно противоположные краски.
То же можно сказать о ярких, по-чеховски характерных актерах Анастасии Кургановой и Виталии Панасенко. Виталия уже не причислишь к молодежи. И дело не в возрасте, а в сценическом багаже.
Его Макмэрфи в спектакле «Полет над гнездом кукушки», также поставленном Владимиром Лаптевым, это роль-контрапункт. Вот и в премьерной постановке он – картина, выходящая за рамки. Кутила-русофил Камышев из миниатюры «На чужбине» и помещик-дуэлянт Григорий Смирнов в «Медведе» похожи не только гавайской рубашкой навыпуск под рединготом, но и удалью, граничащей с безрассудством.
Партнерша Виталия Анастасия Курганова в роли Елены Ивановны Поповой, «вдовушки с ямочками на щеках», не уступает в харизме. Эта та самая барынька: «медведь, монстр», что готова тотчас стреляться с назойливым визитером, пришедшим за долгами покойного мужа.
Знаменитый дебютный фильм Исидора Анненского «Медведь» с блистательной Ольгой Андровской (тетушкой Алексея Баталова), для которой роль тоже была дебютом, и обворожительным Михаилом Жаровым-медведем, Анастасия, работая над ролью, не пересматривала – чтобы не попасть под обаяния игры мэтров и не ударится в копирование.
Анастасия Курганова:
Наталья Степановна в «Предложении», как и Елена Ивановна в «Медведе», женщина решительная, в сложных ситуациях рассчитывающая на себя. Партнер Анастасии в этой миниатюре Вячеслав Леонтьев.
Ему перепали разноплановые характеры, с которыми он добросовестно справляется, стараясь не превратить действо в балаган. Рассказывать об этой истории нет смысла: споры о Воловьих лужках обыгрывали в самых разных театральных ревю. Мюзикл на тему этой чеховской шутки в одном действии «А чой-то ты во фраке?» на музыку барда Сергея Никитина поставил на ТВ режиссёр Иосиф Райхельгауз.
Пьески «Медведь» и «Предложение» Антон Павлович подписывал уже своим именем. Эпоха Чехонте закончилась, но скучным и взрослым Чехов не стал. По мотивам шутки о Воловьих лужках музыкальную комедию «33 обморока» поставил в 1935 году Мейерхольд. Роль Ломова играл неповторимый Игорь Ильинский. «Медведя» в разных странах инсценировали 30 раз. Экранизация 2000 года «Темп для трагических актеров» (Speed for Thespians) американского режиссера Кальмана Эппла номинировалась на «Оскара» за лучший короткометражный игровой фильм. А румком про любовь, Воловьи лужки и экстерьер борзых Откатая и Угадая экранизировали кинематографисты разных стран 16 раз, начиная с 1931 года. Тогда фильм «Скажи это по-фински» (Sano se suomeksi), стал первой финский звуковой кинокартиной.
Вот почему так неожиданно было услышать от зрителей зрелого возраста, что этот этап творчества Антона Павловича им не был знаком. Впечатленные просмотром, они даже вознамерились перечитать ранние рассказы Антона Павловича. И это огромный плюс спектаклю, актерам и режиссеру-постановщику.
В театре всегда говорят, что премьерный спектакль – это еще не окончательный продукт. Он будет дозревать, совершенствоваться. Для тех условий, в которых живет сейчас труппа главного театра Владимирской области, это особенно актуально. И если принимать во внимание те нереально короткие сроки, отпущенные на подготовку премьерного показа, то понимаешь, что смех и овации – это заслуженно.
Музыкальное оформление спектакля от заслуженного артиста РФ Андрея Щербинина добавило действу сходства с немыми фильмами начала прошлого века, где потом блистал брат драматурга Михаил. Световые проекции на задник сцены лиричных березовых рощиц в качестве декораций забавно ложились темно-зелеными тенями на лица актеров, напоминая студенческую инсценировку для экзамена, когда, как всегда, не хватило одной ночи.
Вот и с оптимистичным названием спектакля, имеющим неплохие шансы попасть в фестивальные программы, вышла накладочка. «Жизнь прекрасна» - так называлось музыкальное ревю из популярных шлягеров разных лет, поставленное в 2018 году в Московском театре мюзикла его художественным руководителем Михаилом Швыдким. Зрители и критики восприняли проект неоднозначно. Его называли дорогим и бессмысленным балаганом. А постановщик объяснялся, что, мол, вкусы у всех разные, а песни хорошие.
Но с таким же названием в 2010 году в Пензе поставили фантазию в двух действиях на чеховские темы с музыкой Оффенбаха и романсами. Авторский текст без малейших изменений из 20 произведений писателя («Вишневый сад», «Первый любовник», «Комик», «Мыслитель» и другие), 24 исполнителя, включая всех местных звезд.
Впрочем, где мы, а где Пенза. И в человеке должно быть все прекрасно, и мы еще увидим небо в алмазах, а если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. Чехов – он же, как море, а его хватит на всех и для каждого оно свое.
Так что идите в театр, потому что Антон Павлович был уверен:
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.