Формирование бескондукторной среды

В мэрии Владимира разрабатывают проект автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Правда, власти пока не могут даже представить, когда из автобусов и троллейбусов исчезнут кондукторы
Новости Автор: 17 апреля 2018, 15:38 41 7811

17 апреля члены комитета Владимирского горсовета по жизнеобеспечению заслушали доклад начальника отдела транспорта и связи мэрии Олега Орехова о внедрении автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) на городском пассажирском транспорте в столице Владимирской области.

foto_Orehov.jpg
Олег Орехов

Суть проекта проста — владимирцы в перспективе будут оплачивать проезд во всех без исключения автобусах и троллейбусах, работающих на городских маршрутах, с помощью бесконтактных банковских, транспортных или социальных карт (последние будут специально выпускаться для льготников). Система, поддерживающая Visa, Mastercard и национальную платёжную систему «Мир», примет карты, эмитированные любым российским банком. Кроме этого, оплатить проезд можно будет и с помощью смартфона, поддерживающего технологию NFC. Олег Орехов подчеркнул, что бесконтактные смарт-карты (транспортные и социальные) относятся к семейству Myfare, что гарантирует защиту денежных средств граждан от злоумышленников.

Проект автоматизированной системы оплаты проезда внедряется с целью минимизации оборота наличных средств. Кроме этого, процесс оплаты будет происходить быстрее, так как у кондукторов не будет проблем со сдачей.

Первый этап реализации проекта, по словам Олега Орехова, будет продолжаться «достаточно длительное время», так как прежде, чем переходить на бескондукторную систему оплаты проезда, нужно приучить самих пассажиров к безналичной оплате. То есть, кондукторы будут использовать переносные валидаторы (устройства для проведения платежей) до тех пор, пока «доля пассажиров, пользующихся безналичной системой оплаты вырастет достаточно сильно, и только тогда можно будет ставить вопрос о полном переходе к АСОП». После оплаты пассажирам будут выдаваться чеки.

Орехов сообщил, что в Ивановской, Рязанской, Московской и Нижегородской областях подобные автоматизированные системы оплаты проезда уже работают.

Начальник отдела транспорта администрации города Владимира пояснил, что информация о каждом совершенном платеже будет централизованно обрабатываться системой, и по обобщённым данным можно будет анализировать работу общественного транспорта и адекватно производить расчёты с перевозчиками.

У проекта, по мнению Олега Орехова, следующие преимущества:

- учёт средств станет более прозрачным, так как каждая поездка будет проводиться через валидатор;

- появится возможность точно определить объёмы пассажиропотоков;

- органы власти получат возможность жёстко контролировать расходования бюджетных денег на льготников;

- на основании обобщённых данных в мэрии смогут принимать решения по оптимизации маршрутной сети и более рационально использовать подвижной состав - распределять транспорт в соответствии с пассажиропотоком и оперативно реагировать на его изменения.

В перспективе к системе можно будет подключить карты, используемые школьниками и студентами для пропуска у учебные заведения. Кроме этого, бесконтактными смарт-картами можно будет оплачивать парковку.

Олег Орехов рассказал депутатам, что внедрение автоматизированной системы оплаты проезда должно способствовать улучшению качества транспортного обслуживания населения города. Кроме этого, уменьшатся совокупные затраты бюджета на поддержку транспорта.

Для перевозчиков тоже одни плюсы — объёмы денежных средств, собранных с граждан, увеличатся «за счёт уменьшения влияния человеческого фактора, так как возможности украсть у кондуктора будет меньше, и возможность контроля усилится со стороны руководства перевозчиков».

Начальника городского транспортного цеха спросили, не приведёт ли отсутствие кондукторов к увеличению числа «зайцев», и не придётся ли всех кондукторов переводить в контролёры? Олег Орехов согласился с такой постановкой вопроса, но отметил, что оштрафовать безбилетного пассажира — проблема, и предложил подумать над созданием специального органа, представители которого налагали бы штрафы на любителей бесплатной езды:

«Здесь ещё есть вопросы в плане ответственности пассажиров за безбилетный проезд. Сейчас существуют меры административного воздействия на безбилетных пассажиров. Но, к сожалению, отработанных механизмов их реализации очень мало, и использовать эти меры в отношении пассажиров очень сложно как перевозчику, так и администрации. Либо для этого нужно создавать какую-то централизованную контрольную службу, которая бы работала в структуре администрации, либо, может быть, в структуре правоохранительных органов, но механизмов реализации этих мер пока нет. И оштрафовать пассажира в салоне автобуса за то, что он не оплатил проезд — большая проблема».

На вопрос «как долго продлится первый этап» внедрения автоматизированной системы оплаты проезда, Олег Орехов ответить не смог.

Главного по владимирскому транспорту спросили: сколько будет стоить автоматизированная система оплаты проезда, и кто за это заплатит? Олег Орехов пояснил, что в течение 2018 года мэрия Владимира будет приводить договорные отношения с перевозчиками в соответствие с федеральным законодательством, которое позволяет обязать предпринимателей предоставить пассажирам возможность безналичной оплаты проезда. То есть, при проведении следующих конкурсов на обслуживание маршрутной сети одним из условий со стороны мэрии будет установка в автобусах элементов АСОП (с троллейбусами всё проще, там достаточно волевого решения мэрии, как учредителя «Владимирпассажиртранса»). А после этого проведут конкурс на выбор оператора, который и будет инвестировать собственные средства в проект автоматизированной системы оплаты проезда, устанавливать на транспорте оборудование и обслуживать его. Олег Орехов сообщил, что предложения уже поступали от компаний, работающих в Москве и Иваново:

«Существуют уже работающие системы, которые большинство “детских болезней” и подводных камней уже прошли, и нам заново создавать какой-то пилот и идти по непроторенной дороге, изобретать заново велосипед — нет смысла. Будем рассматривать только компании, которые имеют опыт работы в этой сфере».

Олег Орехов подчеркнул, что расходы на реализацию проекта АСОП лягут не на перевозчиков, а на инвесторов. Однако стоимость поездки, пусть и незначительно, но всё равно вырастет. По опыту других областей, по словам Орехова, рост составляет от 4% до 7%. В нашем случае, при сегодняшней цене билета в 20 рублей, повышение составило бы от 80 копеек до 1,4 рубля за поездку.

Начальник транспортного отдела мэрии Владимира заверил, что для льготников практически ничего не изменится: после того, как они оформят социальную карту, к ней «привяжут» льготный проездной. Не возникнет проблем и у тех, кому положен бесплатный проезд; властям надо будет только это прописать в документах, перед тем как проект автоматизированной системы оплаты проезда начнёт внедряться.

Олег Орехов не исключает, что при переходе на безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте «будут подводные камни, которые не предусмотреть изначально, поэтому во время работы будем их устранять».

На вопрос о сроках внедрения автоматизированной системы оплаты проезда Олег Орехов ответил уклончиво:

«Пока мы презентуем сам проект, для него нужно подготовить всю нормативную базу, положение прописать об электронном проезде».

Зебра ТВ поинтересовалась у Олега Орехова: возможно ли, что безналичная система оплаты проезда во владимирском общественном транспорте начнёт внедряться уже в 2018 году? Или всё-таки это начнётся в следующем году? Чиновник снова ответил уклончиво:

«У меня нет желания это как-то затягивать».