Виктория Лобова, наказанная за репост картинки в социальной сети «ВКонтакте», на которой президент России сравнивается с Гитлером, закончила отбывать трехдневное заключение. После выхода из камеры административного задержания девушка согласилась ответить на вопросы Зебра ТВ.
Напомним, гражданская активистка считает «дело о репосте» следствием ее участия в оппозиционных акциях, инициированных Алексеем Навальным. Но поскольку наказать девушку за уличную активность не получилось, нашли другой повод. Подробности о задержании Лобовой, участвовавшей в оппозиционной акции 12 июня с плакатом про Медведева и кружевные трусики - в материале «Трое суток за репост».
Активистка Виктория Лобова отвечала на вопросы Зебра ТВ письменно.
Как вы оцениваете решение суда?
Я считаю, что судить за размещение постов в социальных сетях - это абсурд. Страшнее всего то, что это стало системой. Вынесенное решение суда относительно конкретно моего случая считаю несправедливым, поскольку меня осудили за картинку с нацисткой символикой, то есть, если бы на ней не было свастики, то и суда бы не было. Считаю это нелогичным потому, что нацистская символика присутствует во многих художественных фильмах - получается, что они тоже должны все до одного быть признаны экстремистскими? Это в корне неверно. Суд не учел того, что картинка носит негативный характер, не одобряющий действия Германии времён Гитлера. А это очень просто понять, если прочитать текст: на ней присутствуют слова «Опозорили на весь мир». Это явно негативная оценка: позор сам по себе не является ничем хорошим - это понятно каждому, но суд этого не учел.
Будете ли вы оспаривать решение суда?
Я обязательно буду оспаривать решение суда. Скажу больше - мы собираемся нанимать грамотного эксперта, заключение которого должно дать мне шанс донести свою позицию до суда, что картинка не носит одобряющий характер. Я буду делать это даже не ради себя, а ради справедливости. Меня осудили за символику, и я попробую доказать, что она там присутствует исключительно как исторический элемент, и что сам пост носит осуждающий характер политики Гитлера. Если суд не вынесет оправдательное решение, то выйдет, что меня осудили за репост картинки в интернете, которая осуждает нацизм. А это уже абсурд.
Я думаю, что мы могли бы выиграть дело, если бы заранее договорились с защитником о линии защиты. Но все произошло очень быстро, у меня не получилось нормально ознакомиться с материалами дела, когда меня забрали. Кирилл Николенко (юрист штаба Навального во Владимирской области - ред.) их увидел только на суде. Мы не успели обговорить вообще ничего, привести все аргументы суду, которые хотелось бы. Мы не готовились, поэтому нам ничего не оставалось, как указывать на то, что при взятии показаний были допущены нарушения, и что весомых доказательств того, что это определённо точно моя страница, нет. Без нормального анализа моего дела в спокойной обстановке мы и защититься нормально не могли. Теперь у нас есть время подумать, как донести свою позицию до суда. Тем более один суд с Николенко мы уже выиграли.
Расскажите о том, как провели три дня под арестом.
Меня забрали в пять часов дня и увезли в изолятор (не знаю как правильно называется это место). В нём я находилась примерно до девяти часов утра. Сказать, что там плохие условия - не сказать ничего. Во-первых, там очень грязно и холодно. Мне предложили взять одеяло с другой кровати, на которой явно кто-то до этого спал. Я отказалась, так как запах от белья стоял невероятный. Другого мне предложено не было. Чуть позже привезли женщину в состоянии сильного алкогольного опьянения. Она попросила одеяло, ей сразу отказали. А там железная двухъярусная "кровать" без всего. На ней спать невозможно, второй ярус в толстом слое пыли. Так как пьяная женщина заняла собой всю нижнюю полку, мне пришлось сесть на пол, он там откровенно чище, чем второй ярус кровати. Покормили меня только на следующий день в семь вечера. Меня задержали в пять часов дня. Я провела в изоляторе весь вечер и ночь до девяти утра, суд длился долго, поэтому обратно из суда меня увезли тоже около пяти дня. Получается, что я не ела больше суток.
После суда меня привезли обратно, только на этаж выше. Там условия гораздо лучше: выдали постельное бельё, персонал вежливый, кормят очень неплохо, еда подаётся в одноразовой пластикой посуде - это большой плюс. На двери висят документы, оглашающие права людей, которые отбывают наказание под административном арестом. Из минусов - нет элементарно туалетной бумаги. Раковина только с холодной водой. Помыться негде. Нас там находилось четыре человека, я одна была по политической статье, остальные - нахождение в нетрезвом виде в общественном месте и мелкие кражи.
Возмутил один инцидент. На вторые сутки моего ареста ко мне пришёл неизвестный человек, нас поместили в отдельную комнату. Он очень любезно поинтересовался, как я здесь себя чувствую, и попросил рассказать о том, по какой причине я здесь оказалась. Я спросила, журналист ли он. Он ответил, что он - сотрудник полиции. Я попросила представиться и показать мне свои документы. Он назвал имя, фамилию и должность, документы не предъявил, сославшись на то, что сдал своё удостоверение при входе. Я спросила, что конкретно ему от меня нужно. Он ответил, что хотел бы просто пообщаться со мной по делу, за которое я нахожусь здесь. То есть, понимаете, меня уже осудили, признали виновной, я по факту отбываю наказание, и ко мне пришёл сотрудник полиции просто поговорить по этому же делу. Все это я ему озвучила и попросила назвать мне хоть один вразумительный и конкретный мотив, который даёт ему право приходить ко мне и общаться со мной по старым обстоятельствам дела, за которое я на сегодняшний день уже отбываю наказание. Ответить он не смог. Я сказала, что в таком случае отказываюсь от общения, попросила назвать его имя и фамилию ещё раз, чтобы записать, так как я их забыла - он отказался, сославшись на то, что уже представился, и добавил, что я смогу узнать их при освобождении у человека, через которого он проходил.
Это все наблюдал дежурный, к которому я также обратилась, чтобы он предоставил мне данные о моём посетителе. Он сказал, что не знает их. То есть, получается, что ко мне пустили вообще непонятно кого. На следующий день, когда меня уже отпускали, я рассказала об этой ситуации уже другим дежурным и спросила, где конкретно я могу посмотреть фамилию и имя визитера. Мне ответили, что это невозможно, и что он меня обманул. В общем, получается, что меня не оставили в покое даже в тот момент, когда я признана виновной и отбываю наказание.
фото освобождения Виктории Лобовой из под ареста со страницы Анны Галинкиной в Facebook
Если бы вы знали о таких последствиях, стали бы вы участвовать в акциях оппозиции?
Обязательно стала бы. Я не перестала это делать после первого суда, за участие в митинге против коррупции, и не перестану до тех пор, пока Россия не станет по настоящему свободной страной с честными выборами и независимыми СМИ. Свободной от полицейского беспредела и коррупции, которая в нашей стране достигла заоблачных масштабов.
Как вы считаете, современная оппозиция, собирающаяся вокруг Навального - это действительно "революция в коротких штанишках"? Или речь все-таки про сформировавшихся людей, готовых нести ответственность и, несмотря ни на что, отстаивать свою точку зрения?
Это про сформировавшихся людей. Очень много молодых ребят вышло на антикоррупционные митинги. Это новое, смелое, сильное поколение, которое несмотря на пропаганду, что доносится до зрителя с федеральных СМИ, имеет критическое мышление, ясно мыслит и отстаивает свою позицию.
Как вы оцениваете поддержку, которая была оказана вам со стороны штаба Навального?
Она огромна. То, что меня забрали, оказалось полной неожиданностью. Я сделала один звонок домой, сообщила своему молодому человеку о том, что случилось. Он сразу написал об этом Кириллу Николенко из штаба Навального во Владимире. А уже на следующее утро, в суде, там были все! Предполагалось, что суд будет закрытым - так мне сказали в полиции.
Но на суде присутствовало очень много ребят из штаба. Я приехала туда в подавленном состоянии, голодная и уставшая, а уехала с улыбкой на лице, пусть даже и осуждённая. За эти трое суток ребята провели несколько акций в мою поддержку. Осветили мою ситуацию во всевозможных сообществах и СМИ. Встретили меня после отбывания наказания. Это очень приятно - знать и быть уверенной, что этим людям не все равно. Хочу выразить слова благодарности, их даже не подобрать. Они большие молодцы, без их поддержки и работы никто бы вообще не узнал об этой истории. Я говорю спасибо всем и каждому!