Между Брянском и Сургутом: общественный транспорт города Владимира оценили на комфорт и удобство для пассажиров

Компания Simetra при поддержке ВЭБ.РФ представила второй рейтинг российских городов по качеству общественного транспорта. Составители одного из самых подробных и прозрачных на сегодняшний день аналитических инструментов подняли столицу Владимирской области на 10 пунктов вверх
Новости Автор: 25 мая 2021, 09:52 4529

Город Владимир улучшил свои позиции в рейтинге качества общественного транспорта, который составляет компания Simetra при поддержке ВЭБ.РФ. Столица Владимирской области поднялась с 41 на 31 место из 76 возможных, а итоговая оценка выросла с 54,7 балла в 2019 году до 59,6 балла в 2021 году. При оценке, за редким исключением, не учитывались данные 2020 года, когда структура пассажирских перевозок изменилась из-за ограничений, связанных с коронавирусом.

Качество общественного транспорта Simetra оценивала по пяти группам показателей:

  • физическая доступность общественного транспорта, такие как близость остановок к месту жительства или точкам притяжения, которая показывает, насколько быстро горожане могут добраться из пункта А в пункт Б;

  • ценовая доступность, для оценки которого рассчитывается социально обоснованный тариф. Он отражает стоимость одной поездки, рассчитанной с учетом средневзвешенных доходов населения;

  • эффективность городских транспортных сетей, которая складывается из оценок скорости движения общественного транспорта, пассажировместимости, доли выделенных полос в общей протяженности улично-дорожной сети и так далее;

  • комфорт и удобство общественного транспорта. К этой группе Simetra отнесла показатели, не влияющее напрямую на качество пассажирских перевозок вроде наличия транспортных карт и доступности информации о работе транспорта в режиме онлайн;

  • безопасность и устойчивость развития городских транспортных систем. В основу анализа этой группы факторов положены статистика ДТП с участием общественного транспорта, публикации в местных СМИ и соцсетях, а также результаты опросов пассажиров.

В 2021 году авторы рейтинга увеличили количество городов с 60 до 76, а число показателей – с 40 до 51. Впервые стали учитываться расстояние между остановками, доля транспорта, адаптированного для инвалидов, участие в госпрограммах по обновлению подвижного состава. В то же время из критериев оценки исключены связность пешеходной инфраструктуры и возможность использования транспортных карт для оплаты сторонних услуг.

Оценка происходила на основе данных Росстата, участников российского транспортного рынка и ряда государственных структур, а также с помощью открытых геоинформационных систем. Впервые для составления рейтинга использовались сведения от органов местного самоуправления. Некоторые города, в числе которых и Владимир, по запросу Simetra предоставили компании необходимую информацию.

Если верить анализу, во Владимире за прошедший год заметно выросла эффективность транспортной сети: в 2019 году по этой группе показателей областной центр получил от Simetra 11,2 балла, а в 2021 году – 14,5 балла при референтном значении в 25 баллов. Физическая доступность владимирских автобусов и троллейбусов осталась на прежнем уровне. Оценки по остальным показателям хоть и увеличились, но не настолько существенно.

busreit-2020.jpg

Резкое усиление позиций владимирского общественного транспорта в рейтинге Simetra «удивительно, но вполне объяснимо», считает сооснователь общественного движения «Владимир будущего» Артем Черней. Урбанист обращает внимание, что в сфере пассажирских перевозок в России пока нет единых и регулярно обновляемых баз данных, которые помогли бы экспертам в подготовке более точной и подробной аналитики:

«Чтобы составить рейтинг, нужно собрать и проанализировать множество показателей. При этом надо иметь в виду, что в отрасли ещё не выработаны единые стандарты и нет единой информационной системы. Поэтому данных либо нет совсем, либо они "вчерашние". Есть сложности с оценкой качественных показателей, например, удовлетворённостью работой общественного транспорта.

Стоит ожидать, что все проблемы этого года — часовые ожидания транспорта на холоде, невыход автобусов на линию, ультиматум городской администрации от одного из главных перевозчиков — аукнутся в рейтинге следующей редакции.

Поэтому рано расслабляться и успокаивать себя «липовым» ростом. Подвижной состав продолжает стареть: средний возраст троллейбусов — 12,9 лет, автобусов — 14,5 лет. Маршрутный коэффициент в 10 раз меньше нормы — 0,27 при рекомендуемых значениях от 2 до 4. Девять маршрутов перевозят почти 60% всех пассажиров. А мы по-прежнему не представляем, каковы планы администрации по развитию общественного транспорта».

В сводном рейтинге город Владимир занял позицию между Брянском (30 место, итоговая оценка – 59,7 балла) и Сургутом (32 место, итоговая оценка – 59,6 балла). Среди географических соседей общественный транспорт города Владимира стал смотреться чуть выигрышнее, во всяком случае, по сравнению с рязанскими автобусами и троллейбусами. Нижегородский, ивановский и ярославский общественный транспорт, по версии Simetra, по-прежнему удобнее владимирского.

Место Город Население, млн чел. Физическая доступность Ценовая доступность Эфф-ть транспортной сети Комфорт и удобство Безопасность и устойчивое развитие Итоговый рейтинг
5 (6)* Н. Новгород 1,272 17,0 13,0 16,4 14,0 8,1 68,4
25 (22) Иваново 0,405 14,2 9,9 14,9 14,7 7,4 61,2
29 (34) Ярославль 0,608 13,5 9,3 16,8 13,8 6,7 60,1
31 (41) ВЛАДИМИР 0,359 14,0 11,1 14,5 13,2 6,9 59,6
47 (31) Рязань 0,539 14,1 9,8 15,0 12,6 5,9 57,5
* – в скобках указано место в рейтинге 2019 года

Лидерство в рейтинге, «благодаря своей сбалансированной системе общественного транспорта», сохранил Екатеринбург (74,6 балла). На второе место, за счет окончания реформы городского транспорта, поднялась Пермь (72,8 балла). Третье место заняла Казань (72,5 балла), где восстанавливают инфраструктуру электротранспорта и расширяют сеть выделенных полос. В числе аутсайдеров – Пенза (46 баллов), Владикавказ (41,8 балла) и Астрахань (36,6 балла).

Предупреждение о возможном конфликте интересов. Автор материала – сооснователь общественного движения «Владимир будущего».

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.