19 февраля владимирские активисты провели круглый стол по «зеленому щиту» города Владимира. На встречу, помимо экоактивистов, пришли председатель комиссии по экологии Общественной палаты Владимирской области Галина Есякова, член регионального штаба «Народного фронта» Александра Авдонина, член правления Владимирской региональной организации «Союз архитекторов России» Николай Волков, и.о. директора департамента лесного хозяйства Ольга Канищева и председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по аграрной политике, природопользованию и экологии Павел Антов.
Экоактивист и журналист Полина Артюх пояснила, что в истории с созданием «зеленого щита» города Владимира много вопросов, в частности, как и почему из «зеленого пояса» исключили парковые территории города Владимира и чем это может грозить и без того немногочисленным зонам, пока свободным от застройки.
Полина Артюх напомнила, что 29 января 2019 года депутаты ЗакСобрания Владимирской области приняли решение о создании «зеленого щита» площадью 10 760,5 гектаров, тогда депутаты профильного комитета заявили, что отклонили предложение мэрии Владимира исключить городские парки из «зеленого щита». Но 12 февраля «заочно», телефонным голосованием депутатами было принято другое решение - исключить из «зеленого пояса» почти все территории парков в теле городской застройки. Активистка уверяет, что по закону ничто не мешает снова включить территории парков в документ, и сейчас это должна сделать администрация Владимирской области.
Другой известный активист и журналист Иван Ростовцев указал, что при утверждении «зеленого щита» было нарушено федеральное законодательство об охране окружающей среды, поскольку ЗакСобрание в течение 30 дней с момента общественных обсуждений должно было принять закон о «зеленом щите», но первое обсуждение прошло в сентябре 2016 года, общественные слушания прошли только в октябре 2018 года, но только в январе 2020 года был принят областной закон. Региональное ЗакСобрание устанавливает только площадь земельных участков, которые объявлены «зеленым щитом», а в течение 30 дней после принятия закона перечень планируемых участков должна утвердить и опубликовать областная администрация.
Интересно, что у всех органов - Общественной палаты, ЗакСобрания и «лесного» департамента - которые работали над утверждением территории «зеленого щита» и будут прорабатывать вопрос в дальнейшем, возникают вопросы к мэрии города Владимира.
Член Общественной палаты Владимирской области Галина Есякова пояснила, что на обсуждение «зеленого щита» изначально были предложены кадастровые номера земельных участков без каких-либо характеристик и информации, что это за участки, что на них находится сейчас и что может появиться в будущем. Общественники почти два года выясняли, что это за участки и советовались со специалистами на рабочих группах, и только в 2018 году информацию направили в ЗакСобрание.
В «зеленый щит» было предложено внести 43 участка, а в итоге принято 27 участков - изначально планируемая площадь уменьшилась на 1 тысячу 506 гектаров. Есякова указала, что из 10,8 тысяч гектаров «зеленого щита» - 9 тысяч 827 гектаров — это земли госфесфонда, из оставшейся тысячи гектаров 280 приходятся на парк «Дружба».
«В основном, исключены почти все парки городские, много участков в районе Лунево и Юрьевца. При этом включен лесопарк "Дружба", хотя в этом нет необходимости, потому что это государственный памятник природы регионального значения, и у него и так более жесткий режим охраны, чем у "зеленого щита". Почему так ЗакСобрание долго не рассматривало этот вопрос? Жаль, что парки города не включены в «зеленый щит», а значит — не защищены. Должны быть включены участки на территории города Владимир, кроме земель гослесфонда, но из всего этого вошло только водохранилище Содышка, а остальные не вошли. Это не обязательно должен быть лес, но участок, который мы будем защищать и охранять от застройки. Администрация города их не нашла, получается.
Очень долго не проводили общественные слушания, потому что общественная палата требовала от администрации города Владимира дать не только кадастровые номера участков. Потому что они просто с публичной кадастровой карты нахватали, не понимая, что на них предусмотрено, могут ли они входить в зеленый щит и так далее. Мы всегда говорили: "Дайте нам границы". Город Владимир подошел к делу просто так — мы вам дали инициативу, дальше делайте сами. Но мы не справились. И тогда мы приняли решение, что раз Общественная палата не может добиться от города точных координат земельных участков, наверное, ЗакСобрание сможет. Но ЗакСобрание тоже все спустили на тормозах и приняли, как есть», - возмутилась Галина Есякова.
Активисты поинтересовались у депутата профильного комитета ЗакСобрания, на каком основании городские парки исключили из «зеленого щита», ведь по закону можно включать луга, парки, водоемы, и кто был инициатором изменений финального документа.
Павел Антов рассказал, что рассмотрение проекта создания «зеленого щита» проходило «долго, мутно, тяжело». Депутат ЗакСобрания упорно призывал экоактивистов и немногочисленных участников круглого стола видеть позитив в том, что закон о «зеленом щите» уже принят, и те территории, которые в него вошли, уже ни при каких условиях не могут быть застроены. Но, по словам депутата, у членов комитета тоже не было ясности по поводу кадастровых номеров участков - возникали вопросы к городским властям, которые так и остались без ответа.
«Всем понятно, что легкие нашему городу нужны, что это важный шаг. Мне тоже не нравится, что наш город будет застраиваться при помощи вырубания лесов. Не было ясности именно по кадастровым номерам, и администрация города никак не реагировала на эти запросы. Мне кажется, что в администрации города, хотя и работали в этом направлении, но никак не могли определиться, что можно включать, что нельзя. Протокол на последнем этапе был принят так поспешно, потому что в результате жалоб общественников подключилась генеральная прокуратура.
Участки Лунево и Юрьевец были изъяты не потому, что там Шохин собирается застраивать домами или еще кто-то, какой-то злоумышленник, а потому что они не могли участвовать в формировании «зеленого щита» по федеральному закону. Участки противоречат по своему статусу по федеральному закону о земле. «Зеленый щит» - это участки, которые могут использоваться только для сооружений, направленных на культуру, спорт и образование.
Город исключил парки из «зеленого щита». Они мотивировали это тем, что парки и так не будут вырублены в любом случае. Любой закон — это вопрос консенсуса, мы должны достигать согласия с городской и областной властью, это результат длительных переговоров. Увеличивать зеленый щит с ведома Законодательного Собрания и общественности можно», - заверил Павел Антов.
Галина Есякова призвала общественников поработать над тем, чтобы снова включить парки, и тем самым увеличить «зеленый щит» города Владимира. Член регионального штаба «Народного фронта» Александра Авдонина указала на парадокс ситуации, когда на протяжении двух лет общественность и власти обсуждали участки и территории, которые войдут в «зеленый щит», а в итоге была принята только «абстрактная» площадь:
А известный владимирский архитектор Николай Волков раскритиковал депутатов Законодательного Собрания, которые, по его мнению, утверждая площадь «зеленого щита» не знали, что они учитывают.
«Как можно принимать площадь, не зная, на какие земельные участки ориентироваться? Это нужно быть пьяным, грубо говорю. Еще в советские времена было понятие "зеленая зона города Владимира", она определялась так: умножалось число жителей на 8 метров квадратных на человека. Получалась некая площадь, которую я рисовал на документах для планирования и называл зеленой зоной. Сейчас нормативной цифры не существует.
Что касается парков: зеленая зона у Белого дома, там уже давно размежевана земля, по кадастру все определено, сформировано, - бери и включай в "зеленый щит"! Поэтому и говорю, что город "очень хорошо поработал", создана фикция», - заявил Волков.
И.о. директора департамента лесного хозяйства Ольга Канищева отметила, что в 2018 году некий перечень участков существовал, но в него внесли изменения. Сейчас, после утверждения в ЗакСобрании, по закону область должна за 180 дней утвердить границы земельных участков и провести межевание. Но в процессе утверждения границ участков, площадь будет постоянно уменьшаться, и придется искать дополнительные земли, чтобы общая площадь «зеленого щита» не уменьшалась.
Оказалось, что ни у общественников, ни у областной администрации нет официальных данных, какие участки войдут или могут войти в «зеленый щит» города Владимира, поскольку в законе, одобренном ЗакСобранием, указан только сам факт создания «зеленого щита» и его площадь, никаких приложений с перечнем участков в постановлении нет.
«Нам не совсем понятно, из каких земельных участков был сформирован итоговый перечень "зеленого щита", который утверждало ЗакСобрание. Потому что большая часть этих земельных участков на сегодняшний день не имеет местоположения и площади. В этом и загвоздка. Это может привести к тому, что когда администрация приступит к кадастровым работам и процессу межевания, участки после межевания уменьшатся в площади, ведь будет уточнение границ.
Но "зеленый щит" не должен уменьшаться, он может только увеличиваться. Соответственно, необходимо будет рассматривать какие-то дополнительные земельные участки, чтобы компенсировать утерянную площадь при уточнении границ. Ведь туда могут войти какие-то земли собственников, строения. Хотелось, чтобы администрация города Владимира и ЗакСобрание представили территории этих земельных участков, чтобы как можно меньше корректировать, потому что корректировки займут большое время, поскольку сейчас земли неразграниченные», - подчеркнула Ольга Канищева.
Участники круглого стола намерены обратиться в прокуратуру, чтобы проверить законность принятого решения об исключении городских парков из «зеленого щита» и законность самой процедуры, когда депутаты Законодательного Собрания «заочно», не поставив в известность общественность, изменили первоначальное решение.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате