Отдых по карману

Стоит ли уже сейчас резервировать летние туры, и куда выгоднее съездить отдохнуть в этом году? Руководители владимирских турагентств рассказали о самочувствии туристического рынка в неспокойные экономические времена
Новости Автор: 4 февраля 2015, 09:01 34 6836

Конец января-начало февраля - время традиционного затишья на туристическом рынке. Новогодние каникулы уже позади, а пора активных продаж на летний отдых еще не наступила. Тем не менее, именно сейчас люди начинают задумываться о летнем отдыхе - присматриваться и прицениваться, а зачастую и делать раннее бронирование понравившихся туров.

Руководители двух владимирских турагентств «ВИП-ТУР» и «МАЙ-ТУР» Татьяна Пикунова и Михаил Бабаев рассказали Зебра ТВ о том, как себя чувствует туристический рынок во Владимирской области, по мнению многих экспертов, одним из первых попавший под удар кризиса, в преддверии летнего «горячего» сезона.

«Вчера, например, было три брони по раннему бронированию. Вообще, это редкость. В прошлом году было в разы больше», - говорит Михаил Бабаев. Михаил считает отправной точкой «кризиса» - момент, когда продажи туров фактически встали - ноябрь прошлого года. «До этого еще хоть какое-то шевеление было», - продолжает Михаил. Тем не менее, говорить о новых «отпускных ценниках» Михаил пока не готов: «Сейчас еще только прилетают первые ценовые ласточки».

По словам Татьяны Пикуновой, судить о будущем туристическом сезоне по продажам в конце зимы точно не стоит. «Сейчас мы только формируем предложения. Но продажи точно будут, с некоторым клиентами мы уже подобрали туры». Татьяна относится к происходящему в отечественной экономике более оптимистично. «Конечно, ситуация, в принципе, такая, что мы не знаем, что будет дальше. Но туристический рынок пока никаких потрясений не ожидает. Понятно, что курс условной единицы растет. Но при этом цена на туры либо остается прежней, либо растет незначительно. А где-то мы наоборот наблюдаем снижение стоимости. Цепочка оператор-отель-перевозчик заинтересована в сохранении турпотока, и поэтому люди приходят к какому-то совместному соглашению, чтобы где-то на тех или иных этапах минимизировать общую стоимость турпродукта», - говорит Пикунова.

Оба руководителя турагентств сходятся в одном: в ближайшее время точно упадут продажи туров в Европу - ни у той, ни у другой фирмы к настоящему времени нет ни одного раннего бронирования. По словам Пикуновой, вопрос даже не в стоимости самой путевки в страны ЕС, а в той сумме денег, которую отдыхающим теперь будет необходимо прихватить с собой. По словам участников туристического рынка, итоги новогодних праздников показали, что горнолыжную Европу россияне с готовностью променяли на отечественные зимние курорты, например, Красную Поляну. Вероятно, часть европейски ориентированных туристов решит отдохнуть на территории России и в летний период.

  • Просела Европа, Прибалтика, горнолыжная Европа
  • И даже не столько из-за стоимости тура, сколько из-за того, что теперь нужно привезти с собой на те же самые услуги совсем другую сумму денег
  • То есть, теперь люди, подсчитывая свои расходы, которые нужно заложить в бюджет на траты там, на месте — они, конечно, выросли
  • Если Европа, которая и так для большинства туристов со средним уровнем была дороговата, теперь из-за изменения курса стала недоступна
  • Я думаю, что сейчас будет выжидательная политика
  • Что касается экскурсионной и горнолыжной Европы.. Горнолыжники будут, наверное, переориентироваться на наше направление. А если говорить про экскурсионные туры по Европе, то неплохая ниша - Беларусь и туры по России
  • Сколько стоит килограмм яблок, будет ли комфортным переезд, что будет с железнодорожным и авиасообщением
  • После этого примем решение о том, чтобы людям это массово предлагать

А вот в оценке качества отечественных предложений мнение Татьяны Пикуновой и Михаила Бабаева расходятся. По словам Бабаева, руководство отечественных отелей при небольшом желании улучшать сервис, выкатило туроператорам «в предвкушении большого куша» нереально высокие ценники. А Пикунова утверждает, что на собственном опыте убедилась: отечественная туриндустрия начала менять лицо. Тем не менее, Татьяна пока проявляет осторожность по поводу продаж туров в Крым. По ее мнению, для того, чтобы открыть «крымский сезон», ее фирме необходимо вначале уяснить для себя целый ряд вопросов, а сотрудникам — самостоятельно походить ножками по приобретенному недавно полуострову.

Татьяна Пикунова

  • Люди больше стали обращаться за турами, и смотреть варианты отдыха внутри своей страны
  • Что-то мы не могли до наших туристов очень долго донести: где-то не было такой структуры — комфортную, соответствующую международному уровню; что-то в принципе не рассматривалось, потому что не на слуху было
  • А сейчас пересмотрели все эти направления. Мы сами выезжали в рекламные туры. И даже для себя сделали массу интересных открытий
  • Первое, что радует — это Сочи. Радует и структура, которую город имеет после Олимпиады. И радует ценовая политика. Это касается как горнолыжных туров, так и летних туров на раннее бронирование
  • На этот рынок вышли крупные операторы, которые взяли гигантские блоки в отелях, и, соответственно, они имеют стоимость ниже, чем если турист будет покупать индивидуально у самого отеля напрямую
  • Я сама лично, конечно, это проверила. Потому что я сама, кроме того, что руководитель агентства, еще и турист с достаточно большой семьей, которая выезжает вся вместе
  • Для меня важна ценовая политика, как одно из важных условий при выборе тура. Цена у туроператора оказалась ниже, чем в отеле, да еще и с полным пакетом питания
  • И самым главным нововведением этого года будет лояльная политика аннуляции. То есть, я не боялась планировать этот тур заблаговременно, потому что в правилах по аннуляции было написано, что я могу это сделать в любой момент без фактически понесенных затрат
  • Наконец-то, мы пришли к тому варианту, как это принято в очень многих отелях Европы

Михаил Бабаев:

  • Выбирают из Краснодарского края и из Крыма, если это море
  • На данный момент российский сектор - это примерно 95%. А до кризиса примерно 10% ездили по России и 90% пользовались путевками за границу
  • Летом посмотрим. Я думаю, будет где-то 50 на 50.

Татьяна Пикунова:

  • С Крымом наше агентство приняло решение пока сами не посмотрим — не начинать продаж
  • Мы посмотрели сами Сочи, Казань, другие регионы — у нас пошли продажи. Потому что мы людям можем рассказать на нашем опыте
  • Мы Крым обязательно посмотрим — планируем это сделать уже этим летом, это будет большой тур
  • Мы смотрели Крым, когда он принадлежал Украине, но сейчас будет немножечко не то, другая ценовая политика

Разнятся мнения участников рынка и по поводу того, стоит ли российским туристам беспокоиться об уже заявленном ужесточении визового режима со странами ЕС. Михаил Бабаев прогнозирует, что необходимость ехать в посольство, для того, чтобы самостоятельно пройти дактилоскопию, будут готовы далеко не все его клиенты. А Татьяна Пикунова отмечает, что пока еще «оставлять пальчики» никто никого не заставляет.

Михаил Бабаев:

  • С середины лета обещают ввести дактилоскопию на шенгенские визы.
  • Конечно, это будет очень неудобно. Те люди, которые могут приехать в посольство сами и пройти процедуру дактилоскопию — пожалуйста.
  • И, конечно же, часть клиентов переориентируется на страны с легким визовым режимом

Татьяна Пикунова:

  • Есть даже какие-то положительные моменты. Потому что сейчас, получая какие-то документы даже под туристические визы, туристу с хорошей визовой историей, выезжающему за границу на день-на два, посольство гораздо чаще дает визу на год или два.
  • Мне кажется, это, наоборот, положительная тенденция
  • А про биометрию, ужесточение сроков, требование дополнительных документов — пока ничего этого нет. Пока все так, как и было

На что точно не упадет спрос - так это на экзотику. Дорогие единичные туры (от 500 тысяч рублей) есть у турфирм и в разгар кризиса. А вот рассчитывать на то, что российскую экзотику в связи с сокращением выездного туризма будут в ближайшее время разбирать, как горячие пирожки, вряд ли стоит. «Есть, например, Камчатка. Но это очень дорого. Один перелет туда стоит как два-три в Европу. Для авиакомпании без разницы куда летать, если никто это не дотирует, то цена билета очень приличная», - говорит Михаил Бабаев.

Вероятнее всего, основной поток владимирских туристов во время летнего сезона переориентируется на традиционные Турцию и Египет. По мнению Михаил Бабаева, турист также облюбует вроде бы европейскую, но более бюджетную Болгарию. Татьяна же делает ставку на Белоруссию.

  • Однозначно в плюсе окажутся те, кто к нам ближе, и те, у кого более лояльная ценовая политика
  • Санатории Белоруссии, экскурсионные туры по Белоруссии, невысокая стоимость железнодорожного проезда, отсутствие каких-то визовых формальностей
  • И, наверное, Азия. Потому что спрос на Индию, на Вьетнам вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
  • Китай - нет. Потому что Китай подорожал внутри Китая. Те туристы, которые из года в год путешествуют в Китай, отмечают, что цены выросли значительно. Это, соответственно, сказывается на том, что подорожала средняя порция, экскурсионка, покупки
  • Это связано с тем, что минимальный прожиточный уровень жизни в Китае вырос. Соответственно, выросли цены на все. Это даже не с нашей ситуацией связано
  • И меньше стал спрос на Арабские Эмираты
  • Наверное, это связано с тем, что в эту страну в основном ехали туристы сочетать приятное с полезным: можно прикупить шубку, аппаратуру, еще что-то
  • Сейчас, когда люди понимают, что эта шубка подорожала в раз, как минимум, дорогой элитный парфюм подорожал, подорожали часы, золото-бриллианты, соответственно, и спрос на Арабские Эмираты спал
  • Вырос, конечно, спрос на Египет - то, что было традиционно недорого. Плюс египтяне отменили для нас до конца апреля визу — пусть это небольшая сумма, но даже 25 долларов для семьи из четырех человек - это 100 долларов экономии
  • В Египте вырос уровень сервиса - это отмечают все туристы
  • У них полтора или два года был спад колоссальный, отели стояли полупустые. Сейчас, когда многие направления для россиян оказались менее привлекательны, мы опять повернулись к этому направлению. Их политическая ситуация немножечко устаканилась

Но самые большие надежды руководители турфирм традиционно возлагают на Турцию. По словам Пикуновой, сейчас эта страна делает лучшие предложения в соотношении цена-качество: турки уже с готовностью даже падают в цене. Правда, Бабаев уточняет: падению цен, вероятно, будет сопутствовать ухудшение сервиса: что называется, дешево и сердито.

Татьяна Пикунова:

  • Турция - то направление, за которое каждое агентство, наверное, больше всего переживает
  • Потому что там всегда оптимальное соотношение было цена-качество. Потому что Средиземное море хорошо прогревается, практически отсутствие языкового барьера и продуманный до мелочей сервис для любых категорий туристов
  • Что радует? Система раннего бронирования в этом году на очень лояльных условиях. То есть, уже не просят 100% оплату, как это было в предыдущие годы. Плюс у многих операторов лояльные системы отмены

Михаил Бабаев:

  • Турки, скорее всего, на 30-40% снизят цены в этом году, говорю с полной уверенностью. Но это в долларовом эквиваленте. А в рублях это будет все-равно дороже
  • Турция будет, скорее всего, «гореть» по всем направлениям. Европейцы с большой вероятностью откажутся от поездок в Египет и в Турцию после терактов. Они боязливые и поедут в ту же Грецию, Испанию. И тех цен, что были в Грецию и Испанию в прошлом-позапрошлом году, думаю, что уже не будет таких горящих туров
  • А Турция с Египтом будут гореть, и из «заграницы» это будут, наверное, самые приемлемые варианты
  • Тот отель, что стоил раньше 200 долларов, сейчас может продаваться и за 100-150. Но при этом качество обслуживания будет ниже
  • Мы в декабре были в Турции, общались с представителем одной крупной турецкой сети — он признавался, что для того, чтобы совсем не потерять российский рынок, придется очень сильно снижать цены. Но он заранее предупреждает, что будет снижено и качество. Потому что иначе невозможно

«Если бы путевку покупал я лично, я бы подождал. Я думаю, что цена туров будет понижаться, а увеличиваться она будет вряд ли. Разница только в том, что рубль опять может упасть, а доллар-евро вырасти. Но если у вас сбережения в валюте, то проблем никаких. В долларовом эквиваленте цена-то уже точно не вырастет», - резюмирует Михаил Бабаев.