Статья доктора исторических наук Алексея Чернецова, посвященная уникальному произведению монументального искусства, иконографии и палеографии мирового значения — двум золоченым вратам Рождественского собора суздальского Кремля — опубликована в свежем выпуске журнала «Краткие сообщения Института археологии». Автор называет двери этого храма, украшенные в технике огненного золочения, «эталонным памятником древнерусского художественного ремесла». Сопоставляя композиции суздальских врат с композициями других храмов, ученый приходит к выводам об эволюции стиля и иконографии, прослеживает важные тенденции развития искусства на Руси в 13-16 веках.

Чернецов указывает, что суздальские ворота были созданы в начале 13 века - в период наивысшего подъема русского искусства домонгольского времени. Автор приводит анализ подборок композиций западных и южных дверей Рождественского собора по тематике и по степени распространенности в средневековом искусстве.

Автор подчеркивает интересные детали: на 6 пластинах подписи называют изображенного архангела по имени Михаилом, при этом в соответствующих библейских текстах в четырех случаях упоминается безымянный ангел. В трех случаях ангелы изображены в эпизодах, где их участие в тексте Библии не отмечено: приготовление Давида к поединку с Голиафом, покаяние царя Давида, обличаемого пророком Нафаном, и поражение Содома и Гоморры.

Алексей Чернецов отмечает и другие несоответствия композиций на южных дверях Суздальского собора тексту Библии:

Исследователь констатирует, что древнерусские церковные двери, украшенные многочисленными композициями в технике огненного золочения, более раннего времени или синхронные суздальским вратам не сохранились. При этом упоминания о них в летописях присутствуют и существуют фрагменты отдельных пластин, выполненных в подобной технике.

Сюжетные переклички значительной части композиций южных дверей Суздальского собора автор статьи увидел в изображениях на дверях собора Сан-Микеле в Южной Италии (Апулия, Монте-Гаргано). Они были изготовлены во второй половине 11 века византийскими мастерами:

Ученый указывает, что базовым памятником для сравнительного анализа композиций на западных дверях Суздальского собора являются более поздние ворота, изготовленные в той же технике для кафедрального собора святой Софии в Новгороде Великом. Они датируются 1336 годом. В 1571 году двери были перевезены Иваном Грозным в Александровскую слободу и помещены в портале Покровского (ныне Троицкого) собора Успенского монастыря, где и находятся в настоящее время.
По утверждению Алексея Чернецова, если суздальские ворота начала 13 века — это «аристократическое изящество трактовки сюжетов и отдельных мотивов», то поздние новгородские врата — это «варварская грубоватость стилистики». Это касается построения композиций и особенностей трактовки человеческих фигур (их пропорций, ракурсов, рисунка рук, ног и особенно примитивных изображений ликов). Черты примитивизма и недостаточного владения навыками иконописной традиции подмечены ученым в передаче одеяний и складок, архитектуры, деревьев и условных горок:
«Указанные особенности Новгородских дверей не могут быть объяснены случайностью, периферийностью или особой "демократичностью" мастеров, их создавших. Двери были изготовлены для главного собора Новгорода, по повелению архиепископа Василия...В XIV в. Новгород представлял собой своеобразный оазис древнерусских культурных традиций; архиепископ являлся номинальным главой не только города, но и подвластных ему огромных территорий. Владыка Василий помимо строительства и украшения храмов известен и как создатель литературного произведения ("Послание о земном рае"). Связать примитивизм декора Новгородских дверей с воздействием вкусов массы верующих и демократизмом, якобы присущим "северорусским народоправствам", не представляется возможным. Против этого свидетельствует сама техника огненного золочения – исключительно сложная и дорогостоящая. Согласно современным исследованиям, порядки средневекового Новгорода являлись не "господством толпы", а, скорее, засильем могущественных боярских кланов (нередко боровшихся между собой).
Стилистика композиций Новгородских дверей демонстрирует не только упадок традиций древнерусского художественного ремесла, но и снижение требований к его продукции со стороны элиты общества (верхушки духовенства и стоявшего за ним боярства). Создается впечатление, что заказчикам было не до эстетического совершенства этого памятника. Их вполне удовлетворяло сияние позолоты и наглядная демонстрация богатства и щедрости. В этом плане заказчики Суздальских дверей выглядят несравненно более взыскательными.
В чем же причины столь разительных трансформаций? Очевидно, их две. Обе связаны с последствиями монгольского нашествия и следовавшим за ним чужеземным игом. Одна – это разрыв традиций высокотехнологичных художественных ремесел, другая – культурный шок, связанный с теми же драматическими событиями».
Церковные двери, украшенные в технике огненного золочения, изготавливались на Руси вплоть до конца 16 века. Поздние подобные памятники представлены шестью золочеными дверями - западные и северные двери Благовещенского собора Московского Кремля, южные двери кремлевского кафедрального Успенского собора и три пары дверей Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.
Как указывает автор исследования, основные композиции на дверях 16 века отличаются от сюжетов суздальских дверей. В некоторых случаях их тематика совпадает. Трактовка эпизодов на дверях 13 и 16 веков демонстрирует кардинальные различия:
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.