Тенденция на избавление от «избыточного трудового ресурса»

В 2018 году крупные промышленные предприятия и организации Владимирской области массово сокращали сотрудников. В результате такой «оптимизации» без работы остались более 2,5 тысяч человек
Новости Автор: 8 января 2019, 17:30 30 8599

2018 год во Владимирской области прошел под знаком массовых увольнений людей с крупных промышленных предприятий, многие из которых ранее носили статус «градообразующие». По данным департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области, предоставленные по запросу Зебра ТВ, с начала 2018 года на 55 предприятиях региона сократили 2 тысячи 618 человек.

6 предприятий и организаций Владимирской области в 2018 году заявили о своей ликвидации в областную службу занятости. Высвобождение персонала произошло на ОАО «Завод «Автоприбор», «Владимирском моторо-тракторном заводе», в торговой сети «АМБИ» и транспортной компании «БигАвтоТранс».

АВТОПРИБОР

По данным службы занятости Владимирской области, с некогда крупнейшего завода города Владимира «Автоприбор» с конца июля до конца ноября 2018 года высвободили 900 человек, 770 из них трудоустроили в новое предприятие, образованное на базе «Автоприбора». 127 бывших автоприборовцев обратились в центры занятости, хотя половина сокращенных работников – пенсионеры. Работу нашли только 52 человека – их устроили на «Владимирпассажиртранс», «Владимирский завод "Электроприбор", "КИТ-Клининг", ООО "Бакулин Моторс Групп" и в другие организации.

Напомним, в конце мая 2018 года 5-летняя процедура банкротства ОАО «Завод «Автоприбор» подошла к финалу. Процедура длилась с 2012 года, для сохранения кадров владельцы учредили ООО «Завод Автоприбор», у которого также начались серьезные проблемы.

22 мая 2018 года 900 сотрудников предприятия в одночасье остались без работы, до этого в течение 2 месяцев работников завода частично отправляли на простой. После вмешательства губернатора Владимирской области Светланы Орловой ликвидацию предприятия отсрочили на 2 месяца.

По истечение этого срока, как раз накануне губернаторских выборов, власти 33 региона нашли столичного инвестора, который выкупил мощности и создал на базе «Автоприбора» новое предприятие - ООО «Научно-производственный комплекс «Автоприбор». Туда и устроили на работу большинство сотрудников старого завода. Единственным учредителем ООО «НПК «Автоприбор» с уставным капиталом в 10 миллионов рублей стала московская фирма ООО «Сота».

IMG_9767.jpg
IMG_9751.jpg
IMG_4126.JPG

В сентябре 2018 года руководство новой компании отчитывалось об итогах первого месяца работы и планах инвесторов по расширению производственных линий. До конца сентября инвестор планировал вложить в возрождение производства 150 миллионов рублей. Всего за месяц работы новое предприятие успело заработать более 100 миллионов рублей и сэкономить на энергосберегающих технологиях почти 500 тысяч рублей.

Тогда же на предприятии заявили и о планируемом увеличении численности сотрудников до 1100 человек при условии расширения производства. Однако в середине ноября стало ясно, что планы инвестора остались только на бумаге: по результатам аудита, собственник пришел к выводу, что объем продаж продукции несовместим с имеющимся числом сотрудников, которое к тому моменту достигало 916 человек.

Почти сотню уволенных заводских специалистов новое руководство назвало «избыточным трудовым ресурсом» и охарактеризовало свои действия не как «массовые увольнения», а как плановое сокращение. Рабочие связали увольнения с тем, что перед новыми властями Владимирской области у собственников «Автоприбора» никаких обязательств нет.

Генеральный директор ООО НПК «Автоприбор» Иннесса Хорошаева признала, что не может дать гарантии, что через какое-то время на «Автоприборе» не будет уволено еще 100-200 человек в рамках модернизации предприятия. Однако в компании не исключили, что при возможном увеличении объемов производства, уволенные сотрудники смогут вернуться на рабочие места.

Увольнение сотрудников крупного промышленного предприятия не осталось незамеченным: владимирские «Коммунисты России» провели политический перформанс «Похороны «Автоприбора». У главной заводской проходной активисты забили гвозди в крышку гроба с символикой предприятия.

IMG-2140.jpg

ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД

20 июля 2018 года прекратил свою работу «Владимирский моторо-тракторный завод» (структурное подразделение чебоксарского концерна «Тракторные заводы» ПАО «Промтрактор»), которым управляет в большей степени «Внешэкономбанк», являющийся основным владельцем.

«Владимирский тракторный завод» лихорадило последние несколько лет. Поначалу «Тракторный» фигурировал в нескольких уголовных делах о невыплате сотрудникам заработной платы, долги предприятия перед налоговой и работниками исчислялись десятками миллионов рублей. Однако каждый раз уголовное преследование прекращалось - завод выплачивал долги. В сентябре 2017 года работники из-за задержки и невыплаты заработной платы даже объявляли забастовку.

В октябре 2017 года «Внешэкономбанк» подал иск о банкротстве концерна «Тракторные заводы», в который входил и ВМТЗ. На федеральном уровне было принято решение провести оздоровление проблемных активов концерна, передав их в управление госкорпорации «Ростех». Специалисты госкорпорации оценили состояние тракторного завода во Владимире, как «крайне тяжелое» из-за растущей кредиторской задолженности и долгов перед сотрудниками, но намеревались сохранить производство и рабочие места.

«Ростех» планировал передать частному инвестору - машиностроительному холдингу «Транспортные компоненты» - за символические деньги для финансового оздоровления часть гражданских предприятий, в том числе и тракторный завод в городе Владимире. Однако в апреле 2018 года работники завода, которые на тот момент уже были трудоустроены в чебоксарский ОАО «Промтрактор», получили устные уведомления о грядущем сокращении.

В июле 2018 года с ВМТЗ уволили 300 последних сотрудников, которые напоследок устроили стихийный митинг перед заводской проходной, в котором поучаствовали представители политических партий. По информации областного «трудового» департамента, из 302 уволенных сотрудников в центры занятости пришли 287 человек, половина из которых уже на пенсии. 120 бывших тракторозаводчан трудоустроили на «Электроприбор», «НПО "Вояж"», «Завод "Автоприбор"» и в другие организации.

IMG_6990.jpg
IMG_6984.jpg
IMG_6975.jpg

В августе 2018 года «Ростех» заявил о намерении возродить «Владимирский моторо-тракторный завод» в рамках заказа на сборку чешских тракторов, к выполнению которого приступил «Ковровский электро-механический завод». Уволенных сотрудников стали набирать обратно на производство для подготовительных работ – уборки помещений и ревизии оборудования. Планировалось, что владимирский тракторный завод будет собирать для КЭМЗа дизельные двигатели для тракторной техники тягового класса 1,4 в рамках локализации производства.

Тогда же губернатор Светлана Орлова посулила большое будущее «спящим» промышленным гигантам. В конце августа делегация руководства «Промтрактора» посетила ВМТЗ, чтобы изучить возможности перезапуска производства и оценить его экономическую эффективность.

В начале сентября стало известно, что на новое предприятие, организованное на базе бывшего ВМТЗ, приняли на работу всего 9 человек, занимающихся консервацией здания и приведением в порядок заводской территории, хотя в перспективе на предприятие планировали трудоустроить 300 бывших сотрудников.

ТОЧМАШ

В январе 2018 года о высвобождении сотрудников заявило «ВПО «Точмаш», входящее в структуру «ТВЭЛ» Росатома. Речь шла о тех работниках, которые не согласились на перевод на «Ковровский механический завод» в рамках выведения производства газовых центрифуг в город Ковров. В город оружейников из столицы Владимирской области перевели производство изделий спецназначения и всей механики.

IMG_8533.JPG
IMG_8536.JPG
IMG_9356.jpg
IMG_9313.jpg

Работники, которые выступали против объединения «Точмаша» во Владимире и КМЗ в Коврове даже писали петицию областным властям. Обеспокоенные точмашевцы не преминули напомнить, что в 2014 году в Ковров из Владимира и так уже перевели самые прибыльные производства, в результате чего около 700 владимирцев остались без работы. Точмашевцы указывали и на то, что в конце 2017 года сокращение рабочей недели на «Точмаше» директорат предприятия назвал вынужденной мерой, связанной «с особенностями производства при неравномерном объеме заказов по году» и стремлением сохранить рабочие места. При этом говорилось, что сокращений на заводе нет.

Губернатор Орлова успокаивала, что ситуация на предприятии стабильная: «ничего не закрылось, все работает».

К началу 2018 года на «Точмаше» работали 1200 человек. По оценкам руководства, для работы на производстве во Владимире требовалось не больше 270 человек, для работы по сборке необходимо было минимум 350 сотрудников. То есть, с апреля около 600 точмашевцев должны были потерять работу. Впрочем, руководство завода не исключало, что людей удастся пристроить на работу к инвесторам, которые расположили производства на площадях «Точмаша». К примеру, на освободившихся площадях владимирского завода «Точмаш» 14 ноября 2017 года открыли первую очередь фабрики по производству корпусной мебели «Солвис» группы компаний «Аскона».

Меры поддержки, которые предлагали сокращенным, руководство предприятия называло беспрецедентными: при увольнении «по собственному» или «по соглашению сторон» людям обещали выплатить в среднем 120 тысяч рублей компенсации, правда, в зависимости от квалификации, наград и опыта.

К концу мая 2018 года стало известно, какими «пряниками» заманивали владимирцев на производство замкнутого цикла в город Ковров, которое после компактизации расположилось всего в одном цеху вместо семи. Работникам обещали решение вопросов с транспортом и жильем, повышение зарплаты, устройство детей в ковровские садики и школы и трудоустройство родных. На тот момент в Коврове на указанных условиях согласились работать 130 владимирцев, а число тех, кто окончательно решил порвать отношения с «Точмашем», достигло 40 человек. Ну а по данным департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области, с предприятия с июня 2018 до конца января 2019 года уволили 73 человека.

В июле 2018 года владимирское руководство «Точмаша» заявило о намерении в течение двух лет переформатировать огромные производственные площади в технопарк, чтобы избавиться от убытков из-за простаивающих корпусов и пустующих площадей предприятия. До этого дирекция завода выставила на продажу за 2 миллиарда рублей комплекс зданий и сооружений производственно-складского и офисного назначения общей площадью около 380 тысяч квадратных метров на 11 земельных участках площадью 57 гектаров. На предприятии заявляли, что производство на заводе «Точмаш» занимает 30 тысяч квадратных метров. А около 100 тысяч «квадратов» собственники готовы отдать инвесторам.

БИГАВТОТРАНС

foto_BIGwork.jpg

С осени 2018 года с сотрудниками прощается некогда крупнейший перевозчик на рынке общественного транспорта города Владимира — компания «БигАвтоТранс». Руководство заявило о сокращении 120 сотрудников в связи с уходом с рынка городских автобусных перевозок.

В октябре 2018 года водители «БигАвтоТранса» протестовали против лишения их месячных премий и получения на руки голых окладов: сотрудники отказались выводить на линии автобусы №№ 25, 26, 28 и 11, спровоцировав в столице Владимирской области небольшой транспортный коллапс.

После проверки, которую провела Государственная трудовая инспекция, работникам, устроившим забастовку, обещали выплатить всю сумму с учетом премиальных начислений. Ну а через месяц стало известно, что автобусным забастовщикам объявили выговор за нарушение трудовой дисциплины, который, впрочем, прокуратура признала незаконным.

С 1 ноября и до середины декабря не уволившихся «по собственному желанию» сотрудников «БигАвтоТранс» отправили на простой: люди должны были с 9 часов утра до 18 часов вечера безвылазно находиться в помещении актового зала административного корпуса ООО «БигАвтоТранса».

По информации «трудового» департамента Владимирской области, с 15 августа с предприятия уволили 237 человек и по собственному желанию, и по соглашению сторон, только двое человек уволены по сокращению численности. В декабре 2018 года еще 70 человек ушли из компании-перевозчика. Работники, уволенные из «БигАвтоТранс Плюс», трудоустроились к другим владимирским перевозчикам. Так окончилась история некогда лучшего и крупнейшего перевозчика города Владимира.

КВАРТАЛ

XIII-8089.jpg

В середине ноября 2018 года во Владимирской области со скандалом закрылась торговая сеть «Амбитус». Из 21 магазина «Квартал» и «Амби» во Владимире, Муроме, Коврове и Суздале уволили 476 человек. Бывшие работники заявляли, что руководство не сокращает их по закону с выплатой всех положенных пособий, а вынуждает уволиться или уйти в ежегодные или неоплачиваемые отпуска.

Позже руководство торговой сети объяснило ликвидацию региональной сети супермаркетов высокой конкуренцией в сфере ритейла и пообещало выплатить сотрудникам положенные деньги – суммарно около 3,5 миллиона рублей.

***

Из ненашумевших массовых увольнений стоит упомянуть ликвидацию муромского филиала московского предприятия ООО «ПК «Торис-Групп», которое специализировалось на изготовлении и реализации мебели и ортопедических матрасов. В июле 2018 года прокуратура привлекла руководство компании к ответственности за невыплату зарплат 200 муромским сотрудникам в течение 2 месяцев. Долги предприятие погасило, но уже в следующем месяце заявило о ликвидации муромского подразделения. По официальным данным, в связи с высвобождением уволили 47 человек, еще 32 сотрудника - это женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком, которые по окончании декретного отпуска будут уволены.

В сентябре 2018 года высвободил почти 100 своих сотрудников владимирский Филиал ПАО Национальный банк «ТРАСТ», половину из которых устроили в другие филиалы банка.

В мае 2018 года почти 230 человек уволили из АО «Племзавод "Стародворский"» Суздальского района, всех людей трудоустроили в ООО «Индустриальный парк «Приютово».

Ещё одно предприятие распустит своих сотрудников уже в начале 2019 года. В январе 2019 года в компании «Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 4 (г. Владимир)» (филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ по Западному военному округу), планирует уволить 684 человека. Однако, как заявляют в компании, уже в феврале вступит в силу новое штатное расписание, при формировании которого создадут новые должности — их и предложат большинству уволенных сотрудников.

На фоне непрекращающихся сообщений об увольнениях сотрудников и закрытиях предприятий в прогнозе социально-экономического развития, который представила в конце 2018 года мэрия города Владимира, власти говорят о стабилизации безработицы в 2019-2021 годы на уровне 0,9%. Однако ситуацию на рынке труда в городе Владимире вряд ли можно назвать спокойной.