Институт археологии Российской Академии Наук отчитался о результатах раскопок в Суздальском Ополье на территории Владимирской и Ивановской областей. Находки археологов под Суздалем показали, что Северо-Восточная Русь в X-XI веке была оживленным торговым и культурным перекрестком Византии и Ближнего Востока, сообщает пресс-служба Института.
В ходе раскопок учёные нашли артефакты со всех концов тогдашней Ойкумены – из Византии, с арабского Востока, с Поволжья.
Суздальское Ополье — это обширное плато с невысокими холмами на территории современных Владимирской и Ивановской областей, в Средние века было «ядром» Владимиро-Суздальской Руси.
В середине XIX века раскопки на этой территории вел граф Алексей Уваров. А с 2011 года ученые Института археологии ведут работы на крупном могильнике Шекшово, одном из немногих, где удалось найти погребения, не затронутые Уваровым.
Современные раскопки осложняются тем, что если в 1852 году здесь насчитывалось 244 кургана, то сегодня это пахотное поле без каких-либо следов курганных насыпей. Ученым приходится применять самые современные геофизические методы, чтобы находить «невидимые» ныне некрополи.
Основания курганов ученые находят с помощью электротомографической съёмки. В минувшем году в могильнике Шекшово археологам удалось найти ритуальную глиняную лапу бобра и глиняное кольцо.
Летом 2017 года с помощью электротомографии ученые обнаружили основания пяти курганов, два из них попали в зону раскопок общей площадью около 600 квадратных метров. Всего в этой зоне нашли 4 погребения, одно из которых относится к уничтоженному кургану, а три оказались «бескурганными».
В одном таком «бескурганном» погребении и нашли суздальскую «модницу» - женщину 20-29 лет, в могиле которой нашли суммарно 140 предметов — украшений и деталей одежды.
«Её убор состоял из проволочных височных колец, ожерелья из стеклянных бус и бисера с тремя подвесками из монет, подковообразной фибулы, двух браслетов, серебряного, бронзового и стеклянного перстней. За головой погребенной была массивная треугольная подвеска с привесками.
У колен находились две арочных подвески с волютами, у стоп – прямоугольные пластинчатые подвески с привесками, судя по их положению, – украшения обуви. В костюме погребенной сочетаются украшения финских и славянских типов», - описывает захоронение пресс-служба Института археологии.
Примечательно, что из трёх монет в ожерелье две – восточные (серебряные «брактеаты», монеты с чеканкой на одной стороне, подражания саманидским дирхемам Насра бен Ахмада, получившие распространение во второй половине X века), и одна – византийская (серебряный милиарисий императора Константина VII Багрянородного и его сына и соправителя Романа II). Византийская монета была центральной в ожерелье.
Здесь же, на раскопках в Шекшово, ученые нашли погребение 20-25-летнего молодого человека с «оболом мертвых» - «пошлиной» для проводника души в загробном мире. В его могиле обнаружилась половинка арабского дирхема конца X века без ушка и подвешивания монеты в качестве украшения — она и была «платой за проезд». Это подтверждает, что на Северо-Востоке Руси в конце X - начале XI века существовал обычай давать погребенному монеты для «оплаты» перехода в загробный мир.