Согласно генеральному плану областного центра, территория кооператива будет отдана под жилую застройку. Местных жителей и автовладельцев такое положение вещей не устраивает. Вечером 11 июня хозяева гаражей собрались в здании 37-й школы, чтобы обсудить насущные проблемы и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
***
Кабинет биологии средней школы №37 вряд ли когда-нибудь видел столько людей во время школьных каникул. Около 100 человек – все жители близлежащих домов – попытались уместиться в стареньком классе среди парт, уставленных кадками с цветами. Те, кому не хватило места, протискивались к окнам, вставали между ученических столов или просто теснились у входа.
Дождавшись, пока мерный рокот голосов стихнет, председатель гаражного кооператива «Вышка» Сергей Кириллов – мужчина лет 35-ти с крепким, спортивным телосложением – взял слово.
— Мы здесь собрались, чтобы решить очень актуальный вопрос, – начал Кириллов. – Вопрос один-единственный. Владельцы гаражей получили уведомления от мэрии, что гаражи стоят незаконно, и нужно гараж убрать, либо самостоятельно, либо, как говорится, помогут.
Кооператив «Вышка» – это почти 1 тысяча металлических гаражей, которые заняли землю в районе дома №46 по улице Нижняя Дуброва. Первые «ракушки» и железные «коробки» появились здесь в середине 1970-х с подачи владимирского горисполкома. Власти издали постановление о формировании гаражного кооператива и приказали руководству совхоза «Вышка» передать новому сообществу участок земли площадью 1,7 гектара во временное пользование.
В 1990-х совхоз благополучно канул в лету, и гаражи остались сами по себе. К тому времени кооператив разросся за счёт нескольких сотен гаражей, «переехавших» с улицы Василисина. На выделенном некогда участке все строения не могли уместиться чисто физически, поэтому металлические конструкции ставили поблизости. В итоге, площади кооператива увеличились с 1,7 гектара до 4 гектаров.
В конце 2010-х годов местность поблизости облюбовали бизнесмены, и вскоре вокруг гаражей стали расти 17-этажные свечки нового жилого микрорайона. Чтобы сдать дома в эксплуатацию, строителям необходимо, помимо прочего, подвести ливневую канализацию.
Канализация очень кстати обнаружилась на территории, которую занимает гаражный кооператив. Лет 30 назад город хотел построить в этом районе фабрику и даже снабдил участок необходимыми коммуникациями. Но дальше прокладки труб дело так и не пошло: производство даже не начали строить, а ливнёвку частично засыпали и забыли.
— Строители не хотят копать новую канализацию - это дорого. Вот они и решили откопать старую. Пришли, наверно, с коммерческим, или каким другим, не знаю, предложением в администрацию (города Владимира), чтобы решить вопрос. И вот сейчас мы имеем то, что имеем, – заключил Сергей Кириллов. И тут же осёкся: невидимый мужчина в коридоре громко потребовал от своего соседа «дать другим послушать», заодно заставив замолчать на несколько секунд всех собравшихся.
Сергей Кириллов
Кооператив оказался в патовой ситуации. В местах, где проходит ливневая канализация, стоят 64 «коробки». Если владельцы их уберут, строители откопают ливнёвку, положат новую трубу и оградят охранную зона, которая зацепит ещё примерно 400 гаражей. Если же владельцы проигнорируют извещения от администрации города Владимира, то гаражи уберут в принудительном порядке.
Сергей Кириллов недоумевал, как такое возможно. С развалом совхоза «Вышка» земля осталась без хозяев, и до сегодняшнего дня на участок никто не претендовал, даже городские власти. Теоретически, наличие ливневой канализации свидетельствует о том, что территория принадлежит «Владимирводоканалу», но и муниципальное предприятие своих претензий не высказывало. Тут же возник другой вопрос: кому же тогда владельцы гаражей все эти годы исправно скидывались на аренду участка? Ответа не было.
В архивах кооператива нашлись документы, датированные 1998 годом. Эта дата – последняя до мая 2015 года, когда власти проявляли интерес к земле под сотнями гаражей на Нижней Дуброве.
Первая бумага, за подписью начальника управления архитектуры и строительства мэрии Владимира, разграничивает участок по красной линии, которая отсекает часть металлических «коробок», делая их незаконными. Второй документ – постановление мэра Игоря Шамова; глава города обязал гаражный кооператив подготовить проект отвода земель на выделенном участке. Наконец, третий нормативный акт отменяет положения всех вышеперечисленных.
Когда Кириллов закончил своё выступление, в кабинете биологии средней школы №37 вновь поднялся гам. Никто не знал, как им искать выход из ситуации. Роль спасителя взял на себя общественник Егор Сигунов, у которого, как выяснилось, тоже есть гараж в кооперативе «Вышка».
— Совхоза уже нет, так? На кадастровой карте у земли статуса нет, так? – спрашивал у публики общественник Сигунов.
— Да, да, всё так! – наперебой отвечали ему.
— Значит, нас никто с этой земли выгнать не может! – восклицал Сигунов. – А то, смотрите, что происходит, как работает горадминистрация. (Генерального директора компании-перевозчика «БигАвтоТранс» Автандила) Биганова прессуют, «Лайн-Траст» (ещё одна компания-перевозчик) прессуют. Надо тоже их в ответ раком ставить, а то делают всё в интересах 1-2 застройщиков!
Егор Сигунов
«Ставить их раком» Егор Сигунов предложил с помощью переписки между властями и его сподвижниками. В конце 2014 года Сигунов вместе с соратниками создал партию «Народ против коррупции», один из членов которой, Александр Шаров, намерен баллотироваться во владимирский горсовет на предстоящих в сентябре муниципальных выборах. У партии есть одноимённая газета, поэтому общественник выразил желание провести с помощью партийного СМИ независимое журналистское расследование.
— Надо, в первую очередь, написать (главе администрации Ленинского района города Владимира Александру) Максимову, пусть он вникнет в ситуацию! – предложил кто-то из членов гаражного кооператива.
— Да он два месяца будет вникать, у нас времени столько нет! – донеслось в ответ.
— Я, когда звонила Максимову, чтобы записаться на приём, мне его секретарь сказала, что это заказ (главы администрации города Владимира Андрея) Шохина, что гаражи нужно убрать, что уже всё решено и что уже готов проект застройки территории! – включилась в разговор активная местная жительница.
— Я звонил (начальнику управления по связям с общественностью и СМИ администрации города Владимира Александру) Карпиловичу, и он мне сказал, что весь участок застроят согласно генплану! – подтвердил слова активистки журналист Евгений Локтионов, прибывший на собрание в статусе местного жителя.
— Вот ведь, город наш, бандитский, выпускает постановления об изъятии земель в соответствие с бандитским генпланом! – отреагировала на слова Локтионова активистка.
— Такие, как Карпилович, должны отвечать за то, что вносят смуту в народ! – заявил "гаражный политик" Егор Сигунов.
Дебаты в таком духе продолжались ещё несколько минут, после чего обеспокоенные члены гаражного кооператива всё-таки пришли к единому мнению. Общественник Сигунов предложил создать инициативную группу, которая бы общалась с властями – на том собрание и закончилось. А выдвинутая кем-то из собравшихся дельная идея о найме кадастрового инженера, чтобы тот обозначил границы земельного участка (это позволит обрести законный статус почти половине гаражей), хоть и бурно обсуждалась, но в итоге почему-то сошла на нет. Учтёт ли это замечание инициативная группа – осталось за кадром.
— Кто хочет рубиться (с администрацией города Владимира) – оставайтесь, – подвёл черту Егор Сигунов. С десяток человек остановились в дверях. – Сейчас День России откатаем, шашлычка поедим – и в бой!