ОТКАЧИВАЙ ВОДУ!
Чтобы добраться до упавшего в 1943 году истребителя Ла-5Ф, нужно сначала ехать по «Пекинке», преодолев реконструируемый участок у колокшанского моста, и повернуть к деревне Колокша. Не доезжая селения, съехать на поле и остановиться у небольшого ручья. Дальше по топким зарослям выходишь на унылую местность, поросшую редкими деревцами, которая тоже когда-то была полем.
Здесь самолет и встретился с землей, с такой силой, что обломки раскидало на двести метров по округе, а мотор, по свидетельству специалистов, ушел в землю на два метра. Ребята из пяти поисковых отрядов владимирской области лопатами копают мокрый песок и ведрами откачивают все пребывающую в раскоп воду. Из мокрой жижи появляются то обгоревшие обломки двигателя, то элементы крепления винта, то фрагменты шасси. Старшие товарищи внимательно изучают находки, прозванивают металлоискателями округу, готовят на костре походный суп и макароны.
ШКОЛА АСОВ ПОД УНДОЛОМ
Погибший под Колокшей боевой истребитель был приписан к Высшей офицерской школе воздушного боя, которая с лета 1943 года базировалась на грунтовом аэродроме под Ундолом. Лучших выпускников различных авиашкол направляли сюда для подготовки к воздушным сражениям в условиях максимально приближенным к боевым. За несколько месяцев учебы летчики превращались в настоящих асов. По словам командира поискового отряда «Небо Родины» Евгения Агафонова, выпускников ундольской летной школы использовали исключительно для расчистки неба от немцев в зоне боевых действий. Ни в разведку, ни в сопровождение эти «сталинские соколы» не летали.
В небе под Ундолом летчики осваивали фигуры высшего пилотажа, учились ночному ориентированию по приборам. Асы должны были провести серию воздушных боев: инструктор садился за штурвал немецкого самолета, а курсант должен был зайти ему в хвост и взять его на прицел.
«График подготовки был невероятно плотным, - рассказывает поисковик Евгений Агафонов, - материальную часть использовали на всю катушку, потому что их готовили к боям, естественно, полные перегрузки, полная динамика, никаких скидок». Но, как известно, изнурительное ученье потом оправдывает себя. Выпускники школы мастерски сбивали «орлов Геринга» и почти сразу получали боевые награды.
КОЖЕДУБ ДВЕ НЕДЕЛИ ЛЕТАЛ НАД ВЛАДИМИРСКИМИ ПОЛЯМИ
«Летно-технический состав был подобран сильный, с опытом боевой работы, с хорошими знаниями и пониманием задач. Жили мы все в съемных «уголках» у крестьян, жили дружно, хоть и неуютно», - вспоминают ученики летной школы под Ундолом.
С каждым новым набором количество курсантов увеличивалось. В среднем, по подсчетам Евгения Агафонова, через школу прошло порядка двухсот человек.
Среди курсантов ундольской кузницы крылатых асов были всемирно известные летчики. Здесь они переучивались летать на новых самолетах. В том числе в 1944 году здесь осваивал новый Ла-7 герой Советского Союза Иван Кожедуб. В московских архивах есть фотография, где геройский летчик запечатлен на ундольском аэродроме.
НЕ ДОТЯНУЛ 4 КИЛОМЕТРА
11 декабря 1943 года с ундольского аэродрома для отработки виражей поднялся Ла-5Ф под управлением 22-летнего младшего лейтенанта Михаила Спиридонова, уроженца Куйбышевской области. Над безлюдной местностью в районе будущего поселка Энергетик, он выполнил необходимые упражнения и повернул назад. Около деревни Колокша у самолета неожиданно по неизвестной причине загорелся двигатель. Машина вошла в пикирование и почти мгновенно врезалась в землю. До аэродрома ему не хватило каких-то 4 километров.
Летчик погиб, как было написано в документах комиссии, которая работала на месте, сразу после аварии, его останки как и обломки самолета раскидало в радиусе 200 километров. На воинском захоронении около церкви села Ворша есть фамилия Михаила Спиридонова. Кроме него на воршинском погосте числятся погребенными еще 25 летчиков ундольской Вышней школы асов.
ИСКАЛИ БОМБАРДИРОВЩИК - НАШЛИ ИСТРЕБИТЕЛЬ
Место падения самолета Спиридонова поисковики нашли совершенно случайно. В районе деревни Колокша они разыскивали место падения дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ, который возвращаясь с бомбардировки Риги, разбился где-то недалеко от селения в густом тумане ранним утром 15 ноября 1941 года.
Летом этого года обломки самолета были найдены. Первоначально поисковики решили, что это именно тот самый бомбардировщик. Но когда в ходе разведывательной экспедиции энтузиасты нашли гильзы от авиационной пушки ШВАК, они поняли, что ошиблись. Во-первых, гильза была маркирована 1943 годом. Во-вторых, такую пушку устанавливали только на определенные самолеты. Ла-5 входил в их число, а ДБ-3Ф нет. Но чья это была тогда машина?
Изучение документов об аварийности Высшей школы воздушного боя только добавили неопределенности. В районе Колокши и Ундола разбилось не менее десятка Ла-5. Ясность внесли только документы архива Министерства Обороны, в которых нашлось описание происшествия с Ла-5 пилота Спиридонова и точное указание места падения. Место полностью совпало с тем, где поисковики нашли обломки самолета.
Чтобы можно было отбросить последние сомнения, нужно было найти номерные детали машины или «шильды» с двигателя, по которым можно было бы идентифицировать самолет. К сожалению, в мокром песке отыскать их пока не удалось. Поэтому раскопки будут продолжены.
НАШЛИ ОСТАНКИ ПИЛОТА
Сплющенная дюраль самолета, покрашенная зеленой краской, говорит о силе удара. Детали мотора обожжены, осыпаются, некоторые прогорели насквозь.
В середине дня в раскопе ребята обнаружили фрагмент берцовой кости пилота, которая так же подверглась сильному механическому воздействию. Эти останки поисковики подхоронили в могилу Спиридонова на кладбище в Ворше, а на месте трагедии установили крест с фотографией летчика.
По последним подсчетам поисковика Евгения Агафонова, младший лейтенант Спиридонов - один из 103 летчиков, которые разбились на территории современной Владимирской области в годы Великой Отечественной войны. Самолетов, потерпевших крушение в регионе за тот же период, Агафонов насчитал уже 80.