С 2009 года в России начала работать проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». В рамках проекта во Владимирской области на федеральные средства были закуплены 300 комплектов обучающего оборудования для детей и еще 300 для учителей.
Один комплект устанавливается дома у ребенка. В него входят неттоп, клавиатура или специальный джойстик, небольшая электронная лаборатория, фотоаппарат и, конечно, видеокамера и микрофон для общения по скайпу. Необходимые программы устанавливаются соответственно классу школы.
В учительский комплект для дистанционного обучения входит компьютер «MacBook». Таким образом, не выходя из дома, педагог может контролировать весь процесс дистанционного обучения - от проверки домашнего задания до объяснения нового материала. Специалисты уверяют, что уровень знаний при этом не уступает тому, что получают дети в обычной школе.
В новом технологичном формате работают те же педагоги, которые до этого работали дистанционно по старинке. С точки зрения министерства образования, такая работа не считается дополнительной нагрузкой и, следовательно, отдельно не оплачивается.
Уровень дистанционного образования во Владимирской области, по словам самих педагогов, не хуже, чем в Москве. В столице дистанционное обучение ведется по 3 диагнозам, а у нас - по 15. Владимирских специалистов даже приглашают в другие регионы, например, в Мурманск или Ханты-Мансийский округ, но они продолжают работать на малой Родине.
Проблема социализации для детей, которые не могут посещать школу, решается за счет общения в сети на специальных ресурсах по интересам, таких как «WIKI Владимир» и «Дом@шняя школ@». При этом педагоги регулярно организуют разного рода конкурсы, в том числе и командные, чтобы ребята к ним готовились.
Так, 26 марта во владимирском Центре дополнительного образования для детей наградили победителей очередного конкурса «Работа моей мечты», а заодно и провели «Ярмарку увлечений», показывая детям-инвалидам, чем они еще могут заниматься: от фотографии и кулинарии до рукоделия.
Но если получить начальное образование дистанционно еще можно, то вот куда идти дальше - серьезный вопрос для детей-инвалидов и их родителей. По словам педагогов, программа «Доступная среда» пока так и остается лишь программой на бумаге. Во Владимирской области, кажется, нашли решение этой проблемы.
Сейчас несколько ребят, окончивших 11 классов дистанционно, получают опять же дистанционно профессии в двух колледжах областного центра: двое учатся во Владимирском экономико-технологическом колледже и еще четверо в Политехническом колледже. Ребят дистанционно обучают профессиям, связанным с компьютерными технологиями, бухгалтерией, дизайном.
В новом учебном году Политехнический колледж сформирует специальный ресурсный центр для дистанционного обучения и планирует принять еще минимум 12 студентов-дистанционников. Необходимое оборудование по аналогии с тем, которое закупалось для школьников на федеральные деньги, будет приобретаться на средства регионального бюджета. Учиться студенты будут 2 года и 10 месяцев и получат полноценный диплом о специальном образовании.
Попробовать себя в профессии они смогут еще во время практики. Принять на практику студентов-дистанционников, а потом, может быть, и трудоустроить их уже вызвались городские предприятия «Точмаш» и «Автоприбор».