Институт археологии РАН сообщает об итогах юбилейного 25-го весеннего сезона полевых работ на селищах центральных районов Северо-Восточной Руси. Весной экспедиция выезжала на поля Суздальского и Юрьев-Польского районов Владимирской области.
На различных участках учеными было обследовано более 20 древних селищ. 9 из них были впервые выявлены разведками. Коллекции древностей пополнили более 500 предметов. Преобладают достаточно распространенные вещи: ножи, пряслица, оселки, замки и ключи, фрагменты медных котлов. Также обнаружены украшения из цветных металлов, стекла, сердолика, христианские предметы, монеты и предметы вооружения.



Некоторые находки подтвердили, что на территории Ополья проживали семьи с высоким достатком.
«Разведки показали присутствие на участках, ранее не затронутых обследованиями, больших поселений (площадью 4–7 гектаров), жизнь на которых продолжалась в течение нескольких столетий, с периодом максимальной активности в XI–XIII веках. Такие поселения обычны для уже обследованных территорий Ополья.
На нескольких селищах вблизи Юрьева-Польского выявлены выразительные керамические материалы XI – первой половины XII веков, важные для определения времени первоначального появления этих поселений. Находки на трех селищах амулета-топорика и фрагментов амфор подтверждают сделанные ранее выводы о присутствии на сельских поселениях дворов социальной элиты, маркером которых являются, в частности, воинские амулеты и предметы престижного потребления», - сообщают археологи.
Разведка весны 2025 года пополнила коллекцию суздальских христианских изделий из металла крестами-тельниками редких типов. Среди новых находок - целая подвеска-змеевик.
Также найден фрагмент змеевика, принадлежащий круглой подвеске диаметром около 4 сантиметров с изображением на лицевой стороне сцены Крещения Господня. Всего известно 20 змеевиков этого типа, датируемых концом XII – 1-й половиной XIII веков, найденных в разных областях Руси — от среднего Поднепровья до Новгорода.

Академики подчеркивают печальную тенденцию: коллекция, собранная весной 2025 года, беднее, чем «урожай» прежних лет. Ученые с сожалением вынуждены констатировать, что из-за деятельности «черных копателей» в течение трех десятков лет в научный оборот не поступили десятки тысяч археологических предметов.
Охотники за артефактами, коих часто называют «черными археологами» «выбили» суздальские селища, и если бы сейчас кто-то начал изучать эти памятники с нуля, то ученые сделали бы вывод о том, что видят культуру, не знавшую металла. Федеральный институт подробно рассказывает, какой непоправимый урон нанесен памятникам археологии людьми с металлоискателями.
«Суздальские селища внешне мало изменились, но потеряли основную часть средневековых металлических предметов, находившихся в перемешанном распашкой культурном слое. Эти артефакты извлечены из культурных отложений грабителями. На распаханной поверхности селищ, густо покрытой печными камнями и средневековой керамикой, металлодетектор не ловит сигналов металлических вещей. Создается впечатление, что эти памятники принадлежат культуре, не знавшей металла. За 30 лет бесконтрольного использования металлодетекторов «поисковиками» большая часть средневековых памятников Ополья утратила значительную часть своего информационного потенциала. Говоря языком "поисковиков", селища "выбиты".
В частные коллекции и на антикварный рынок ушли десятки тысяч археологических предметов. Приходится с сожалением признать, что многие вопросы истории Северо-Восточной Руси, в том числе вопросы владельческой принадлежности поселений, размещения военно-административной элиты, локализации центров производства отдельных типов христианской пластики, навсегда останутся без ответа.
Начиная работы на суздальских селищах в 2001 года, мы неохотно брали в руки металлодетекторы, полагая, что извлечение металлического предмета из пахотного слоя – это разрушение контекста, утрата возможности более точного документирования средневековых комплексов и культурных отложений в будущем, при стационарных раскопках. Сталкиваясь с "поисковиками" и повсеместными следами "копа" в Ополье, мы были вынуждены изменить наши подходы.
Коллекция, собранная экспедицией за четверть века на суздальских селищах с использованием металлодетекторов, в количественном отношении существенно уступает находкам из грабительских раскопок. Тем не менее, она во многом изменила представления о благосостоянии, идентичности и социальном устройстве Северо-Восточной Руси. Она показала, что предметы, отличающиеся высоким качеством изготовления, могут происходить с самых обычных памятников. Ее особая ценность в том, что сегодня эту программу сбора средневековых предметов на сельских территориях Северо-Восточной Руси уже невозможно повторить. Мы не найдем здесь достаточно обширных участков со средневековыми поселениями, мало затронутыми грабительским поиском, сохранивших в культурном слое репрезентативный набор средневековых предметов, характеризующих сельскую жизнь во всей ее полноте», - пишет Институт археологии РАН.
За двадцать пять лет суздальской экспедицией РАН обследовано около 430 средневековых поселений и собрано более 15 тысяч 500 средневековых предметов, не считая керамики. Тем не менее, подчеркивают ученые, сплошными разведками охвачено пока менее половины территории Ополья во Владимирской области.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.