В списке из нескольких миллионов без вести пропавших солдат Великой Отечественной войны до недавнего времени числился и летчик Константин Рогов из деревни Малые Липки, что в 5 километрах от Вязников в сторону Мстеры. Все, что знали о судьбе младшего лейтенанта его родственники, это то, что служил он в 34-м гвардейском бомбардировочном полку 276 авиадивизии где-то под Ленинградом и что 26 марта 1944 года не вернулся из боевого вылета. Больше ничего. Было Рогову в то время всего 23 года.
Почти через 70 лет после последнего полета Рогова, в январе 2014 года на Северо-Востоке Эстонии, под городом Силламяэ, в заросших лесом болотах Ида-Вирумаа поисковики из Нарвы начали операцию по извлечению из земли остатков неизвестного самолета. Им стало известно, что в этих местах еще в 1980 грибники или лесорубы видели торчащий из грунта хвост. В 1990-х здесь кто-то даже пробовал копать, но не глубоко. Нарвские поисковики, придя на место крушения в 2013 году, нашли ровную площадку без всяких следов раскопок.
С помощью магнитометров поисковики прочесали все в округе. И только в одном месте прибор начал показывать отклонение от нормы. Начали копать лопатами - пошли фрагменты дюралевой обшивки. Основную операцию поисковики из клуба «Камерад» назначили на январь 2014 года, когда к топкому месту смог бы подъехать экскаватор.
С помощью экскаватора начали рыть котлован. В жидкой глине и воде стали появляться хорошо сохранившиеся детали бомбардировщика Пе-2: редуктор винта, лопасти, часть бензобака, стойка шасси, приборы, пулемет с боекомплектом. Были найдены остатки одежды и снаряжения экипажа: фрагменты унт и летной куртки, револьвер системы «Наган», пряжка офицерского ремня.
Эти вещи, скорее всего, принадлежали стрелку-радисту, от которого осталось лишь несколько косточек фаланг, один сустав ступни. Ни одной большой кости найдено не было. У револьвера отсутствовал ствол, а пряжка была согнута почти вдвое. Очевидно, удар был чудовищной силы - самолет падал с высоты примерно 2 тысячи метров.
Копать приходилось в экстремальных условиях. В иные ночи температура опускалась до минус 22 градусов. Раскопки закончились 31 января: поисковики раскопали котлован размером 10 на 10 метров, и ушли на 9 метров вглубь.
Фрагменты кабины с останками еще двух летчиков найти не удалось. Зато по номеру одного из моторов удалось определить принадлежность самолета. Еще раскопки не завершились, а поисковики уже знали некоторые обстоятельства последнего вылета Пе-2 и фамилии всех членов его экипажа.
Самолет числился в 34-м гвардейском бомбардировочном полку, который входил в 276-ю авиадивизию. 26 марта 1944 года в группе из семи самолетов он отправился на боевое задание - бомбить артиллерийские и миномётные батареи немцев. Дорогу преградили шесть «Фокке-Вульфов», один из советских самолет был сбит и упал в болота под Силламяэ.
Управлял пикирующим бомбардировщиком младший лейтенант Павел Кузнецов из-под Горького. Афанасий Фадеев из Калининской области сидел в кресле стрелка-радиста. А штурманом Пе-2 был тот самый «пропавший без вести» Константин Рогов из-под Вязников.
Удача продолжала сопутствовать поисковикам. Практически сразу были найден родственники всех трех членов экипажа. У нашего земляка Константина Рогова нашлись две племянницы в разных концах России и племянник Иван Догадин во Мстере.
Племянник рассказал Зебра-ТВ, что мать летчика Дарья Петровна умерла в середине 1960-х годов в Вязниках, ничего не зная о судьбе двух своих сыновей. Брат Константина Иван тоже пропал без вести под Сталинградом.
Про дядю Костю его племянник знает, что он окончил школу в Вязниках, учился в вязниковском аэроклубе, потом в Красноярской летной школе. Жены и детей у него не было. В семейном архиве от него осталась только одна фотокарточка.
В апреле 2014 года нарвские поисковики вернутся к месту раскопок Пе-2, чтобы закончить начатое дело. Предстоит «прозвонить» и пролить комья мерзлого грунта, вынутого из раскопа, в которых могут быть найдены другие части самолета и останки летчиков. После этого будет решаться вопрос об их захоронении.