Деньги на цифровизацию владимирской медицины потрачены, но записаться к врачу через интернет нельзя

Владимирский фермер Александр Малышенко в суде пытается обязать департамент здравоохранения и Областную клиническую больницу обеспечить возможность записи к врачам через портал госуслуг
Новости Автор: 19 июня 2019, 15:30 46 8066

Идейный владимирский фермер пытается сдвинуть неповоротливую систему здравоохранения Владимирской области в сторону пациента и через суд добиться возможности записи с помощью портала госуслуг или интернет-сервиса регистратура-33 хотя бы к врачам консультативной поликлиники ОКБ.

Оказалось, что из-за смены региональной информационной системы в 2018 году электронное взаимодействие районных и областных учреждений медицины разладилось, и теперь во Владимирской области не только пациент не может записаться к врачу в областных клиниках через госуслуги, но даже врач или медсестра районных больниц и амбулаторий не могут оформить электронные направления и запись в ОКБ по системе «врач — врач».

Александр Малышенко — уроженец Подмосковья, во Владимирской области живет с 2006 года. Был индивидуальным предпринимателем, сейчас руководит дендрологической станцией «Полесье», а также трудится исполнительным директором у своей супруги, главы крестьянского-фермерского хозяйства Яны Малышенко. Семья, в которой четверо детей, живет в деревне Климовская Судогодского района.

XVIII-3451.jpgАльберт Русанен и Александр Малышенко

В конце 2018 года фермер из глубинки первый раз попробовал записаться к врачу из своего личного кабинета на портале госуслуг — и оказалось, что доступ к медучреждениям у него заблокирован. Техническую ошибку исправили в ручном режиме на приеме у вице-губернатора Марины Чекуновой. Однако проблема оказалась системной.

Александр рассказывает, что первичную медпомощь его семья получает в Головинской амбулатории — подразделении Судогодской ЦРБ. Нужный ему гастроэнтеролог в районной больнице отсутствует, соответственно, мужчину должны направить в консультативную поликлинику Областной клинической больницы, где обследуются у узких специалистов жители районов.

Фельдшер амбулатории выдала Александру бумажное направление в ОКБ. Тогда как по правилам направление должно быть оформлено в электронном виде, а районный медик, по идее, должен записать пациента в ОКБ по системе «врач — врач». Но оказалось, что эта система не работает, Александр получил лишь номера телефонов для личной записи, по которым в ОКБ дозвониться нереально, и рекомендацию пораньше с утра лично ехать во Владимир, чтобы в порядке общей очереди записаться на прием. Понятно, что жителю сельской глубинки мотаться в столицу Владимирской области только для того, чтобы получить заветный талончик ко врачу, весьма проблематично. Фермер, как и тысячи владимирцев, был вынужден идти в платную клинику.

«Они (Судогодская ЦРБ — ред.) максимум - это могут дать направление и телефоны, они даже сами не записывают. Они дают на общих основаниях, только таким способом. Но когда ты трудишься на семью и постоянно занят, ты хочешь через портал госуслуг выбрать удобное для тебя время, но возможности выбрать тебе не предоставляется. Через систему госуслуг в настоящий момент гражданин Владимирской области не может попасть ни к одному профильному специалисту, ни одного областного учреждения.

Там (на портале госуслуг — ред.) отображаются только те учреждения, в которых хоть раз он был, карточка если там заведена. Но выбрать профильного специалиста невозможно. Это заблокировано. По направлениям, которые выдаются, как в 90-х годах, ты либо звонишь в это учреждение, где, как правило, занято, либо сам туда едешь. Тут уже надо отвлечься от работы. Портал госуслуг, запись, он блокирован.

Если бы система «врач — врач» работала, можно было бы подъехать к своему фельдшеру, там тоже нужно в рамках закона соблюсти процедуру, но это тоже недоступно. А если мы напрямую обращаемся в областную больницу, там на месяц вперед идет запись, а месяц, сами понимаете, когда что-то заболит, это долго, проще, получается, к платному врачу идти.

То есть, сейчас развернута система, которая фактически блокирует возможность попасть к врачу ОКБ. А я могу со своей стороны сказать — в этом есть заинтересованность, поскольку сразу выявится нехватка специалистов, если станет прозрачной запись, по которой к нему можно попасть, но расписание все забито. Тогда к кому же идти? В платную клинику», - рассказывает Александр Малышенко.

XVIII-3456.jpg

Идейный фермер обратился за объяснениями, почему во Владимирской области не работает система электронной записи к специалистам региональных клиник — в департамент здравоохранения, Областную клиническую больницу, отвечающее за электронное взаимодействие между медучреждениями ГБУЗ ВО «Медицинский информационно-аналитический центр». И получил ответ, что электронный портал по записи и получению госуслуг в электронном виде в ОКБ фактически не работает.

В мае 2019 года Александр Малышенко подал в суд административный иск к областной больнице с требованием обязать клинику обеспечить запись к специалистам через портал госуслуг или через другие медицинские информационные порталы.

Руководитель регионального отделения общественной организации «ЖКХ-Контроль» Альберт Русанен объясняет, что, судя по ответам истцу из ОКБ (есть в распоряжении редакции), система электронного взаимодействия с районными больницами засбоила после того, как осенью 2018 года «МИАЦ» сменил региональное программное обеспечение. И теперь только Областной клинической больнице требуется более 800 тысяч рублей на то, чтобы синхронизировать свою информационную систему с региональной.

«Оказывается, что программы, медицинские информационные системы, которые установлены в ЦРБ Судогодской, в ОКБ, в МИАЦе, который должен синхронизировать и обеспечивать передачу данных из одной больницы в другую, они не работают. Оказывается, в больнице, которая находится в районе, установлена одна информационная система, в Областной клинической больнице — другая система. В МИАЦ, где существует региональная интеграционная шина, которая обеспечивает взаимодействие и пересылку — третья. Ни одна из них друг с другом не синхронизируется.

В 2018 году существовала региональная интеграционная шина, которая совершенно спокойно работала. Но почему-то департамент здравоохранения решил закупить другую систему. Если до этого она называлась «N3: Здравоохранение», а в октябре 2018 года они закупили программу, которая называется «ТМ: ЦОД». В результате полностью синхронизация и взаимодействие нарушилось.

То есть самое простое — ты пришел к врачу, тебя обследовали, электронную карту переслали в ОКБ, направление переслали, тебе прислали, когда ты записан, приходишь, получил услугу — нельзя теперь этого сделать. Дозвониться до них невозможно.

Был ответ из ОКБ — оказывается, для того, чтобы синхронизация была, нужно 800 тысяч рублей для доработки их системы. Но департамент здравоохранения по каким-то причинам отказывается это сделать. Причины, по которым они перешли на новую региональную интеграционную шину, тоже неизвестны.

Таких организаций мы насчитали по их ответам 5 — ОКБ, ОДКБ (главврач Областной детской больницы Светлана Макарова заверила, что запись на прием к врачу в ГБУЗ ВО «ОДКБ» проводится всеми возможными способами: через портал Регистратура33.рф, портал Госуслуги, по телефону регистратуры, через горячую линию и при личном обращении - ред.), онкодиспансер, туберкулезный диспансер, и кожвендиспансер. То есть в эти медучреждения жителю сельской местности, используя портал госуслуг или регистратура.33, записаться невозможно. Только ножками и с помощью бумажки.

Получается, что это проблема всех жителей, но они даже между собой разобраться не могут. Сегодня (на заседании суда — ред.) представитель ОКБ все валил на департамент, мол, денег не дают. Представитель департамента был в шоке от того, что, оказывается, это они виноваты. На следующем заседании будет представитель МИАЦ объяснять, почему они закупили вместо старой региональной интеграционной шины новую, и все перестало работать.

Представитель больницы говорил — ну, вам же дали телефончик, можно дозвониться. Но на сайте ОКБ указано, что в связи с загрузкой кол-центра дозваниваться нужно с 13.00 до 15.00. Два часа, представьте! Допустим, тысяч 100 населения сельского обратится, вот они в эти два часа должны дозвониться. Ели у нас «село поперло», то медицина у нас не просто встала, она пошла назад.

Ладно мы, взрослые, но получается, что этой услуги лишены дети, самое страшное, онкобольные. То есть это проблема, которую на уровне области решать по какой-то причине не собираются и замалчивают. 800 тысяч! Ребята, решите хотя бы с областной клинической больницей, с детской областной больницей, хоть где-то отладьте эту систему, чтобы заработала.

Получается, Александр Евгеньевич не только пытается решить проблему своей семьи с доступом к бесплатной медпомощи. На его примере мы пытаемся сейчас решить проблему всех жителей Владимирской области, это принципиальный момент», - рассказывает представитель истца Альберт Русанен.

XVIII-3447.jpg

Фермер Александр Малышенко не скрывает, что в облздраве ему предлагали решить его вопрос «частным образом», без судебных разбирательств:

«Фамилии не буду называть, но мне в департаменте круг лиц предлагали неоднократно — Александр Евгеньевич, давай в личном порядке все решим. Были попытки и неоднократно. На что я сказал — вот мне вы сейчас поможете, а как быть с другими людьми? То, что вы предлагаете, это коррупционная составляющая фактически. Я заинтересован, чтобы это было прозрачно. Потому что если мы не сделаем доступ всем, мы не сможем ничего развивать и село так и будет загибаться».

Альберт Русанен добавляет, что прежнее региональное программное обеспечение стоило 4 миллиона рублей, сколько стоило обновление региональной интеграционной шины, они еще не знают, но полагают, что не меньше. Малышенко, по первому образованию программист, полагает, что в этом вопросе во Владимирской области «дров наломали конкретно», но запустить систему электронного взаимодействия возможно, было бы желание и политическая воля.

Областная клиническая больница иск Александра Малышенко не признает, указывает на то, что обеспечить электронное направление и запись к специалисту ОКБ должна была врач Головинской амбулатории. Также в ОКБ полагают, что клиника является ненадлежащим ответчиком по иску, а претензии нужно направлять к ГБУЗ ВО «МИАЦ». Областная клиническая больница поясняет, что в предыдущие годы сделала все необходимое для того, чтобы к ее специалистам была возможность электронной записи и неоднократно обращалась в департамент с просьбой обеспечить взаимодействие информационных систем и возможность записи через госуслуги.

Еще один нюанс: по закону региональный Медицинский информационно-аналитический центр не может давать больницам какие-то рекомендации по закупке определенных информационных систем — это будет нарушением закона о защите конкуренции.

Альберт Русанен поясняет, что в рамках заявленного иска они привлекают в качестве соответчиков департамент здравоохранения, потому что он должен выступать заказчиком и выделять деньги, Медицинский информационно-аналитический центр, который обеспечивает взаимодействие баз данных и пересылку, и медучреждения — ОКБ и Судогодскую районную больницу.

Следующее заседание в Октябрьском районном суде города Владимира состоится 4 июля.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате