Андрей Глухоедов: «Это палка о двух концах. Но многие страны используют это»

Новый руководитель регионального оператора по работе с твердыми бытовыми отходами считает, что во Владимирской области должны появиться мусоросжигательные заводы
Новости Автор: 15 декабря 2018, 14:21 107 7848

С 1 января 2019 года во Владимирской области за всю работу с мусором будет отвечать региональный оператор - компания «Владэкотехпром». Не так давно у компании, которая долго не могла определиться, как управлять мусорным рынком 33 региона, сменился руководитель.

Официально генеральным директором регионального оператора Андрей Глухоедов стал 4 декабря 2018 года - меньше чем за месяц до того, как неотлаженная до сих пор система должна заработать по новым федеральным правилам. С успешностью запуска «мусорного проекта» в новогодние праздники многие наблюдатели связывают и успешность дальнейшей работы нового губернатора Владимирской области Владимира Сипягина.

О первых шагах нового руководителя регионального мусорного оператора, связанных с объявлением конкурсов на определение подрядчиков по вывозу мусора на полигоны — в отдельном материале Андрей Глухоедов: «Чтобы второго января никто не проснулся в куче мусора».

Кроме этого, редакция попросила Андрея Глухоедова рассказать о том, как он видит перспективу развития «мусорной сферы». Согласившись на интервью, гендиректор регионального оператора предложил говорить не о прошлом, а попытаться нарисовать картину будущего.


Вы встали во главе компании, которая заходит на очень сложный рынок. Давайте попробуем объяснить людям: кто вы? У вас есть опыт в сфере работы с мусором? Если нет, то по какой причине вы все-таки были назначены? Какие у вас есть компетенции, которые помогут оперативно разобраться с «мусорной отраслью». Не страшно ли перед вступлением в силу новых правил игры брать ответственность?

Я коренной владимирец, родился и вырос здесь. Был небольшой опыт отсутствия в связи с различными финансовым кризисами в нашей стране. Должен сказать, что в последние 10 лет видел себя в финансовом секторе. Это банковский сектор, страховой сектор.

Если переходить на действующий проект, то основная его суть - это финансирование, так как это коммерческая структура. А любая коммерческая структура подразумевает под собой менеджерские навыки. Поэтому, поскольку здесь есть определенный стартап, назовем это так, именно в формате финансовой структуры. Сложно с финансированием, сложно с пониманием проекции рентабельности бизнеса.

Но задач не боюсь. Я зашел с согласием и пониманием зачем, хотя с отсутствием опыта в этой отрасли. Отрасль интересная. И я понимаю, что мне смотреть в глаза населению и отвечать за результат, по большому счету. Плюс еще администрация. Поэтому это такой определенный двойной груз. Но задача - справиться. И хотя население, наверное, почувствует определенную финансовую нагрузку, но этот процесс надо усовершенствовать. И наше население должно понять, что я не зря сюда пришел, не зря выполняю свою работу.

То есть, вы банкир и страховщик?

Да. Это одна отрасль, потому что и банковский и страховой сектор регулирует Центробанк. Но основная задача — это менеджмент. У нас экономика учит одинаковым направлениям: финансирование, планирование, организация и контроль, мотивация и развитие. Это — основы, и задача сделать именно такую структуру, которая должна работать на благо населения, на благо нас.

Какие задачи на перспективу стоят задачи перед компанией - скажем, на год или на три года вперед?

Изначально компания «Владэкотехпром» является региональным оператором по работе с ТКО Владимирской области. Это требование федерального закона. И мы данное право получили на основании конкурса, который нормирован законом. Основными участниками общества являются два наших ГУПа - «Владоблжилклмхоз» и «Владкоммунпроект». По большому счету, на основании данных учредителей, непосредственно нашим собственником является администрация Владимирской области. И как следствие, мы исходим из того, что это наш основной даже, наверное, не куратор, а тот орган власти, который дает нам вводные и ставит перед нами задачи, которые мы обязаны выполнить.

На основании конкурса на выбор регоператора, договор с областью будет заключен на 10 лет как минимум. И задача, которая стоит в первую очередь, интегрировать действие федерального закона в действующую схему транспортирования ТКО во всей Владимирской области. Именно это мы ставим во главу угла и будем заниматься именно этим процессом: действующей схемой транспортирования ТКО по всей Владимирской области, не меняя текущих условий.

То есть, делать так, чтобы никто не пострадал?

Чтобы не менять действующую схему и усовершенствовать ее. И здесь я бы перешел сразу к территориальной схеме — это наш базис, это основа нашей работы, это план, по которому мы будем действовать как минимум до 2026 года. Она на сегодняшний момент несовершенна. И если мы можем, с вашего позволения, сейчас перейти к терсхеме…

Давайте сначала попробуем все-таки объяснить, зачем конечным потребителям услуг нужна ваша компания? Какие плюсы они увидят после вашего прихода? Пока у многих ощущение, что это несет только дополнительные расходы и называют вас «мусорной прокладкой».

Я еще раз повторю. Изначально надо понимать, что это не прихоть — это федеральный закон.

Хорошо, что в нем написано?

Там написано, что решение о координации и регулировании обращения с ТКО в Российской Федерации было принято именно с помощью региональных операторов. Весь процесс обращения с ТКО — это утилизация, транспортирование, обработка, захоронение. Там много процессов, но именно ТКО это тоже очень важный момент. Наша задача — улучшить действующую схему. Понятно, что с долгой временной проекцией именно потому, что в моменте самой утилизации мусора очень важна экологическая составляющая. В ней очень много факторов, и мы хотим, создав эту схему, изначально прививать нашему населению момент экологического фактора, например, что нужна сортировка.

XIII-0208.jpg

То есть, ваша задача внедрять эти технологии?

Конечно. Наша задача увеличить количество сортировочных станций, увеличивать объем обработки вторсырья. Например, у нас сейчас вторсырье частично обрабатывает «Бригантина+» в Александрове. Они делают эко-парковки, бордюры именно из вторсырья. И вот интегрировать эти процессы — одна из задач. Плюс, не исключаю возможности появления каких-то внешних инвесторов, возможно, и с иностранным капиталом, которые готовы вкладываться в мусоросжигательные заводы. Это тоже сложный процесс, его многие страны используют - сейчас это прививается и нам. И одна из задач — не утилизировать отходы, а сжигать. И это один из этапов и векторов развития, который тоже присутствует.

Есть две группы людей — сторонники мусоросжигания и противники. Вы относитесь ко второй? Алексей Мигачев, который до недавнего времени руководил экологическим департаментом владимирского Белого дома, всегда говорил, что во Владимирской области никогда не будет мусоросжигания, он этого не допустит. А вы, получается, принимаете такие правила игры?

Мы не исключаем возможности. Повторюсь, есть инвесторы с иностранным капиталом, которые готовы. Как нам позволяет думать характер новостей, наши с вами соседи — Московская область (она же одна из самых крупных) - уже идут к этому. И многие страны используют это. Да, это, может быть, влияние на среду окружающую не совсем корректное оказывает, но это имеет место быть, в силу того, что масштабы объемов мусора растут значительно быстрее, чем мы успеваем его утилизировать. Поэтому, это палка о двух концах. У всего есть две стороны, но за этим технологиями будущее.

У вас есть конкретные инвесторы?

Инвестпрограмма будет разрабатываться в 2019 году. И это одна из задач регионального оператора — донести до департаментов ЖКХ и природопользования инвестпрограмму с привлечением различных источников финансирования. Если нам позволит проекционный период следующих двух-четырех лет саккумулировать свою маржинальность, то и мы сами готовы финансировать данное направление. Финансирование, наверное, будет в том числе и наше. Это вопрос временных рамок, но он имеет место быть.

То есть, заводить внешних инвесторов — это ваши полномочия, а, например, не полномочия департамента ЖКХ?

Мы можем заниматься привлечением и разработкой бизнес-планов по данным направлениям. И, в первую очередь, речь идет, видимо, о земле, которая отчасти, наверное, будет муниципальной.

И с этим, вероятно, будут большие проблемы? Кто захочет мусоросжигательный завод?

Да, но каждый из наших муниципалитетов, наверное, сегодня понимает, что у нас есть проблемы. Например, Юрьев-Польский полигон, который совсем скоро уже скажет нам «до свидания» и Кольчугинская свалка тоже. Есть проблемы, и они относительно большие. И говорить о том, что можно давать какую-то отсрочку инвестпрограмме — смерти подобно. Потому что мы действуем в рамках терсхемы, а терсхема не позволяет нам нарушать границы области. Но менять ее возможно.

Что касается полномочий департаментов ЖКХ и природопользования, то здесь мы идем таким своеобразным трезубцем. Не могу со 100-процентной уверенностью сказать, что они отвечают за все за это, либо мы отвечаем — нет. Наверное, это такая равнопропорциональная действительность, потому что это в интересах каждого и всех нас троих в данном случае.

«Владэкотехпром», департамент ЖКХ и департамент природопользования?

Да, это наше общее дело, и мы должны усовершенствовать и улучшить качество обработки ТКО. И пропорциональность отношений должна быть равной.

В следующем году инвестпрограмма будет сформирована и мы все ее увидим?

Да, если все пойдет так, как мы считаем нужным и действенным. Но инвестпрограмма должна одновременно коррелироваться с территориальной схемой. А терсхема — тот базис, с которым мы сейчас работаем, и он несовершенен.

Что, на ваш взгляд, нужно менять в территориальной схеме? И на какие документы, принятые до вас, вы должны ориентироваться.

Федеральный закон №89 — тот, который нам надо исполнять, постановление №1156 и №354. Это основные документы, в которых прописан наш алгоритм действий и регламент регионального оператора. Мы понимаем, что расхождений весьма много, так как закон принят относительно давно. И постановление о региональном операторе тоже было принято относительно давно — все это откладывали на год, причем уже не раз. За все это время изменилось уже и законодательство — оно разнится с нормативными актами регионального характера и муниципалитетов. И сама региональная терсхема была быть утверждена в 2016 году — это весьма объемный и очень тяжелый документ, который, к сожалению, уже несовершенен. Но так как нас закон обязывает работать в рамках терсхемы, мы сейчас придерживаемся действующего варианта. Но мы уже инициировали изменения: составили и передали письмо в департамент ЖКХ и природопользования в ноябре. Сейчас эти департаменты направили нам разного рода ответные письма с уточняющими вопросами о сборе аналитики — то есть о том, что именно мы хотим изменить.

Про основные изменения можете сказать?

Есть ряд неучтенных территорий, которые не покрыты территориальной схемой, контейнерными площадками. Вот живой пример: в Муромской районе на основании терсхемы всего одна контейнерная площадка. Казалось бы, целый район, и там вот такая ситуация. Все изменения мы сделаем в первом квартале 2019 года, а потом два департамента уже будут вносить изменения на более высоком уровне. Мы надеемся, что к лету 2019 года территориальную схему поменяем.

XIII-0205.jpg

По полигонам будут изменения?

Да. Есть, например, полигон в Юрьев-Польском, который, однозначно, свой ресурс выработал. Это очень сложный фактор, потому что в территориальной схеме он учтен как действующий. И следующие полгода нам придется его учитывать, что, кстати, скажется на нашей финансовой составляющей, потому что нам надо будет закладывать новую логистику для компании-транспортировщика именно по данной территории. В таких случаях мы вынуждены будем менять финансовую составляющую внутри своей сбытовой деятельности и мы перейдем к снижению своих финансово-сбытовых расходов. И наши расходы будут увеличиваться в связи с появлением таких вот моментов по Владимирской области. Еще надо учесть, что Кольчугинский полигон имеет очень ограниченный ресурс — ему осталось работать не такой длинный срок, как хотелось бы.

А сортировочные станции?

Мы их тоже сейчас учитываем, хотя по факту действующих у нас - только две. Законодательство нам регламентирует их наличие в процентном соотношении от общего объема ТКО (через них должно проходить около 50% всех отходов, и сейчас у нас такой процент не выдерживается).

В общем, много моментов. Опять же, мы должны учесть и пожелания муниципалитетов, у которых есть тоже значительные отрицательные моменты именно в связи с действующей территориальной схемой. Но, повторюсь, что мы все это планируем реализовать к середине лета. От этого зависит и будущий проекционный период (на 2020 год и последующие). Не исключаю, что это не последние изменения.

Поясните, как разграничиваются полномочия по полигонам. К их работе обычно много вопросов. За что вы отвечаете, а за что — нет?

Про полигоны разговор отдельный. Законодательная норма нас обязывает к тому, что мы имеем права использовать только полигоны, находящиеся на своей территории. Либо другая нормативная документация уводит нас на уровень первых лиц региона , что весьма сложно (Речь идет о межрегиональном соглашении о ввозе мусора из других регионов, подписывающемся главами субъектов. Глухоедов пояснил, что частные полигоны под такие соглашения попадать не будут, — ред.). Потому что, согласитесь, что никакое население не хочет видеть мусор на своей земле — это понятные и логичные претензии. Поэтому касательно полигонов, у них есть отдельный тариф — это в компетенции госпожи Новоселовой (директор департамента цен и тарифов обладминистрации, — ред.). У нас с собственниками полигонов договорные отношения на прием ТКО в формате тех объемов, которые наши транспортировщики будут привозить и утилизировать.

Полигоны - это более понятный бизнес. Не надо забывать, что если им лицензия позволяет, они могут принимать и другие виды отходов. Потому что понятие «твердые коммунальные отходы» - оно еще очень размыто. А полигон имеет права принимать мусор и других категорий — и это идет в обход нас. Это отдельное направление их бизнеса: они имеют право работать либо напрямую с транспортировщиками, либо с юридическими лицами, которые будут заключать с ними договор и расплачиваться с ними по отдельному тарифу. То есть, полигон это отдельная структура, которая ведет собственный бизнес.

То есть, все, что касается экологической ситуации, надзора, расширения и строительства полигонов в вашу компетенцию не входит?

Нет, будет входить. Взаимодействие будет идти, потому что мы понимаем, что ресурс всех свалок ограничен, и мы должны будем участвовать в вопросах проектирования. А экология весомый фактор, потому что существует, скажем так, негативное влияние на экологическую среду, и налог мы будем платить и его учитывать. Но это отдельная тема.

Почему утвержденный во Владимирской области мусорный тариф выше, чем у соседей?

Есть регионы, которые еще не приняли тариф. В большинстве регионов он чуть ниже, чем у нас. Но мы понимаем, что у нас относительно высокие показатели нормативов накопления отходов. И еще один из вариантов необходимости нашего бизнеса — это как раз снижение этого норматива накопления. Сейчас наша задача — привести этот норматив накопления к более реальному, это будет сложно.

Поясню. Мы же с вами по формуле считаем стоимость услуги: стоимость вывоза умножаем на норматив накопления в соответствии с утвержденным постановлением. Но данное постановление инициируется не нами, это компетенция департамента природопользования. Это глобальный объем работы, который этот департамент провел. Я очень сильно уважаю этих людей — и департамент цен и тарифов, и департамент природопользования, потому что они огромный объем работы проделывают, за что им огромное спасибо. Но мы, проведя определенный анализ, этот норматив накопления можем менять, потому что это одна из составляющих стоимости услуги.

Когда устанавливали тариф, вашим предложением было 910 рублей за куб мусора. В итоге установили 580 рублей. Средний тариф по России - 500 рублей. Почему вы показали такую большую цифру? Скажется ли снижение тарифа по сравнению с вашим обоснованием примерно на 30% качестве услуг?

Тут как раз речь про норматив накопления. В рамках тех расчетов, которые сегодня есть, можно было бы сделать и 600-700 рублей, но это было бы глобальной нагрузкой на население. И за то, что Мария Сергеевна Новоселова (директор департамента цен и тарифов администрации Владимирской области, - ред.) выдержала все на минимальном уроне, но в рамках своих компетенций (все обосновано и четко), ей огромное спасибо. А разница между нормативами накопления и составляющей тарифной ставки может как раз регулировать внутреннюю финансовую составляющую регионального оператора. То есть, стоимость транспортировки, захоронения и сортировки может варьироваться в связи с разными составляющими именно внутри тарифа.

Директор департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Мария Новоселова намекнула, что в мусорном тарифе заложена неплохая прибыль, и если будут непредвиденные расходы, можно их из этой прибыли погасить. Можете сказать, о каких деньгах идет речь? И как будет распределяться прибыль компании, учрежденной двумя ГУПами?

Здесь надо понимать, что мы говорим о цифрах, которые сейчас есть в электронном виде, либо на бумажном носителе. О том, как сложится дальнейший сценарий развития компании, начиная с 1 января, я считаю, отдельный разговор. Потому что финансовая составляющая развития важна для данного проекта. Пока финансирование — внутреннее и в минимальных объемах финансов, полученное за счет летних пилотных проектов в Камешковском и Суздальском районах (напомним, этот процесс оказался убыточным — ред.). Мы получаем небольшое финансирование, и в рамках этого финансирования, условно, копеечного, сейчас пытаемся варьировать. Как дальше сложится сценарий развития? Мария Сергеевна заложила, если мне не изменяет память, 80% сборов на текущий проект. Если он будет таковым, то, однозначно, вся финансовая составляющая пойдет на развитие компании.

К примеру, есть понимание, что штатного расписания, которое было предусмотрено для нас на сегодняшний день (48 единиц) недостаточно для полноценного развития проекта. И все это не позволяет идти семимильными шагами к развитию, к достижению тех результатов, которые поставлены, и тех, которых требует закон. Для сравнения хочу сказать, что в штате регионального оператора Ивановской области — 200 человек. А нам нужно развернуть филиальную сеть, чтобы население не испытывало проблем с обратной связью, чтобы туда люди могли приходить и им отвечали на все вопросы. По телефону мы все вопросы не решим, поэтому задача первого квартала следующего года - развертывание филиальной сети.

Поэтому говорить о какой-то маржинальности я сейчас не могу со стопроцентной уверенностью. Если это будет — замечательно. А учитывая статус компании и структуру подчиненности вертикали, мы однозначно будем отчитываться по всей доходной части, и если наш учредитель, например, скажет, что доходную часть необходимо вкладывать в развитие чего-то иного по нашей специфике, мы будем именно так делать.

XIII-0196.jpg

«Владэкотехпром» учрежден ГУПами, но статус у него - ООО. Кто может распоряжаться прибылью? Может ее кто-то, условно говоря, себе забрать?

Кто-то забрать — вряд ли. У меня очень большие сомнения в том, что она вообще будет и в этом, и в следующем году. Экстраполировать этот первый период на будущее очень сложно, потому что мы будем менять и терсхему, и экономическая ситуация в стране однозначно повлияет на изменение каких-то соотношений тарифов, ставок и топлива. А мы ожидаем топливный рост, и это сложно прогнозировать. А если у нас будет прибыль, то задача-то — улучшить. Мы, возможно, будем менять систему контейнерных площадок. Возможно, это будут социальные объекты, школы. Возможно, это будет закупка контейнерных площадок с мусороразделением — мы уже провели несколько встреч с производителями контейнеров, и есть замечательные проекты, которые мы однозначно будем внедрять в нашей области.

И все же, ваша доля прибыли 5%, а в рублях это сколько?

Наша доля в субъекте всего плана финансирования определена цифрой в 230 миллионов. Но я могу немного ошибаться.

Это на всю вашу работу в год?

Да, это на всю нашу работу в год. Но мы будем каким-то образом еще деньги изыскивать — либо дополнительное финансирование привлекать финансовых структур. Потому что на начальной стадии мы, скорее всего, будем испытывать финансовые сложности, и сейчас рассматриваем проекты вместе с финансовыми институтами, чтобы получить дополнительные деньги.

Это возможно?

Да. И здесь мы уже просим помощи у областной администрации, потому что они являются нашим гарантом как перед нами, так и перед населением.

Об увеличении уставного капитала речи не идет?

Уставного капитала нет. Речь идет о ряде проектов контейнеров тех же самых и на иную деятельность. О бюджетных деньгах речи не идет. Говоря об администрации, я имею ввиду ее как гаранта, который несет ответственность за то, что мы не какая-то фирма-однодневка, а проект с долгим сроком действия (как минимум — 10 лет) и с качественным результатом. И здесь мы перед областью не должны ударить в грязь лицом. Речь идет, например, о лизинговых фондах и ситуациях, когда мы в силу каких-то объективных и субъективных факторов не можем быть более-менее понятными в разрезе финансирования. Может быть, я дам сейчас какую-то рекламу\антирекламу для финансовых институтов в плане «берите нас — не берите», но это имеет место быть.

ФАС не поняла, почему вы не объявили конкурс на выбор расчетного-центра, с которым планируете работать. Можете пояснить, с чем связана такая позиция?

У нас будет ЕРИЦ — агентский договор с ними заключен. Сейчас мы определяем зону покрытия по количеству действующих счетов. И есть отдельные территории типа Юрьев-Польского, где действует свой расчетно-кассовый центр, с которым у нас тоже заключен договор. И в ЗАТО Радужный тоже планируем через такой работать. А по поводу ФАС, этот вопрос открыт. В моем понимании, потому что здесь прослеживать монополию данной структуры в нашем направлении, наверное, не совсем корректно. Если бы это был какой-то игрок федерального уровня, тогда речь идет о другой ситуации. Насколько я помню, в связи с этой ситуацией не заложили нам в тариф оказание этих услуг, хотя мы возьмем на себя бремя изготовления и рассылки квитанций. То есть, мы ЕРИЦу эти деньги будем оплачивать по агентскому договору.

В квитанции ЕРИЦ просто появится новая строка?

«Обращение с ТКО» - да.

А договор оферты с жителями будет признан вступившим в силу в тот момент, когда будет оплачена первая квитанция?

В законодательной норме есть такое понятие — конклюгентные действия. Это такое хитрое слово. Это значит, что договор оферты вступает в силу с момента оказания услуги. То есть, услугу оказали — вывезли ТКО. А потом пришла квитанция…

Не оплатить которую уже невозможно?

Получается так. На основании нормативных документов получается так. А договор оферты размещен на нашем сайте, он уже действует. И юридическим лицам не обязательно приходить в наш офис. Хотя, если есть желание, пожалуйста, мы всех ждем: Мира, 34, офис 210. Люди приходят, и мы уже заключаем договоры, желающие есть.

Если у меня, условно, пять домов и три квартиры, я везде должна за вывоз мусора заплатить?

Из жилищной услуги это переходит в коммунальную и, соответственно, применяются нормы, как и к иным коммунальным услугам. Если какое-то жилье не используется, вы обязаны предоставить документ, что вы где-то не проживаете. И субсидии здесь применяются также, как и ко всем иным коммунальным услугам.

У людей есть возможность заключать договоры на вывоз мусора не через вас, а через свои управляющие компании?

Да, мы уже неоднократно собирались с управляющими компаниями и ТСЖ. Здесь речь идет о части законодательных норм, которые вводят нас в некоторое заблуждение в отношениях между управляющими компаниями, населением и нами. Если совет собственников принял решение заключать договоры напрямую, без участия управляющих компаний, то тогда будет применим договор оферты, и населению будет выставляться квитанция уже с отдельной строчкой. Если собственники не приняли решение, то тогда мы заключаем договор с управляющими компаниями, и услугу выставляют они. И мы уже взаимодействуем с ними. Там есть ряд вопросов, мы не хотим негатива и будем нивелировать любые вопросы. Мы сейчас понимаем, что доставляем определенные сложности, но просим простить нас: никому не отказываем, работаем плотно, встречаемся, общаемся и администрация нам в этом сильно помогает.