Свое мнение, относительно возможного появления на первом этаже Старой аптеки на улице Георгиевской во Владимире музея/галереи работ московского художника Никаса Сафронова высказал почетный президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника, советник губернатора Владимирской области по культуре Алиса Ивановна Аксенова.
Манипуляции со зданием Старой аптеки, которые происходят уже второй год, «партизанский» ремонт исторического здания, начатый мэрией Владимира в прошлом году на первом этаже, а главное - отсутствие определенности относительно будущего использования этого помещения продолжают будоражить умы культурной общественности Владимира. Масла в огонь подливает интерес к этому зданию московского художника Никаса Сафронова.
Опасения, что вместо обещанного Музея аптечного дела в особняке на Георгиевской улице может появиться «прижизненный музей» Никаса Сафронова, высказал еще в конце 2016 года известный владимирский скульптор и член Общественной палаты города Владимира Игорь Черноглазов.
А в конце июня 2017 года сам Никас Сафронов вместе со своим братом и директором МАУК «Выставочный комплекс города Владимира» Юлей Румянцевой лично прибыл во Владимир и проинспектировал ход ремонтных работ на первом этаже Старой аптеки.
Фото с сайта 33polit.info
Отвечая на вопросы местных журналистов модный московский художник заявил, что здание на Георгиевской улице он собирается «заполнить своим именем», а также привозить западных художников и устраивать мастер-классы. Сафронов дал понять, что мнение жителей города Владимира, недовольных его «прижизненным музеем», мало кого волнует, и посоветовал горожанам с большим почтением относиться к решениям властей.
Высокомерные слова московского художника больно задели владимирскую культурную общественность. Обсуждение позиции Никаса Сафронова в достаточно резких тонах до сих пор продолжается в социальных сетях.
Прославленная владимирская музейщица Алиса Аксенова, высказывая свое мнение о судьбе исторического здания на Георгиевской улице, задается вопросом: Какое отношение имеет Никас Сафронов к городу Владимиру и конкретно к Старой аптеке?. Советник по культуре губернатора Владимирской области советует властям города Владимира «крепко подумать» прежде, чем размещать в историческом здании «легковесную живопись» Сафронова. Алиса Аксенова напоминает, что признанные по всему миру творений мэтров владимирской школы живописи гораздо более достойны отдельного музея, чем полотна модного московского деятеля культуры.
Приводим заявление Алисы Аксеновой полностью.
«Руководители города должны крепко подумать.
Скандал вокруг музея Никоса Сафронова во Владимире становится все громче. Суть его в том, что владимирцы, которые собирали подписи за сохранение Старой аптеки, за организацию там профильного музея, получают вдруг в этом историческом здании музей гламурного московского художника, не имеющего к нашему городу никакого отношения.
28 июня начальник управления по связям с общественностью администрации города Владимира Александр Карпилович, желая смягчить ситуацию, говорил, что картины Сафронова появятся в музее Старой аптеки лишь как дополнение, как украшение стен.
При этом красной нитью сквозь повествование звучала мысль, что владимирским художникам не стоит ревновать городские власти к сотрудничеству с Никасом Сафроновым:
Но разве волнения владимирских художников вызваны ревностью к московскому тусовщику? Конечно же, нет! Их душа болит о чести и достоинстве родного города, о сохранении его лица, его самобытности и культуры.
Я выросла во Владимире, заходила в Старую аптеку еще с родителями. Помню ее мебель, ее дух и атмосферу: деревянные прилавки, стекла с орнаментом, шкафы - оформление ее было добротным, в духе 19 века. Это красивое здание, это особая точка в центре города. Экспозиция Старой аптеки могла бы стать логическим продолжением Музея старого Владимира!
Хочется спросить: «Какое отношение имеет к Владимиру Никас Сафронов? Как он вписывается в пространство старого города? Очень правильное высказывание по этому поводу сделал живописец Виктор Бычков:
«Те, кто сегодня смело пытаются переформатировать культурное пространство Владимира, молоды, и им не ведомо, с чего у господина Сафронова всё начиналось. А было это в начале 90-х. На телевидении актёр В. Гафт представлял никому не известного художника Н. Сафронова. В студии были представлены его «творения». Что же это было? На мольбертах стояли иконы, «дописанные» художником. У Николая Чудотворца на месте Евангелия сидела обнаженная дива, такое же глумление было над образами других святых. Сафронов спокойно объяснял, для чего он это делал.
Я думаю, что с его стороны это был необходимый акт предательства для того, чтобы, «творческая личность» резко пошла в гору. А либералам нужен был образец художника преуспевающего, богатого, презирающего прошлое. Сафронов отлично подходил к этой роли.
Вопрос: "Отчего он появился на Владимирской земле?". Уверен, что кормовая база в столице у него резко сократилась. А жить хочется широко, вот и отправился ловкач осваивать русские просторы. Недавно в Сибири на миллион погрелся, на днях потряс тощий бюджет города Коврова».
Хочу напомнить, что есть на нашей земле свой культурный брэнд. Это Владимирская живописная школа, прочно закрепившаяся в истории российского искусства. Время показало, что владимирская школа живописи это необычайно яркое художественное явление.
Произведения мэтров владимирской живописи В. Юкина, К. Бритова, В. Кокурина полны таланта, эмоций, любви к родной земле. Лучшие их работы хранятся в известнейших музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, множестве региональных музеев, в частных российских и зарубежных коллекциях. Вот чем надо гордиться! Вот что надо показывать!
И было бы логичным, если б на центральном туристическом маршруте города появился музей не сиюминутной и легковесной живописи Никоса Сафронова, а например, подлинного искусства, проверенного временем - владимирской живописной школы. В этом музее жители города и туристы смогли бы узнать о жизни наших художников, полюбоваться их картинами, получить мастер-класс, приобрести репродукции, альбомы, сувениры, связанные с современным искусством нашей земли. Вот в какую сторону надо смотреть городским властям.
Однако, развитие событий говорит нам о другом. Во время визита в Ковров, в последних числах мая, Сафронов во всеуслышание заявил:
26 июня он приезжал для осмотра помещений Старой аптеки вместе с директором выставочного комплекса города Юлией Румянцевой. Выходя из здания, он сказал, что решают отцы города, что нужно для города:
«Их же назначает народ, чтобы они руководили, понимаете? Когда крестьян освободили, они говорили: «А мы не знаем, что нам делать?» Они стали спиваться. Они привыкли жить с хозяином. В России должен быть хозяин.
А художники там недовольны, журналисты… Пожалуйста. Меня пригласили. Я хочу, чтобы это было красиво, вкусно, чтобы это было достойно, понимаете?
Ну, это была бы аптека – дальше что? Ну, выставили бы местных художников – дальше что? Ну, продали бы они за 100 рублей – дальше что? Результат-то какой?».
Вот так. Московский тусовщик искренне считает, что его пригласили, что бы он «спивающимся крестьянам» Владимирской губернии соорудил нечто «красивое, вкусное и достойное?» Я не стану сейчас обсуждать насколько «вкусно» творчество этого художника. Спрошу только: Зачем его нужно размещать в интерьерах Старой аптеки? Отцы города должно над этим крепко поразмыслить.
За долгие годы работы в музее под моим руководством созданы сотни выставок и экспозиций. Мне известно, насколько трудна и кропотлива эта работа - создание тематического музея, который бы передавал дух эпохи, который был бы интересен людям. В связи с этим, хочу еще раз задать вопрос городским властям: «Зачем в интерьерах Старой аптеки Никас Софронов?». Не лучше ли было бы украсить эти интерьеры фотографиями старого Владимира, рекламными плакатами начала 20 века или гравюрами с видами нашего города. Было бы очень хорошо, если бы, например, город приобрел и украсил интерьеры Старой аптеки произведениями наших художников-графиков.
А площадкой для необычной живописи могла бы стать Картинная галерея в парке 850-летия города Владимира. Старожилы и жители среднего поколения помнят эти залы. Там на площади 800 квадратных метров места хватит всем: перформансам и инсталляциям и самым смелым творческим экспериментам. Но это отдельная тема для разговора».