1 миллиард 669 миллионов рублей украли за год у владимирцев кибермошенники

Виртуальные мошенники вполовину увеличили свой годовой «доход» во Владимирской области — введенные ограничения для банков в части переводов средств на подозрительные счета не помогают. Чтобы снизить потери граждан, в 2025 году начнут действовать «период охлаждения» и самозапрет на оформление кредитов
Новости Автор: 13 февраля, 12:07 876

В 2024 году потери владимирцев от кибермошенничества составили 1 миллиард 669 миллионов 758 тысяч рублей. Для сравнения — годом ранее «улов» телефонных аферистов в регионе-33 оценивался в миллиард сто миллионов. С начала января 2025-го жители Владимирской области из-за мошеннических действий преступных кол-центров уже потеряли, по данным регионального УМВД, 189 миллионов 428 тысяч рублей.

IMG_6046.JPG фото пресс-службы Банка России

Потери граждан от действий кибермошенников не снижаются, а растут, - констатировали представители владимирского отделения Банка России и УМВД по Владимирской области на совместном брифинге. По оценке руководителя местного представительства ЦБ Антона Завойстого, это связано с тем, что количество мошеннических атак значительно увеличилось, а также с тем, что тактика мошенников за последнее время сильно поменялась.

Если раньше специалисты по дистанционному отъему денег у населения чаще действовали скорее веерно, то теперь стали тщательно прорабатывать сценарии обмана и атакуют людей более адресно, собирая информацию о жертвах из открытых источников, утечек баз данных. При этом время сбора и обработки персональных данных сокращается. Если ещё несколько лет назад такие периоды составляли примерно месяц, то сейчас атаки происходят практически одновременно с утечками персональных данных.

В Банке России рассказывают: во всех существующих схемах телефонного обмана (быстрый доход, спасение средств на безопасных счетах, звонок от попавшего в ДТП родственника и так далее) четко прослеживаются три способа, которые применяют мошенники:

  • использование эмоций, как отрицательных (страх, паника, чувство стыда), так и положительных (радость, надежда, желание получить деньги),

  • использование авторитета: мошенники представляются жертве сотрудниками ведомств, к которым граждане подсознательно испытывают доверие, или непосредственным руководителем на работе,

  • использование скорости: мошенники торопят жертву, принуждают совершить какое-либо действие, не дают прервать разговор, держат на крючке.

Регулятор напоминает порядок действий, если мошенники все же похитили с вашей карты деньги:

«Как только вы это обнаружите, сразу же заблокируйте карту. Сделать это можно через мобильное приложение банка, а также позвонив в контактный центр или обратившись в отделение банка. В течение суток напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией и возьмите выписку по счету. Банк обязан принять это заявление и предоставить выписку. Затем как можно скорее напишите заявление в полицию, лично обратившись в ближайший территориальный орган внутренних дел с заявлением о возбуждении уголовного дела, и предоставьте им документы, полученные в банке».

В России в очередной раз ужесточается законодательство для финансовых организаций, для того чтобы снизить нарастающий вал хищений со счетов граждан. На данный момент действуют следующие заградительные барьеры:

  • с октября 2023 года работает закон об автоматизированном информационном взаимодействии между Банком России и МВД России. Сведения о хищениях поступают в базу данных Банка России от правоохранительных органов, даже когда пострадавшие не обращаются с заявлением в свой банк;

  • 25 июля прошлого года вступил в силу закон 369-ФЗ, предусматривающий двухдневный «период охлаждения». В течение этого времени банк не будет переводить деньги на подозрительный счет, если он находится в базе данных с мошенническими реквизитами. За эти два дня человек может остыть, поняв, что имеет дело с мошенниками, и отказаться от перевода. Если банк все-таки совершит такой перевод раньше и не известит клиента, что его деньги могут быть направлены на мошеннический счет, то должен будет компенсировать клиенту потери;

  • этот же закон обязывает банки отключать доступ к дистанционному обслуживанию так называемым дропперам (людям, которые участвуют в мошеннической схеме и занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег), если информация о совершенных ими противоправных действиях поступила от МВД России.

Как рассказывает регулятор, в первый же день действия закона 13 системно-значимых банков заблокировали доступ примерно к 30 тысячам электронных средств платежа. Банки ежедневно «охлаждают» в среднем около 20 тысяч переводов на подозрительные реквизиты из базы данных Банка России.

По оценкам Центробанка, около 40% похищенного — это кредитные деньги. И, как наглядно демонстрирует статистика, введенные ограничения по переводам рост киберпреступлений не остановили. Поэтому в 2025 году вводятся дополнительные правила на рынке предоставления финансовых услуг:

  • с 1 марта начнет действовать самозапрет на оформление кредитов и займов в банках и микрофинансовых организациях. Если кредиторы выдадут деньги, несмотря на установленный гражданином самозапрет, они не смогут требовать заемные средства у жертвы мошенников. Для того чтобы установить запрет, нужно сделать соответствующую отметку в своей кредитной истории через Госуслуги. А с 1 сентября устанавливать и отменять запрет можно будет и через МФЦ. Отмена запрета активируется через день;

  • по инициативе Банка России 11 февраля Госдума приняла закон о защите от мошенников, который вводит «период охлаждения» по всем, а не только подозрительным кредитам: на четыре часа, если сумма от 50 до 200 тысяч, и на 48 часов для сумм от 200 тысяч рублей. То есть финансовая операция будет отложена на это время.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.