Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) Светлана Мельникова заявила, что старается передвигаться по городу Владимиру в вечернее время таким образом, чтобы не видеть подсвеченного здания Владимирской городской клинической больницы скорой помощи (БСП - Красный крест). Об этом она заявила на пресс-конференции, посвящённой международному Дню памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля.
Светлана Мельникова считает, что подсветка Красного креста уничтожает архитектуру памятника, построенного в псевдорусском стиле.
Подсвеченная часть исторического корпуса выходит на Лыбедскую магистраль. За иллюминацию, которая действует с середины лета 2017 года, бюджет Владимирской области заплатил около 1 миллиона рублей; всего же на реставрацию этого корпуса Красного креста было выделено 40 миллионов.
Светлана Мельникова вспомнила о подсветке БСП, отвечая на вопрос о том, планирует ли музей-заповедник заказать новый проект освещения Золотых ворот в городе Владимире при реставрации этого памятника архитектуры. Она заявила, что сначала надо привести сам объект в порядок, и уже потом подсвечивать. При этом Мельникова добавила, что такой иллюминации, как на Красном кресте, ВСМЗ никогда себе не позволит.
Подчеркнём, что решение об установке подсветки на больнице Красный крест в городе Владимире принималось властями Владимирской области, так как это учреждение подведомственно региональному департаменту здравоохранения.
Вместе с тем, от Светланы Мельниковой досталось и властям города Владимира — за инсталляцию «Я люблю Владимир» на Соборной площади, которую она назвала кошмаром. По мнению руководителя главного музея Владимирской области, в городе Владимире нет ни одного места, на котором можно было бы установить эту надпись, к которой имеют претензии и органы госвласти. Но сити-менеджер города Владимира Андрей Шохин заявляет, что мэрия самостоятельно инсталляцию убирать с Соборной площади не будет, и лично ему надпись с сердечком нравится.
Светлана Мельникова напомнила, что пространство перед Успенским собором, трогать вообще нельзя:
Вопрос:
- В процессе реставрации будете ли вы рассматривать вопрос установки новой подсветки Золотых ворот, потому что старая система, которая есть...
Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
-
Старая подсветка не выдерживает никакой критики. Я очень хорошо помню, она была выполнена Казанской организацией. Мы выполнили проект по подсветке Золотых ворот — он был ещё при мне чуть ли не в 2015 году году
-
В конце 2015 года этот проект был выполнен, работа тогда оценивалась в 11 миллионов рублей
-
Сейчас этот проект придётся корректировать, потому что я думаю, что за это время и цена светильников изменилась, наверное, что-то ещё изменилось
-
Я одно могу сказать: мы деньги [на новую подсветку Золотых ворот] просим постоянно. Конечно, хотелось бы подсветку поменять, но мне вот кажется, что, прежде, чем менять подсветку, всё-таки сначала надо реставрировать памятник
-
Конечно, подсветка делает волшебные вещи; иногда можно подсветить так, что зачем реставрировать? И такое знаем — фильтры ставятся, определённые лампы есть галогеновые, и так далее. Но зачем себя обманывать? Сначала памятник надо отреставрировать
-
И сразу хочу сказать, что эта подсветка — архитектурная, такая, какая должна быть. Такой подсветки, как на здании нашей больницы Красного Креста, музей-заповедник никогда себе не позволит
-
Я не знаю, как вы относитесь к этой подсветке, но я стараюсь уже ездить по городу так вечером, чтобы мимо Красного Креста не проезжать
Вопрос:
- Она, что? Прямо такая плохая? Почему она вам не нравится?
Светлана Мельникова:
- Я считаю, что она уничтожает красоту этого удивительного памятника, построенного на рубеже веков в псевдорусском стиле. Для меня это — новогодняя ёлка
Вопрос:
- Никакой разницы между [подсвеченным] памятником [архитектуры] и новогодней ёлкой вы не видите?
Светлана Мельникова:
-
Нет. Для меня это — новогодняя ёлка разукрашенная
-
Я считаю, что эта подсветка убила архитектуру этого памятника. Вот это — моё отношение к этой подсветке
Вопрос:
- А вы кого-нибудь информировали об этом, например, [главу администрации города Владимира] Шохина Андрея Станиславовича?
Светлана Мельникова:
-
Я приехала [во Владимир после двух с половиной лет работы в Крыму] и увидела законченную работу [по подсветке здания Красного креста]
-
Как я [теперь кого бы то ни было] проинформирую?
-
Вот посмотрите: это - церковь Бориса и Глеба [в Кидекше]. Видите источники света? Штанги? Вы их почти не видите. Видите, в уголочках они? Вот они равномерно заливают светом памятник — без теней
-
Я ещё могу понять такую подсветку, допустим, мы берём памятник архитектуры, выполненный в стиле классицизма, когда нужно выделить колонны, показать задумку архитектора — понимаю. Но то, что выполнено на здании Красного Креста, я не хочу давать оценок, потому что они будут очень плохие
Вопрос:
- Но вы их уже в принципе дали...
Светлана Мельникова:
- Да
Вопрос:
- А вы высказывали свою точку зрения [властям] - всегда ведь можно что-то переделать... Хотя я понимаю, там есть риск [нарваться на вопросы со стороны компетентных органов:] «Ребята, а зачем вы тратили [столько денег, чтобы сейчас всё переделывать]»?
Светлана Мельникова:
-
У меня личной встречи с Андреем Станиславовичем [Шохиным] на эту тему пока не было — по телефону мы общались
-
Вот смотрите: потрачены деньги, выполнен контракт. Вы верите, что только что выполненный контракт будут переделывать?
Вопрос:
- Я понял, сразу у кого-то возникнут вопросы [по расходованию бюджетных средств]
Светлана Мельникова:
- Да
Вопрос:
- Тогда другой вопрос. Многие люди говорят, что вот Соборная площадь... Вот почему-то даже в богоборческие времена, советские, ребята оставили вот эту лужайку [перед Успенским собором] не застроенной...
Светлана Мельникова:
- Эту эспланаду трогать вообще нельзя!
Вопрос:
- Вот эта надпись - «Я люблю Владимир» - это что?
Светлана Мельникова:
- Это кошмар! Это кошмар! Это надо очень не любить свои корни; это надо очень не любить архитектуру и красоту того места, где ты живёшь, чтобы поставить вот это вот
Вопрос:
- В город Владимире есть несколько въездов - на каком из въездов эту надпись - «Я люблю Владимир» - можно было бы поставить без ущерба для профиля, [который открывается,] когда человек подъезжает к городу Владимиру?
Светлана Мельникова:
-
Вы знаете, я вам отвечу так, как вам, может быть, не понравится: я бы нигде не ставила такую надпись
-
Я только что приехала из Кемерово, там был культурный форум Донбасса...
Вопрос:
- Кузбасса?
Светлана Мельникова:
-
Кузбасса! Извините, Донбасс — память сердца; Кузбасс у меня... Ну, два ночных перелёта из Кемерово в Севастополь, извините. Я полетела туда ночным рейсом, в 10 вечера. Соответственно, часовой пояс, четыре часа разница. Я приехала в этот город в 6 часов утра, уже светало. Меня повезли в гостиницу
-
Казалось бы, памятников архитектуры [в Кемерово] - нет; каких-то величественных зданий особой красоты — нет; но мне даже не надо надписи, для того, чтобы понять, что люди, которые там живут, очень любят этот город
-
Как это чувство родилось? Элементарно: такой чистоты, такой ухоженности, такой ровности подстриженных вовремя деревьев, идеального состояния урн — покрашенных и деликатно поставленных вдоль улицы — я нигде не видела. И мне не нужна здесь надпись «Я люблю Кемерово» - я просто знаю и вижу, что Кемерово любят
-
А что вы думаете о национальном проекте «Культура»? Вот ваше мнение?
Светлана Мельникова:
- О чём?
Вопрос:
- О национальном проекте «Культура»
Светлана Мельникова:
- Ну, ребята...
Вопрос:
- Поможет ли он исправить все проблемы, которые у нас сейчас есть?
Светлана Мельникова:
-
Все проблемы решить невозможно
-
Я только благодарна судьбе, что мы дошли до такого времени, что слово «культура» стало звучать раньше, чем слово «экономика». Стало понятно, от культуры зависит практически всё
-
И если вырастут детки, которые поймут, что это ужасно, когда на эспланаде, ведущей к Успенскому собору XII века, стоит «красота» - «Я люблю Владимир» - и что это плохо и некрасиво, значит культура выполнила свою функцию.