Ни один район Владимирской области полностью не защищён от пожаров

В сельской местности Владимирской области четверть населённых пунктов не обладают запасами воды, необходимых для тушения пожаров. Затрудняет борьбу с возгораниями и не везде сформированные добровольные подразделения пожарной охраны, которые могли бы первыми среагировать на возгорания до прибытия основных сил
Новости Автор: 3 июня, 09:29 2091
фото ГУ МЧС по Владимирской области

Из 2,5 тысячи населённых пунктов Владимирской области в 629, преимущественно в сельской местности, с точки зрения противопожарной безопасности являются «безводными». Об этом заявил первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Владимирской области Руслан Блинов, выступая перед депутатами ЗакСобрания с информацией о ситуации с пожароопасным сезоном.

3687fb19769db2a99b8bfb5012f48c7b.jpg Руслан Блинов

Блинов пояснил, что в четверти населённых пунктов региона отсутствуют противопожарные пруды, а если они и есть, то зачастую к ним нет подъездных путей. Не везде есть зарытые в землю ёмкости с водой, а в гидрантах и водонапорных башнях отсутствует давление. Эти обстоятельства делают тушение пожаров практические невозможным, заявил первый замначальника ГУ МЧС:

«[Противопожарные] силы и средства, которые сосредоточены в загородной зоне, - это небольшие подразделения с одной единицей техники и с емкостью для воды на 2-3 тонны. То есть, работоспособность данного автомобиля, согласно техническим характеристикам, от 1 до 2 минут. При отсутствии водоснабжения в населенных пунктах мы все понимаем, что тушение пожаров, а это, как правило, индивидуальные жилые строения, осуществляться не может.

Мы часто сталкиваемся с тем, что население выражает такую точку зрения, что “[пожарно-спасательные] подразделения прибыли без воды”. Я подчеркну, что при работе насоса 100 литров в минуту, даже если сбавить обороты, там проходит 1-2 минуты. А что такое пожар на селе? Через 20 минут, даже если регламентное реагирование, 2 - 3 [минуты] и пошло-пошло всё [гореть]. Поэтому без [противопожарных] водоемов, без зарытых емкостей, где-то сохранились водонапорные башни, [но они в неисправном состоянии] эту задачу реализовать просто невозможно. Безусловно, по планирующим документам туда [на место пожара наши дополнительные] силы выдвигаются, но мы же понимаем, что время прибытия уже достаточно растянутое, а огонь не ждет и распространяется».

Лучше всего пожарные водоёмы и гидранты содержатся в городе Владимире (за них отвечает МУП «Владимирводоканал»), но, как отметил Блинов, в областном центре и так содержатся основные силы региона по борьбе с пожарами. В хорошем состоянии обеспечение водой для борьбы с огнём в Коврове и Вязниковском районе. При этом ситуацию в Суздальском, Кольчугинском, Муромском и Юрьев-Польском районах в МЧС называют «неблагополучной», и именно в этих территориях фиксируется наибольшее количество ландшафтных пожаров в результате несанкционированного пала сухой травы.

photo_2024-04-09_17-33-45.jpg

Руслан Блинов считает, что министерству региональной безопасности Владимирской области, которое отвечает за реализацию государственной политики в сфере пожарной безопасности, следовало бы разработать план мероприятий по устранению озвученных им проблем.

В МЧС также считают что во Владимирской области недостаточно развита сеть звеньев добровольных пожарных дружин и команд, которые могли бы молниеносно реагировать на возгорания до прибытия подкрепления из более крупных населённых пунктов. Для стимулирования граждан к вступлению в эти объединения региональным властям стоит продумать вопрос о введении дополнительных льгот, так как действующие являются не очень привлекательными.

1716982000154445294.jpg

Расшифровка выступления Руслана Блинова перед депутатами ЗакСобрания о ходе противопожарного сезона на территории Владимирской области.

da73e3c02caef48ea7fd2f5a0bd741d0.jpg

Руслан Блинов, первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Владимирской области:

  • Прежде, чем перейти к основным тезисам доклада, хотелось бы кратко остановиться на нормативном регулировании в Российской Федерации и Владимирской области.

  • Традиционно пожароопасный сезон начинается у нас с середины апреля. В этом году он установлен с 15 апреля и продолжается до середины октября, до 15 октября.

  • Дополнительно хочу отметить, что в связи с установлением 4 класса пожарной опасности на отдельных территориях Владимирской области со вчерашнего дня [29 мая] распоряжением органа исполнительной власти введен особый противопожарный режим, который требует принятия дополнительных мер и проведения определенной работы и накладывает определенные ограничения, как на юридических, так и на физических лиц.

  • Необходимо отметить, что в пожароопасный сезон увеличивается в целом рост пожаров, как в техносфере, так и в природной сфере. Уже прошло два года, как законодатель разделил природные пожары на лесные пожары и ландшафтные пожары.

  • Что касается лесных пожаров, определено, что это - пожары, происходящие в границах земель лесного фонда. Их тушение и профилактика осуществляется участниками лесных отношений. Лесной кодекс четко регламентирует, что эту работу организуют либо министерство лесного хозяйства Владимирской области, либо руководство федеральной особо охраняемой природной территории, либо региональной.

  • Тушением ландшафтных пожаров, как определил законодатель, занимаются, силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионов страны. У нас [во Владимирской области] в соответствии с вышеуказанными полномочиями и указом губернатора органом исполнительной власти, на который возложены организация и тушение ландшафтных пожаров является министерство региональной безопасности.

  • На сегодняшний день [на 30 мая] на территории области зафиксировано 1278 пожаров, в том числе 15 лесных на общей площади чуть более 4 гектаров - это нормальный показатель. С учетом температурных значений он не превышает показатель прошлого года, ну и площадь мы видим незначительную, что характеризуется достаточно хорошим реагированием [на возгорания].

  • Зарегистрированы также 184 пожара, связанных с горением сухой растительности. Сегодня они классифицируются как ландшафтные пожары.

  • Остальные пожары - это все техногенная сфера: 30% - автомобили, 30% - мусор, не более 7% - жилье. В принципе, показатели достаточно стабильные.

  • Что касается ландшафтных пожаров, которые нас больше всего интересуют, их максимальное количество возникло на территории Суздальского и Александровского районов и города Владимира. Всё, что касается областного центра - это зона ответственности Федеральной противопожарной службы, поэтому здесь останавливаться не буду.

  • Наибольшая площадь [ландшафтных] пожаров отмечалась в Кольчугинском и Александровском районах. В Кольчугинском более 33 гектаров суммарная площадь, в Александровском 20 гектаров. Практически во всех случаях были угрозы перехода на населенные пункты. К счастью, этого удалось избежать.

  • Необходимо отметить, что органы местного самоуправления и подразделения муниципальных звеньев единой государственной системы Владимирской области привлекались на 105 пожаров, то есть чуть более 59% от общего количества. Хороший ли это или плохой показатель - судите сами. Вместе с тем на тушение ландшафтных пожаров за границами населенных пунктов также приходилось привлекать подразделения Федеральной противопожарной службы в 80 случаях (45%), что для нас является чуть-чуть не функциональным и чуть-чуть не целевым [использованием], но вместе с тем реагирование производилось и ликвидация производилась - это статистика.

  • Непосредственно о подготовке [к пожароопасному сезону]. Традиционно в феврале-марте каждого года проходят заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством губернатора, где эти вопросы рассматриваются, утверждается план подготовки и утверждается план проверки территориальных звеньев РСЧС [Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций] Владимирской области, то есть муниципальных районов. Под координацией и управлением губернатора [Владимирской области Александра Авдеева] эти вопросы все были рассмотрены и утверждены.

  • Также ежегодно распоряжением главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору приходит поручение в МЧС проводить контрольно-надзорные мероприятия в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров, садоводческих и некоммерческих товариществ и учреждений детского [летнего] оздоровления.

  • Из 21 муниципального образования были проверены 16, из которых 2 оценены как готовые [к пожароопасному сезону] - Ковров и Петушинский район, 13 - как ограниченно готовые. Непроверенными на сегодняшний день остаются 5 муниципальных образований: округ Муром, [ЗАТО город] Радужный, Александровский, Кольчугинский и Юрьев-Польский районы. Ответственность [за устранение всех недостатков] возложена на МРБ [министерство региональной безопасности Владимирской области].

  • Кроме этого, проводятся внеплановые проверки населенных пунктов, садоводческих товариществ и детских оздоровительных организаций. Проверены все 384 населенных пункта, утвержденных распоряжением губернатора, 163 садоводческих некоммерческих товарищества, 27 учреждений летнего детского отдыха.

  • Что касается населенных пунктов, то число жителей, там зарегистрированных - более полумиллиона человек. В СНТ проживают в летний период более 10 тысяч человек. В учреждениях отдыха находятся вместе с персоналом более 7 тысяч человек. То есть цифра достаточно серьезная.

  • По результатам проведенных проверок выявлено достаточно большое количество нарушений - 888. Предписания вручены главам 61 муниципального образования и 13 председателям СНТ. Большая часть нарушений как раз касается тех факторов, которые являются одной из причин возникновения пожаров, то есть всё, что касается неубранного мусора, травы и так далее - это и есть горючая среда в будущем.

  • На сегодняшний день [30 мая] с нарушениями остаются 335 населенных пунктов, расположенных в 61 муниципальном образовании области. За выявленные нарушения составлен 61 протокол об административных правонарушениях, 7 - на юридических лиц, 54 - на должностных. Сумма наложенных штрафов составила более 400 тысяч рублей. Из 163 садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров, 120 проверяли совместно с органами прокуратуры. Также на сегодняшний день с нарушениями остаются 119 СНТ. Органами ГПН [государственного пожарного надзора] составлены 16 протоколов. Общая сумма наложенных штрафов составила более 60 тысяч рублей.

  • Необходимо остановиться на оздоровительной кампании 2024 года. Она находится на особом контроле. Помимо 27 стационарных загородных лагерей, на контроле находятся 343 лагеря дневного пребывания, 2 специализированных лагеря спортивного вида и 1 санаторно-оздоровительный. Все учреждения организуют летний детский отдых. Они все проверены органами государственного пожарного надзора.

  • Проблемы остаются в загородном лагере MCAMP (Мкэмп) на территории санатория в посёлке Сосновый бор Петушинского района. На данном объекте выявлено 7 нарушений требований пожарной безопасности. О выявленных нарушениях проинформированы органы прокуратуры Петушинского района, а также министерство образования и молодежной политики Владимирской области. В настоящее время готовится документ на согласование внепланового контрольно-надзорного мероприятия. Но несмотря на это, необходимо отметить, что заезд в выше указанный детский лагерь осуществлен 29 мая текущего года.

  • Кроме этого, на территории области 3 загородных лагеря и 51 учреждение образования не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, либо срок её эксплуатации превышает 10 лет.

  • Одним из важнейших вопросов защиты населенных пунктов от ландшафтного или лесного огня является восстановление минерализованных полос. Нельзя сказать, что их нет, но они должны ежегодно обновляться. На сегодняшний день на территории области из 873 километров обновлено только 648 из ранее созданных [минерализованных полос]. Фактически данная работа выполнена чуть более, чем на 74%. Остальные населенные пунктов на контроле. Мы за этим смотрим. Подчеркну, что соответствующие предписания и административные материалы на глав поселений составлены.

***

  • С начала противопожарного сезона органами надзорной деятельности МЧС к административной ответственности привлечены 135 нарушителей, в том числе 75 граждан, 51 должностное лицо и 1 индивидуальный предприниматель. Сумму штрафов озвучивать не буду. Возбуждены 57 административных расследований.

  • Органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по реализации областного административного законодательства в части выявления правонарушений, связанных с сжиганием сухой травы, а также содержанием территории за указанный период составлено всего 10 протоколов.

  • Государственными административными техническими инспекторами в соответствии с 7 статьей 7 закона области составлено 4 протокола.

  • Земельными инспекторами составлено 28 административных протоколов. Даже сумма нам показывает, что исходя из общего количества ландшафтных пожаров, вроде бы в цифровом выражении получается неплохо, но тем не менее у нас общее количество [ландшафтных пожаров] даже с учетом того, что эта весна была достаточно холодной, не уменьшается.

  • Лесными инспекторами за нарушение правил [противопожарной безопасности] составлены 6 протоколов.

  • Необходимо отметить, что основными силами реагирования на селе, помимо подразделений федеральной противопожарной службы, является добровольные пожарные дружины и команды. На сегодняшний день [во Владимирской области] зарегистрированы 97 организаций, создавших добровольные пожарные подразделения, 48 добровольных пожарных дружин [ДПД] численностью 359 человек, 49 добровольных пожарных команд [ДПК] численностью 223 человека - это реальные люди, которые реально реагируют [на возникновение пожаров] на селе.

  • С начала 2024 года добровольные подразделения применялись 47 раз. Самостоятельно ими потушены 4 пожара, 43 раза [они] привлекались в качестве дополнительных сил.

  • Необходимо отметить, что сопоставляя прикрытие территорий муниципальных районов Владимирской области всеми видами пожарной охраны, на сегодняшний день на 100% не прикрыт ни один муниципальный район.

  • Если брать село, в любом случае первыми реагирующими на возникновение пожаров будут те местные жители, либо те агропромышленные предприятия, либо те промышленные предприятия, которые находятся там. Без условий для создания ДПК, ДПД и без создания этих подразделений проблему прикрытий и проблему молниеносного реагирования на сегодняшний день не решить.

  • Один из подходов я вижу, и мы неоднократно предлагали это министерству региональной безопасности, это внесение изменений в областное законодательство, которое реализует меры по социальному, экономическому стимулированию деятельности добровольной пожарной охраны. На сегодняшний день у нас установлено 6 мер социальной поддержки. Например, компенсация расходов по оплате проезда к месту тушения пожара (такая вроде бы льгота, да?), оплата питания при тушении более 12 часов. Но вы сами понимаете, что мы не допускаем развития пожара [на такое длительное время], это единичные случаи в два-три — постучу -года. И ещё компенсируется использование личных средств связи и личного транспорта. Такие вроде бы льготы есть, если в графу, в колонку, но мы понимаем, что их не реализуешь. Только одна льгота - это личное страхование - она как бы работает.

  • Мы предлагаем вернуться все-таки к вопросу внесения изменений в законодательство. Необходимо снизить на 50% или на сколько-то транспортный налог. Можно рассмотреть компенсацию расходов по оплате коммунальных платежей, освобождение от налогов на имущество, предоставлением детям работников или сотрудников ДПД и ДПК дополнительных льгот и так далее.

Ольга Хохлова, председатель ЗакСобрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):

  • Вопросы очень важные. Мы в рабочем порядке с вами проговорим вопросы, которые вы обозначили, и, может быть, поработаем с нашими профильными комитетами. Спасибо большое за доклад. Вам успехов в работе и поменьше пожаров.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.