Иван Ефимович Жуков

Ушел из жизни Герой Советского Союза, летчик-испытатель Иван Жуков, чьим именем названа школа №2 в городе Владимире. Ему было 86 лет
Новости Автор: 12 апреля, 11:00 3958

10 апреля не стало Ивана Ефимовича Жукова, лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, полковника Советской армии, - сообщает региональное отделение общественной организации «Волонтеры Победы». Имя Жукова присвоено школе №2 в столице Владимирской области.

Иван Жуков родился 31 декабря 1934 года в городе Владимире. Он закончил среднюю школу в родном городе — ту самую, что сейчас носит его имя. В 1953 году Жуков был призван на службу в армию. В 1957 году он окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков. До августа 1963 года служил в строевых частях ВВС лётчиком и старшим лётчиком в истребительных авиаполках (в Белорусском военном округе). В 1967 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. С июня 1967 года служил в авиации ПВО заместителем командира и командиром авиаэскадрильи, начальником воздушно-огневой и тактической подготовки истребительного авиаполка в Пермской области).

С марта 1976 года - старший инспектор-лётчик по опытным авиационным комплексам перехвата авиации ПВО страны, в августе 1978 – июне 1985 – старший инспектор-лётчик по авиационным комплексам перехвата 1-го отдела боевой подготовки авиации ПВО страны.

Иван Жуков внёс большой вклад в освоение и войсковые испытания самолётов-перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. В августе 1981 года на аэродроме Кричев в Могилёвской области в Белоруссии во время учебно-показательного полёта на самолёте МиГ-25 возник пожар двигателя и заклинило бустер управления самолётом. В итоге на высоте 17 километров самолёт стал практически неуправляем, так как для управления рулями едва хватало физических усилий. Однако командир экипажа принял решение посадить аварийный самолёт на аэродром, чтобы в дальнейшем попробовать разобраться в причине аварии. Проимитировав условия захода на посадку на безопасной высоте - для возможности катапультироваться в случае неудачи - Жуков убедился, что должен справиться с управлением самолётом на посадке. После чего благополучно посадил аварийный самолёт на аэродром.

Благодаря героизму летчика-испытателя Ивана Жукова на самолёте был обнаружен дефект, который впоследствии устранили на других экземплярах МиГ-25. За мужество и героизм, проявленные при освоении новой авиационной техники и при спасении аварийного самолёта, полковнику Жукову Ивану Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В октябре 1988 года полковник Иван Жуков ушел в запас. Уроженец города Владимира, получивший звание Героя СССР, долгое время жил в одном из поселков Подмосковья. Во второй владимирской школе есть посвященный ему музей, в 2015 году была открыта мемориальная доска - на церемонии присутствовал сам летчик-испытатель. На фасаде школы нарисован портрет Ивана Жукова.

С сайта школы №2 города Владимира:

«...Наступил 1982 год. Наряду с другими летчиками, Иван Ефимович продолжал нести ратную службу, испытывая новый сверхзвуковой самолет МИГ-25. Что-то не совсем ладилось с машинами этого типа. Уже 3 из них по неизвестной причине рухнули на землю и взорвались (летчики успели катапультироваться). Как жаль было этих красивых, серебристых птиц, в создание которых было вложено столько мысли, столько человеческого труда, столько народных денег! Почему они взрывались и горели? Тайну своего падения рассыпавшиеся на куски и обгоревшие самолеты раскрыть не могли. И вот на этот раз в новом сверхзвуковом истребителе - перехватчике МИГ-25 с бортовым номером 3-15 N-ской воинской части летят двое: опытный и умелый старший инспектор-летчик полковник Жуков и его ученик, молодой капитан Абаленцев. Высота полета 17 тысяч метров, 11 часов утра. Пора заканчивать полет и идти на посадку. И вдруг оба летчика услышали какой-то посторонний звук. Затем самолет перестал подчиняться, несясь по прямой на страшной высоте. После нескольких безуспешных попыток подчинить машину себе Жуков понял, что положение критическое. Что делать? Только 2 возможных решения. Первое, покинуть самолет. Второе: уйти из стратосферы, т.е. опуститься ниже в плотные слои и добиться этим управляемости самолетам. Покинуть самолет - это почти наверняка остаться в живых самим, но потерять эту новую, прекрасную машину так и не узнав, между прочим, в чем причина ее непослушания. Секунды на размышление, и Жуков выбирает второй вариант: во что бы то ни стало посадить самолет, заставить его войти в более плотные нижние слои, что позволило бы летчикам справиться с рулями. И опытный Жуков начал эту крайне тяжелую борьбу с разладившимся самолетом, несшимся по прямой на страшной высоте. 10, 15, 20 минут нечеловеческого напряжения, попытка пилотировать самолет с неисправными рулями, удерживая его фактически собственными силами... Оба летчика испытывали огромные перегрузки, особенно сам Иван Ефимович, взявший на себя основную роль в борьбе за жизнь свою и машины тоже. Цель ясна: обязательно спасти самолет, посадить его, а уж если придется катапультироваться, то в последний момент. Высота - 16, 15, 14, 8 тысяч метров! Увидели узкие розовые облака: земля! Но машина по-прежнему подчинялась тяжело. И все же оба летчика почувствовали, что первый этап спасения самолета - возвращение на «домашние» высоты - завершился удачно. Спуск самолета продолжался, но продолжалась и упорная борьба человека с непослушной машиной. На высоте 400 метров над землей они чуть не погибли. И снова Жуков сумел спасти положение. Огромная воля, собранность, умение мгновенно оценить ситуацию и быстро принять единственно возможное на этот момент решение, точные профессиональные действия, личное мужество Ивана Ефимовича - все это вместе помогло чуду свершиться! Тяжелый, неисправный, но невредимый самолет приземлился на посадочную полосу военного аэродрома, слегка покачивая крыльями. Остались живыми и оба летчика: учитель и ученик, молодой летчик Абаленцев, получивший в этой критической ситуации бесценные уроки профессионального мастерства и высокой нравственности. А Жуков нашел и причину отказа рулей в воздухе. Авиаконструкторы исправили дефект и в дальнейшем полеты МИГ-25 проходили без осложнений...».