Когда общественный транспорт во Владимире заработает как надо?

Массовая закупка автобусов и троллейбусов не помогла исправить ситуацию на рынке пассажирских перевозок в столице Владимирской области: чем ближе зима, тем больше жалоб в адрес городских властей и перевозчиков появляется в соцсетях. Вину за перебои в работе автобусов мэрия возлагает на частные транспортные компании. Городу нужны более решительные меры, чтобы исправить ситуацию, считают эксперты
Новости Автор: 21 ноября 2023, 11:58 4852

В городе Владимире, по наблюдениям Зебра ТВ, за последний месяц выросло количество жалоб на работу общественного транспорта. Только за последние сутки пользователи соцсетей оставили в официальном паблике городской администрации во ВКонтакте более 20 негативных отзывов о работе перевозчиков. Аналогичные комментарии появляются и в других популярных сообществах областного центра.

С проблемами, судя по географии жалоб, сталкиваются жители абсолютно всех районов региональной столицы (орфография и пунктуация авторов частично отредактированы):

«От ДТЮ невозможно стало уехать. По 30–40 минут стоим и больше. Люди уже и ждать не стали. А как детям на занятия и обратно добираться?»

«С 28-м автобусом можно что-то решить? От проспекта Строителей в сторону Вокзального спуска больше ни один автобус не ходит. А 28-й ходит, дай бог, раз в час».

«Веризино—2 — Полянка?! Не забываем, район стремительно растет, а маршрута два: 9с и 4с. Когда прекратите эти издевательства над народом, в частности, над детьми?! В часы пик все кишки раздавлены. Три года об одном и том же».

«Левино поле: мы когда будем нормально добираться домой вечером?! После 20:00 домой уехать от Педагогического института невозможно. Автобус № 32 не ходит в это время. Его пускают только от Левина поля до „Рябинки“ и назад. Нам предлагают платить двойную цену. <...> Вертушка ходит раз в полчаса. Постойте, господа руководители, на морозе 30 минут, или под ливнем!»

«С [Перекопского] военного городка тоже невозможно уехать, вторую неделю творится черти что: то один за одним [автобусы едут], то стоишь, по 30 минут ждешь. А еще не сильные морозы. А что будет когда −15 будет, и ожидание 30–40 минут?».

В администрации города Владимира заявляют, что «стараются оперативно разрешать возникающие проблемы». Ответственность за систематические срывы расписания чиновники возлагают на семерых частных перевозчиков, обслуживающих городские маршруты: компании «Виктория», «Окто», «ПОАТиС», РТС, «Сити-лайн», индивидуальных предпринимателей Михайлова и Тимофеева.

К муниципальному перевозчику «Владимирпассажиртрансу» у мэрии Владимира претензий нет, во всяком случае, публичных. Благодаря массовой закупке техники — за последний год автопарк «Владимирпассажитртранса» пополнили 115 автобусов и 5 троллейбусов — транспортное предприятие увеличило общее количество времени, которое машины проводят в рейсах.

«Если АО „Владимирпассажиртранс“ выпускает транспорт в полном объеме, а сходы подвижного состава минимальны, <...> к другим перевозчикам, обслуживающим маршрутную сеть, вопросы есть. В настоящее время проводится претензионная работа, контроль ежедневный», — заверил начальник управления транспорта и связи администрации города Владимира Юрий Иванов.

Одномоментное обновление подвижного состава привело к тому, что муниципальный перевозчик столкнулся с дефицитом кадров. Во всяком случае, администрация города Владимира регулярно публикует в соцсетях видеоролики, в которых водителей приглашают во «Владимирпассажиртранс». Зебра ТВ направила запрос в мэрию региональной столицы, чтобы узнать, сколько специалистов не хватает предприятию.

Согласно бухгалтерской отчетности «Владимирпассажиртранса», по состоянию на 31 декабря 2022 года на предприятии работали 111 водителей троллейбусов и 122 водителя автобусов. Годом ранее расклад был другой. В конце 2021 года в штате «Владимирпассажиртранса» числились 121 водитель троллейбуса и 109 водителей автобусов.

Закупка автобусов и троллейбусов важна, но, чтобы наладить бесперебойную работу общественного транспорта, нужны более решительные меры, — полагает сооснователь общественного движения «Владимир будущего» Артем Черней. Урбанист настаивает, что необходимо пересмотреть взаимоотношения с перевозчиками и поменять приоритеты в организации дорожного движения:

«Математически доказано: чем шире дороги, тем больше пробки. Заявление выглядит контринтуитивно, но принцип „добавим еще одну полосу — и все поедет“ - не работает на практике. Чем больше внимания мы уделяем автомобильной инфраструктуре, тем больше людей отдает предпочтение личным машинам. Такое поведение ведет, в том числе к деградации системы пассажирских перевозок.

При проектировании, строительстве и реконструкции городских дорог логичнее в первую очередь создавать условия для комфортной и бесперебойной работы общественного транспорта — прокладывать выделенные полосы, убирать заездные карманы и так далее. Это ускорит автобусы и троллейбусы, сделает их работу безопаснее, снизит зависимость от дорожной обстановки.

Одновременно общественный транспорт нужно делать привлекательным для пользователей: расширять тарифное меню, пересматривать графики движения, расширять маршрутную сеть. Перспективной выглядит модель, когда пассажир может в течение некоторого времени бесплатно пересесть с одного автобуса на другой.

Важную роль играют и условия работы перевозчиков. Сейчас доход транспортных компаний зависит от количества перевезенных пассажиров. Из-за того, что тариф на проезд не может покрыть всех затрат, перевозчики вынуждены экономить на всем. Фактически, основной заработок приходится на часы пик, в остальное время выпускать автобусы на линию просто невыгодно.

Мы давно предлагаем городу перейти на брутто-контракты, когда перевозчики получают деньги за фактически выполненные рейсы или пройденный километраж. При таком подходе на мэрию ляжет дополнительная нагрузка, связанная с администрированием поступлений и контролем за исполнением контрактов, однако при должном уровне организации общественный транспорт станет надежнее и удобнее для конечного потребителя».

Черней возлагает надежды на комплексную схему организации транспортного обслуживания населения (КСОТ), которую по заказу городской администрации разрабатывает воронежская компания «ДорМостПроект». В КСОТ, как ранее анонсировали в мэрии, должны быть предложения по реорганизации рынка пассажирских перевозок, в том числе новая маршрутная сеть.

Источники Зебра ТВ, близкие к городскому управления транспорта, сообщают, что «ДорМостПроект» представит финальную версию комплексной схемы организации транспортного обслуживания в течение недели–двух. По оценкам собеседников редакции, проектировщики не предложили никаких кардинальных мер — лишь точечные изменения существующей транспортной системы.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.