В ходе подготовки коридора для платной автомобильной трассы М-12 «Москва - Казань» во Владимирской области вырубили сотни гектаров зеленых насаждений. На всем протяжении будущего автобана уже с начала 2021 года стали появляться огромные штабеля, сложенные из сосновых и березовых бревен. В мае-июне эти гигантские «поленницы» стали уменьшаться: лесовозы вывозят деревья в неизвестных направлениях.
Чтобы выяснить, как осуществляется процедура реализации леса, сведенного при подготовке к строительству трассы М-12, Зебра ТВ обращалась в несколько инстанций. Редакция пыталась узнать площадь вырубки, объем сведенной древесины, его рыночную стоимость, а также получить ответ на вопросы: кто осуществляет полномочия собственника в отношении этих зеленых насаждений и куда пойдут вырученные от продажи владимирского леса средства.
В частности, запрос был направлен в департамент лесного хозяйства Владимирской области. В ведомстве Евгения Малышева ответили, что земельные участки под федеральную трассу М-12 переводятся из земель лесного фонда в земли промышленности, поэтому сведениями о том, что происходит с лесом на этих участках, департамент не обладает.
Второй запрос был написан в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях. Росимущество сообщило, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на которых должна пройти платная трасса, предоставляются в аренду государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Росимущество проинформировало, что Автодором утверждено собственное «Положение о порядке обращения с материалами, образующимися в процессе выполнения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог» и рекомендовало адресовать все вопросы непосредственно в эту компанию.
16 июня на вопросы Зебра ТВ по телефону ответил Денис Иванов — заместитель председателя правления ГК «Автодор» по земельным и имущественным отношениям. Он подтвердил, что полномочия собственника в отношении срубленного под М-12 владимирского леса осуществляет его компания. Древесина реализуется через процедуру торгов, которые проходит на специальной электронной торговой площадке:
«Лесные участки сначала переводятся в земли промышленности и транспорта на основании утвержденной документации по планировке территории. Эти участки мы оформляем в долгосрочную аренду — на 50 лет, на основании закона о государственной компании Автодор. Лес является собственностью государственной компании. Мы проводим процедуры запросов-предложений на открытом рынке — "Автодор — Торговая площадка". Там публикуем объем, начальную цену минимальную за куб конкретного вида древесины, которая определяется на основании отчета независимого оценщика. Каждый желающий может туда зайти и подать заявку, чтобы купить эту древесину.
Объем древесины предварительный, его можно определить только по результатам инвентаризации, когда он уже срублен будет - и по породам, и по размерам разложен. По заключенным договорам, после вырубки, каждая партия инвентаризируется, освидетельствуется и происходит отгрузка».
Средства от продажи владимирской древесины уходят не в казну Российской Федерации и не в бюджет Владимирской области, а остаются Автодору. Как сообщил представитель госкомпании, деньги от реализации владимирского леса пойдут на дорожное строительство и лесовосстановительные работы:
Для проведения компенсационного восстановления департаментом лесного хозяйства Владимирской области уже сформирован специальный реестр земельных участков общей площадью 1,2 тысячи гектаров (по данным Дениса Иванова - 962 гектара). Заместитель правления ГК «Автодор» по земельным и имущественным отношениям пояснил Зебра ТВ, как будет осуществляться процедура лесовосстановления и в какие сроки:
«У нас в соответствии с Лесным кодексом от площадей, переведенных в земли промышленности, происходит подбор участков для лесовосстановления. Сейчас поданы заявки в лесной департамент Владимирской области на подбор участков под лесовосстановление. Участки предоставляются, на них выполняются проекты лесовосстановления. Это тоже через процедуру конкурса. Следующей процедурой конкурсной определяются победители-подрядчики, которые будут на закрепленных участках высаживать соответствующие породы леса. Проекты согласовываются с Минлесхозом в обязательном порядке.
По закону лесовосстановление должно быть сделано в течение года. Эта процедура началась уже зимой. У нас по планам, успеем в сентябре этого года повысаживать леса. Но основные объемы на май следующего года, наверно, придутся. Потому что там по приживаемости строгие периоды определены».
Денис Иванов не смог точно сказать, сколько гектаров зеленых насаждений уже вырублено под трассу, сколько это кубометров древесины, сколько из них уже продано и сколько денег госкомпания планирует выручить от продажи владимирского леса, но обещал позднее предоставить полную справку.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.