Владимирские архитекторы и урбанисты отказываются верить обещаниям ОАО «РЖД» о том, что после реконструкции дешёвыми материалами железнодорожный вокзал не утратит своей культурной ценности. Общественники представили авторам проекта ряд аргументов в защиту белокаменных фасадов образца архитектуры эпохи модернизма, но в ответ услышали категоричное «нет». Диалог состоялся в рамках презентации концепта реконструкции здания, на которой присутствовали члены общественных палат города Владимира и Владимирской области, представители архитектурного сообщества, урбанисты и журналисты.
РЖД планирует за свой счёт реконструировать здание уже к 2024 году - к празднованию тысячелетия Суздаля. При этом полноценный проект ещё не разработан, готовы только два варианта концепции. Один - предусматривает на привокзальной площади обустройство зоны отдыха с лавочками и озеленением, другой – парковку. Авторы концепций – проектная организация «Ленгипротранс».
Получить заключение госэкспертизы и приступить к работам в РЖД планируют в августе 2023 года. В обоих случаях белокаменную облицовку здания вокзала заменят на керамогранитные кассеты на металлической основе. Авторы концепции утверждают, что керамогранит будет максимально схож по цвету и фактуре с оригинальной белокаменной облицовкой.
![SKRVC0010-0824.jpg](/upload/medialibrary/47c/0bgqawo555wox1jwlsvlq303ugwyxn81/SKRVC0010-0824.jpg)
![SKRVC0010-0806.jpg](/upload/medialibrary/545/w4dikhzbv2miid1vtuqdi2z0q7d6247p/SKRVC0010-0806.jpg)
![SKRVC0010-0813.jpg](/upload/medialibrary/915/mg2nqx161ffzjoos4t023mz0t2j8rsoz/SKRVC0010-0813.jpg)
Примерную стоимость работ пока не называют. Стоимость реконструкции фасада с использованием оригинального материала – белого камня, не рассчитывали вовсе. Тем не менее в компании настаивают, что реконструкция белого камня выйдет слишком дорогой и якобы не позволит соблюсти нормы энергоэффективности здания.
Серьёзный аргумент против утилитарных решений - Указ губернатора Владимирской области №1407 от 31.12.2010 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Согласно градостроительному регламенту, реконструкция вокзала возможна только «с использованием традиционных материалов и цветовых решений». В РЖД утверждают, что об этой норме не знали. Впрочем, делать однозначные выводы о том, что керамогранит не входит в категорию «традиционных» материалов пока рано – в законе нет никаких пояснений к этому термину.
![SKRVC0010-0875.jpg](/upload/medialibrary/95f/4mi9tf6o2yh6b6egtr755kh0ck1gb334/SKRVC0010-0875.jpg)
Владимирские архитекторы утверждают: при помощи современных технологий установки известняка и пропитки материалов возможно утеплить здание и отреставрировать старый камень. И это лучшее решение, если в приоритете у реставраторов не удешевление капитального ремонта, а сохранение первоначального облика здания и его историко-культурной значимости. В ответ на это предложение от РЖД прозвучал безапелляционный аргумент.
Логика РЖД следующая: белый камень нельзя крепить на утеплитель, а если обшить здание утеплителем изнутри, у него отсыреют стены. Однако ещё три года назад общественность опровергала эти утверждения доводами специалистов: энергоэффективность вентфасада не доказана, он пожароопасен и повреждает камень, а в здании, в котором большая часть ограждающей поверхности занята окнами, надо утеплять именно их, для этого существуют специальные методики. Энергоэффективность достигается заменой коммуникаций, использованием новых материалов для труб, установкой систем автоматического регулирования микроклимата.
![SKRVC0010-0860.jpg](/upload/medialibrary/074/nos0a0cilynf47rrt4fh4hfqv1y1tnw1/SKRVC0010-0860.jpg)
![SKRVC0010-0837.jpg](/upload/medialibrary/262/zs0r2np5ced14njtdar6mbcmeia9nico/SKRVC0010-0837.jpg)
Не у каждого поднимется рука сравнить белый камень владимирского вокзала с плиткой в туалете. Напомним, открытое письмо в поддержку сохранения белокаменных фасадов железнодорожного вокзала во Владимире подписали директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачёва и архитектор, автор проектов «ВТБ Арены», реконструкции стадиона «Лужники» и комплекса «Федерация» в «Москва Сити» Сергей Чобан. Вместе с ними под петицией поставили подписи ещё более четырёх с половиной тысяч человек.
![SKRVC0010-0809.jpg](/upload/medialibrary/3bc/fgduqcsv1f10nwfbmm12vr5cn8l4yhvq/SKRVC0010-0809.jpg)
![SKRVC0010-0842.jpg](/upload/medialibrary/769/hkja0n0xm8f94rr46o7gg6zqorepb8nj/SKRVC0010-0842.jpg)
А вот что о владимирском вокзале пишет профильный портал Archi.ru:
«Авторы проекта использовали мячковский известняк, который добывают и в Московской, и во Владимирской области. Это камень, распространенный в "северо-восточных" землях – тот, из которого построены и владимирские храмы, и суздальские, и звенигородские.
В 1970-е в месторождениях мячковского камня добывали только щебенку – а авторы вокзала предложили возродить традицию и использовать белый камень по историческому назначению, связав его с задачей и контекстом. Для архитектуры 1970-х это было характерно – выражать смыслы через фактуру поверхности. Во МХАТе темный туф, в театре на Таганке красный кирпич, а в здании вокзала города Владимира – "родной" древний белый камень.
Технически это "ракушечник", поскольку, как и облицовочный камень многих советских зданий, он – разновидность известняка, породы меловых отложений. Но то, что обычно называют ракушечником – камень более темный и плотный, на срезе ровный. Из других месторождений. В данном же случае, во Владимире, налицо попытка использовать необычный материал и трактовать его живописно-метафорически, деликатно подчеркнув – не везде, а в основном в верхних частях, обаяние "мятой» кладки"», - пишет главный редактор портала Archi.ru, историк искусства, кандидат искусствоведения МГУ Юлия Тарабарина.
Главный аргумент РЖД против сохранения белого камня – время. Компания буквально ставит владимирцам ультиматум: или керамогранитный вокзал к 2024 году, или включение вокзала в реестр объектов культурного наследия и реконструкция его не раньше, чем к 2026 году. Авторы проекта говорят напрямую: не факт, что к тому моменту у компании ещё останутся средства. Вариант не включать вокзал в реестр, но реконструировать оригинальный белый камень, в РЖД не рассматривают.
Не только фасады вызывают вопросы у владимирцев. Заслуженный художник России, ведущий скульптор Владимирской области Игорь Черноглазов раскритиковал концепцию РЖД за безликость и отсутствие адресности – привязки художественных элементов к истории и культуре города. В РЖД обещали пригласить Черноглазова и других владимирских художников поучаствовать в детальной проработке интерьера вокзала.
С другими решениями РЖД владимирцы согласились. На железнодорожном вокзале будут крытые платформы, между этажами установят лифты и эскалаторы, в интерьере сохранят люстры и барельефы, обустроят зал повышенной комфортности с диванами и столиками. Вокзал должен стать предельно доступным для маломобильных категорий граждан.
Нынешний автовокзал планируют переместить в крыло железнодорожного вокзала. Тогда посадочные площадки для автобусов разместят в западной части привокзальной площади, а на их месте – за автовокзалом, могут организовать парковку для частных автомобилей.
![SKRVC0010-0798.jpg](/upload/medialibrary/8eb/k9uib638gtxijsv77sjduvjocvvcsrjt/SKRVC0010-0798.jpg)
Пропускные пункты вынесут за пределы вокзала и расположат в стеклянных пристройках снаружи, их будет разделять высокий металлический забор. Но, пока концепция на стадии разработки, а госинспекция рассматривает заявку общественников на включение вокзала в реестр объектов культурного наследия, сложно сказать, какие есть шансы на реализацию хоть какого-то плана реконструкции железнодорожного вокзала города Владимира.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.