Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» опубликовал доклад о межрегиональной мобильности студентов «Где учиться и где работать».
Все регионы России типологизировали по показателям востребованности местных вузов среди выпускников школ и послевузовской миграции выпускников университетов. Исследователи выявили 5 групп регионов:
1. Регионы-магниты. Вузы региона востребованы среди выпускников школ и работают на локальный рынок труда. То есть - школьники со всей страны предпочитают получать образование в местных университетах и после их окончания оставаться работать в этом регионе.
2. Регионы-транзиты. Вузы региона востребованы среди выпускников школ, но работают на внешний рынок труда. То есть - в местные университеты стремятся не только собственные выпускники школ, но и приезжие абитуриенты. Но после окончания университета значительная часть выпускников трудоустраивается в других регионах.
3. «Замкнутые» регионы. Вузы региона не востребованы среди выпускников школ и работают на локальный рынок труда. То есть - приезжих абитуриентов немного, а выпускники университетов не особо востребованы за пределами региона.
4. Регины-экспортеры. Вузы региона не востребованы среди выпускников школ и работают на внешний рынок труда. То есть - и местные, и приезжие абитуриенты не жалуют местные университеты, а после их окончания стремятся уехать работать в другие регионы.
5. Регионы требующие дополнительного анализа. Показатели миграции молодежи, связанные с получением высшего образования и последующим трудоустройством, не имеют явно выраженной тенденции.
Владимирская область отнесена авторами исследования к самой неблагополучной группе регионов-экспортеров, из которых школьники стремятся уехать за высшим образованием в другую территорию, а те, кто все-таки окончил вуз в родной области, предпочитают искать работу за пределами своей малой Родины.
Показательно, что ни у кого из географических соседей Владимирской области нет такой удручающей картинки по оттоку молодежи.
Московская область ожидаемо оказалась регионом-магнитом, куда бывшие школьники стремятся за высшим образованием, а получив его, хотят остаться и работать.
Ивановская область типологизирована как регион-транзит. Абитуриенты стремятся в вузы Ивановской области за высшим образованием, например, в сфере медицины, энергетики и сельского хозяйства, которое они не могут получить в родном регионе. Но после окончания университетов значительная часть выпускников возвращается работать в свои регионы.
Остальные географические соседи Владимирской области - Нижегородская, Рязанская и Ярославская области - отнесены к регионам, требующим дополнительного анализа, поскольку их показатели молодежной миграции пограничны и не укладываются однозначно ни в одну из четырех групп.
Попадание Владимирской области в лидеры группы «экспортных регионов», которые не популярных у молодежи ни с точки зрения получения высшего образования и профессии, ни с точки зрения построения карьеры, не коррелируется с регулярными заявлениями губернатора Орловой, которая публично убеждает, что ее команде удалось остановить отток молодых людей из 33 региона.
Не исключено, что некомплиментарное для властей Владимирской области исследование «Высшей школы экономики», свидетельствующее о непопулярности региона среди молодежи и тенденции на вымывание «свежей крови» из экономики, будет названо командой губернатора Орловой либо основанным на некорректных данных, либо ангажированным, как это уже бывало не раз.