Владимирские архитекторы и урбанисты отказываются верить обещаниям ОАО «РЖД» о том, что после реконструкции дешёвыми материалами железнодорожный вокзал не утратит своей культурной ценности. Общественники представили авторам проекта ряд аргументов в защиту белокаменных фасадов образца архитектуры эпохи модернизма, но в ответ услышали категоричное «нет». Диалог состоялся в рамках презентации концепта реконструкции здания, на которой присутствовали члены общественных палат города Владимира и Владимирской области, представители архитектурного сообщества, урбанисты и журналисты.
РЖД планирует за свой счёт реконструировать здание уже к 2024 году - к празднованию тысячелетия Суздаля. При этом полноценный проект ещё не разработан, готовы только два варианта концепции. Один - предусматривает на привокзальной площади обустройство зоны отдыха с лавочками и озеленением, другой – парковку. Авторы концепций – проектная организация «Ленгипротранс».
Получить заключение госэкспертизы и приступить к работам в РЖД планируют в августе 2023 года. В обоих случаях белокаменную облицовку здания вокзала заменят на керамогранитные кассеты на металлической основе. Авторы концепции утверждают, что керамогранит будет максимально схож по цвету и фактуре с оригинальной белокаменной облицовкой.
Примерную стоимость работ пока не называют. Стоимость реконструкции фасада с использованием оригинального материала – белого камня, не рассчитывали вовсе. Тем не менее в компании настаивают, что реконструкция белого камня выйдет слишком дорогой и якобы не позволит соблюсти нормы энергоэффективности здания.
Серьёзный аргумент против утилитарных решений - Указ губернатора Владимирской области №1407 от 31.12.2010 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Согласно градостроительному регламенту, реконструкция вокзала возможна только «с использованием традиционных материалов и цветовых решений». В РЖД утверждают, что об этой норме не знали. Впрочем, делать однозначные выводы о том, что керамогранит не входит в категорию «традиционных» материалов пока рано – в законе нет никаких пояснений к этому термину.
Владимирские архитекторы утверждают: при помощи современных технологий установки известняка и пропитки материалов возможно утеплить здание и отреставрировать старый камень. И это лучшее решение, если в приоритете у реставраторов не удешевление капитального ремонта, а сохранение первоначального облика здания и его историко-культурной значимости. В ответ на это предложение от РЖД прозвучал безапелляционный аргумент.
Логика РЖД следующая: белый камень нельзя крепить на утеплитель, а если обшить здание утеплителем изнутри, у него отсыреют стены. Однако ещё три года назад общественность опровергала эти утверждения доводами специалистов: энергоэффективность вентфасада не доказана, он пожароопасен и повреждает камень, а в здании, в котором большая часть ограждающей поверхности занята окнами, надо утеплять именно их, для этого существуют специальные методики. Энергоэффективность достигается заменой коммуникаций, использованием новых материалов для труб, установкой систем автоматического регулирования микроклимата.
Не у каждого поднимется рука сравнить белый камень владимирского вокзала с плиткой в туалете. Напомним, открытое письмо в поддержку сохранения белокаменных фасадов железнодорожного вокзала во Владимире подписали директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва и архитектор, автор проектов «ВТБ Арены», реконструкции стадиона «Лужники» и комплекса «Федерация» в «Москва Сити» Сергей Чобан. Вместе с ними под петицией поставили подписи ещё более четырёх с половиной тысяч человек.
А вот что о владимирском вокзале пишет профильный портал Archi.ru:
«Авторы проекта использовали мячковский известняк, который добывают и в Московской, и во Владимирской области. Это камень, распространенный в "северо-восточных" землях – тот, из которого построены и владимирские храмы, и суздальские, и звенигородские.
В 1970-е в месторождениях мячковского камня добывали только щебенку – а авторы вокзала предложили возродить традицию и использовать белый камень по историческому назначению, связав его с задачей и контекстом. Для архитектуры 1970-х это было характерно – выражать смыслы через фактуру поверхности. Во МХАТе темный туф, в театре на Таганке красный кирпич, а в здании вокзала города Владимира – "родной" древний белый камень.
Технически это "ракушечник", поскольку, как и облицовочный камень многих советских зданий, он – разновидность известняка, породы меловых отложений. Но то, что обычно называют ракушечником – камень более темный и плотный, на срезе ровный. Из других месторождений. В данном же случае, во Владимире, налицо попытка использовать необычный материал и трактовать его живописно-метафорически, деликатно подчеркнув – не везде, а в основном в верхних частях, обаяние "мятой» кладки"», - пишет главный редактор портала Archi.ru, историк искусства, кандидат искусствоведения МГУ Юлия Тарабарина.
Главный аргумент РЖД против сохранения белого камня – время. Компания буквально ставит владимирцам ультиматум: или керамогранитный вокзал к 2024 году, или включение вокзала в реестр объектов культурного наследия и реконструкция его не раньше, чем к 2026 году. Авторы проекта говорят напрямую: не факт, что к тому моменту у компании ещё останутся средства. Вариант не включать вокзал в реестр, но реконструировать оригинальный белый камень, в РЖД не рассматривают.
Не только фасады вызывают вопросы у владимирцев. Заслуженный художник России, ведущий скульптор Владимирской области Игорь Черноглазов раскритиковал концепцию РЖД за безликость и отсутствие адресности – привязки художественных элементов к истории и культуре города. В РЖД обещали пригласить Черноглазова и других владимирских художников поучаствовать в детальной проработке интерьера вокзала.
С другими решениями РЖД владимирцы согласились. На железнодорожном вокзале будут крытые платформы, между этажами установят лифты и эскалаторы, в интерьере сохранят люстры и барельефы, обустроят зал повышенной комфортности с диванами и столиками. Вокзал должен стать предельно доступным для маломобильных категорий граждан.
Нынешний автовокзал планируют переместить в крыло железнодорожного вокзала. Тогда посадочные площадки для автобусов разместят в западной части привокзальной площади, а на их месте – за автовокзалом, могут организовать парковку для частных автомобилей.
Пропускные пункты вынесут за пределы вокзала и расположат в стеклянных пристройках снаружи, их будет разделять высокий металлический забор. Но, пока концепция на стадии разработки, а госинспекция рассматривает заявку общественников на включение вокзала в реестр объектов культурного наследия, сложно сказать, какие есть шансы на реализацию хоть какого-то плана реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.