Вечером 30 января 2021 года Фрунзенский районный суд города Владимира оставил без удовлетворения ходатайство следователя о заключении под стражу журналиста интернет-издания «Томикс» Александра Степанова, обвиняемого в совершении деяния, предусмотренного частью 2 статьи 280 Уголовного кодекса Российской Федерации. Степанов до 28 марта пробудет под домашним арестом. Об этом Зебра ТВ сообщили шеф-редактор сайта «Томикс» Александр Холодов и адвокат Филипп Багрянский.
Степанову вменяют «публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”». Подобные деяния, в случае установления вины, наказываются принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Александр Степанов в Твиттере (его закрытый аккаунт насчитывает чуть более 200 подписчиков) разместил сообщение, в котором заявил, что в отношении членов партии «Единая Россия» следовало бы совершить некоторые незаконные действия. Редакция по понятным причинам не может воспроизвести этот твит, который уже удалён.
28 января дома у Степанова прошёл обыск, а 29 января вечером он был задержан до избрания ему меры пресечения.
Адвокат Филипп Багрянский сообщил Зебра ТВ, что Александр Степанов свою вину признал. В ходе судебного заседания представитель прокуратуры не поддержал ходатайство следователя об аресте Степанова. Багрянский также просил суд назначить его подзащитному любую меру пресечения, не связанную с заключением под стражу.
Адвокат пояснил, что до 28 марта включительно журналист «Томикса» не может покидать свою квартиру (он проживает с матерью и несовершеннолетним ребёнком). Ему также запрещено общаться со свидетелями по его делу и пользоваться средствами связи. Он может только вступать в контакт со следователем, адвокатом и обращаться за медицинской помощью.
Уточним, что Степанов не является штатным сотрудником издания «Томикс», он работает в качестве внештатного сотрудника по договору. Журналист воспитывает своего несовершеннолетнего ребенка один. И даже домашний арест станет для него проблемой в плане материального обеспечения. Степанов лишен средств к существованию. Он не может дистанционно работать. Его дочь также лишена возможности для дистанционного обучения, поскольку из дома изъяты все компьютеры и гаджеты.
Еще раз подчеркнем, что уголовные претензии к Александру Степанову не связаны с его профессиональной деятельностью или его политической позицией.
Примечательно, что 30 января, во время судебного заседания по избранию Александру Степанову меры пресечения, на официальном сайте регионального отделения партии «Единая Россия» во Владимирской области появилось сообщение о том, что единороссы просят суд не отправлять журналиста в СИЗО. Этот текст появился в качестве реакции на запросы со стороны некоторых СМИ о комментариях по поводу истории со Степановым. Приводим этот текст в полном объёме:
Региональное отделение «Единой России» просит суд не заключать под стражу журналиста Александра Степанова
Уголовное дело в отношении журналиста было возбуждено из-за публикации в одной из социальных сетей
В пресс-службу Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия» поступили запросы от разных средств массовой информации с просьбой прокомментировать ситуацию с журналистом Александром Степановым.
По нашей информации в отношении журналиста газеты «Томикс» и блогера Александра Степанова правоохранительными органами может быть возбуждено уголовное дело. Причиной для этого является публикация на личной странице Степанова в одной из социальных сетей, в которой он предположительно призывал к противоправным действиям в отношении членов партии «Единая Россия».
Вероятно, на тот момент Степанов не осознавал всю меру ответственности за эти слова. Поэтому, в случае возбужения уголовного дела и рассмотрения в суде меры пресечения, просим суд проявить снисходительность и не избирать в отношении Степанова меры пресечения в виде заключения под стражу.