Трансплантация нам в помощь?

Трансляция совещания по вопросам организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям Владимирской области методом трансплантации органов
Новости Автор: 10 октября 2013, 10:46 11 7628
online

Сегодня в Белом доме заместитель губернатора Владимирской области Михаил Колков проводит совещание по организации оказания жителям региона высокотехнологической медицинской помощи методом трансплантации органов.

По сообщению пресс-службы обладминистрации, в мероприятии примут участие директор областного департамента здравоохранения Александр Кирюхин, руководитель Хирургического отделения донорства органов и (или) тканей человека Центра Хирургии и Трансплантологии ГНЦ «ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» Константин Губарев, руководитель Отделения трансплантации почки КБ 119 ФМБА России Игорь Милосердов, представители прокуратуры Владимирской области, главные врачи учреждений здравоохранения.

На совещании также обсудят и вопросы организации органного донорства на территории 33-го региона.

Трансляцию ведёт редактор Зебра ТВ Пётр Фокин.

11:16
Здравствуйте, уважаемые любители онлайнов на Зебра ТВ! Совещание по вопросам трансплантологии должно было начаться минут 15 назад, но тут произошла организационная накладка - зал №619 был занят под какое-то другое совещание. Сейчас все ждут заместителя губернатора Михаила Колкова.
11:20
Уточнение: трансплантолог Игорь Милосердов не приехал, хотя его ждали.
11:23
Пока ждут Колкова, я вам немного расскажу про пересадку человеческих органов и тканей. Это является исключительной мерой. Она может применяться только в тех случаях, когда другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного, либо восстановления его здоровья. Человек, которому пересаживают чужие органы называется реципиент. 
11:24
Донором органов может быть как живой человек, так и не живой.
11:25
Начали! У Колкова какая-то встреча, он подойдёт попозже. Совещание ведёт директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин. Он назвал тему совещания важной для здравоохранения региона.
11:28
Выступает Константин Губарев, руководитель Хирургического отджеления донорства органов и (или) тканей человека Центра Хирургии и Трансплантологии ГНЦ "ФМБЦ имени А.И. Бурназяна". 
11:30
Губарев говорит, что прирост больных почечной недостаточностью растёт на 60 случаев на миллион человек в год. Им всем нужен гемодиализ, а это расходы государства $40000 в год. Трансплантация почки обходится бюджету в 900 000 рублей в первый год, затем эти расходы снижаются.
11:31
На 1 млн человек требуется 30 пересадок печени.
11:33
Губарев сообщил, что раньше Россия являлась лидером по развитию трансплантации. Он перечисляет фамилии хирургов, которые внесли громадный вклад в это развитие. Сегодня Россия практически в самом конце мирового регистра органного донорства.
11:36
Губарев: "Наши жители фактически умирают, потому что у нас не развито трупное донорство". В России от 2,8 до 3,4 донора на 1 млн человек. В Испании - 34, Франции - 21, Италии - 18. Раньше детей вывозили в Европу для трансплантации сердца, сейчас это запрещено, и дети умирают в клиниках.
11:38
Россия и Европа работают по принципу "презумпции согласия", то есть, если нет отказа родственников умершего от изъятия органов, то органы могут изыматься. В Штатах и Канаде необходимо получить согласие на изъятие органов. Губарев убеждён, что без развития трупного донорства о развитии трансплантологии говорить не приходиться.
11:39
Не все регионы могут позволить себе создание службы органного донорства. Учреждение, которое представляет Константин Губарев, готово оказать Владимирской области помощь в решении этого вопроса.
11:45
Сейчас Губарев рассказывает, как диагностируется смерть головного мозга. Для этого нужно определённое оборудование, Губарев сообщил, что его Центр готов предоставить это оборудование, если в регионе откроют службу органного донорства.  
11:46
Будет ли умерший донором, решит не реаниматолог, а специальная бригада трансплантологов.
11:46
Подошёл Михаил Колков.
11:52
Губарев говорит, что месяц назад в Центре была пересажена почка жительнице Владимирской области, и сегодня она пришла на приём, и сказала, что нормально себя чувствует. Центр готов и дальше оказывать помощь жителям региона. Но если не будет развития донорства, то это всё бесполезно, смертность в листах ожидания очень высокая.
11:54
Выступает представитель владимирской скорой помощи, которого Кирюхин представил как "Сергей Иванович". Он говорит, что они раньше занимались трансплантацией, 17 почек пересадили. Сергей Иванович сказал, что были прокурорские проверки, всё признано законным. Он сказал, что такое совещание надо было провести лет 12 назад, тогда сегодня обсуждали бы другие проблемы.
11:57
Сергей Иванович говорит, что "презумпция согласия" и "презумпция несогласия" - две конкурирующие формы изъятия органов. Нужно провести активную разъяснительную работу о необходимости донорства не только среди населения, но  и среди медицинских работников.
11:59
Сергей Иванович говорит, что ключевой вопрос - кто в случае изъятия будет констатировать смерть донора: "Реаниматолог знает, что в тысяче километров есть человек нуждающийся в донорской почке, но он также знает, что в ста метрах находится прокуратура, которая, если что не так, может прицепиться так, что мало не покажется!"
12:00
Выступает главный внештатный специалист-анестезиолог-реаниматолог Дмитрий  Неронов.
12:01
Неронов говорит, что в сфере анестезиологии и реаниматологии проблемы: нехватка специалистов, утечка мозгов.
12:03
В Европе, говорит Неронов, идут по такому пути: если надо увеличить количество доноров на 1 млн человек, надо развивать реанимационные отделения и закупать новое оборудование.
12:04
Неронов говорит, что есть и вопросы этики во взаимоотношениях между реаниматологами и потенциальными донорами. Он не знает ни одного реаниматолога, который, борясь за жизнь человека, хотел бы, чтобы у того забрали органы.
12:08
Кто-то говорит, что надо правильно организовать разъяснительную работу с родственниками потенциальных доноров о том, что будет происходить. Иначе анестезиолог или реаниматолог получат обвинения в том, что они специально сделали не всё возможное для спасения человека, так как им нужен был донорский орган. А после этого будут заявления в Следственный комитет и уголовные дела со всеми вытекающими.
12:08
Во Владимирской области трансплантацию можно делать только на базе БСП.
12:12
Неронов говорит, что в Башкортостане работа анестезиологов и реаниматологов  с донорами оплачивается из фонда ОМС. Он не уверен, что у нас пойдут по этому пути. Во Владимирской области реаниматологи и анестезиологи работают на износ, кадров не хватает.
12:15
Константин Губарев: "Не надо лечить труп и вкладывать в него деньги!" Это он так сказал, что иногда промедление с констатацией смерти приводит к смерти других людей, которым можно было бы пересадить органы.
12:18
Губарев говорит, что с 2001 в России не посадили ни одного врача из-за ошибки при констатации смерти мозга. Это означает, что ошибок не было.
12:23
Сейчас говорят о лицензировании. Есть две лицензии - на трансплантологию и на изъятие и перевозку органов. А лицензии выдаются с привязкой к адресу учреждения. А как быть донорским бригадам, которые постоянно на выездах в регионах? Губарев полагает, что можно было бы заключать договоры с учреждениями в регионах, и их адреса вписывать в лицензии.
12:25
Губарев: "Мы всегда просим, чтобы лечили качественно!"  
12:26
Губарев напомнил, что изъятый орган может привести и к смерти человека, которому он будет пересажен.
12:30
Как только появляется информация об органе, за дело берутся 70 человек. У донора начинают изымать, например, сердце. Параллельно в другом месте изымается сердце у реципиента. Губарев: "Если мы там что-то сделаем не так, то человек там погибнет, так как удалённое сердце не обратно не пришьёшь".
12:32
Здесь звучит мысль о том, что работу по развитию в области трансплантологии надо поручить кому-то конкретному, иначе ничего не выйдет.
12:33
Кирюхин говорит, что раньше в БСП врачи качественно занимались трансплантологией, но потом у них появились проблемы. Какие - он не уточнил.
12:34
Кирюхин говорит, что трансплантологией в регионе никто не занимается. Он знает жителей Владимирской области, которые говорят, что если бы была пересадка органов, то их родственников спасли бы. Он также знает людей с пересаженными органами.
12:36
Кирюхин: "Только доктор может понять, как трудно констатировать смерть человека!" Он говорит, что один пациент находился на дыхательном аппарате в течение 9 лет: "Попробуйте, примите по нему решение!"
12:40
Главврач областной детской клинической больницы Светлана Макарова рассказывает, что в области есть дети, которые нуждаются в трансплантации печени, почек и сердца. Но их единицы. Федеральные клиники идут на встречу, департамент без проблем выдаёт квоты.
12:41
Есть много детей с почечной недостаточностью, но им пока трансплантация не нужна. Зато во взрослом возрасте вопрос о трансплантации встанет во всей остроте.
12:43
Михаил Колков говорит, что проблемы трансплантологии не только характерны для Владимирской области, это  характерно для все России и для всего постсоветского пространства.
12:45
Колков: "Если мы изымаем органы, то почему бы не компенсировать родственникам затраты на похороны донора? Да если мы это сделаем, то мы получим вал историй, когда граждане будут просто сдавать своих родных на органы! Мы же знаем наши реалии!"
12:46
Колков просит прессу этичнее относиться кпроблеме, и не использовать заголовков вроде "Жителей Владимирской области готовят к массовому изъятию органов!".
12:48
Константин Губарев говорит, что в США ежегодно проводится 20 000 трансплантаций почек. Столько же в Европе. А в России всего 1000 операций по всем органам. У нас нет единого листа ожидания, поэтому неизвестно, сколько людей нуждаются в пересадке органов, люди умирают дома.
12:49
Колков говорит, что знает случаи жалоб на то, что во время не была сделана трансплантация, и люди умерли.
12:52
Директор ОКБ Михаил Суханов считает, что надо обязательно создавать региональную программу органного донорства. Он говорит, что в его учреждении сейчас есть два пациента, которые нуждаются в донорских органах, и сейчас находятся в "вегетативном состоянии". 
12:55
Кирюхин говорит о том, что есть ряд проблем с обеспечением медикаментами граждан, которым пересадили органы. Им необходимо пожизненно принимать препараты, иногда дорогостоящие.
12:59
Главврач городской больницы №2 Игорь Тихонов считает, что проблема не в оборудовании, не лицензировании, не в законодательстве, а в отсутствии локомотивов, то есть людей, которые могли бы взвалить на себя работу по развитию органного донорства. Двух человек хватило бы. Желательно в статусе как минимум заведующих отделений. 
13:00
Тихонов уверен, что программа должна реализовываться на базе Больницы скорой помощи.
13:03
Главный врач Вязниковской ЦРБ Марина Коновалова говорит, что если правильно мотивировать граждан и медицинских работников к донорству, то "эта программа не пойдет, она побежит". Немаловажно при этом, чтобы жители видели "чистые руки врачей". А медики должны знать, что за спиной родственников стоят прокуратура и полиция. Вместе с тем, врачи сегодня работают на износ.
13:05
Суханов считает, что мотивировать надо граждан, а медицинских работников надо просто обязать заниматься этой работой: "Когда мы мотивированы, это чуточку другое". Дмитрий Неронов не согласен - обязать невозможно, надо воспитывать мотивированного специалиста.
13:08
Неронов: "Вот поднимите руки, кто готов стать посмертным донором? Кто готов к тому, чтобы его данные были внесены в соответствующий реестр?" Руки подняли 4 или 5 человек, в том числе представитель областной прокуратуры Елена Семёнова и Михаил Колков.
13:12
Константин Губарев: "У нас есть опыт испрашивания согласия у родственников на изъятие органов у больных. В половине случаев согласие было получено". Он говорит, что его Центр 13 раз проверяла прокуратура, ничего не нашла.
13:13
Вместе с тем, закон позволяет изымать органы без получения согласия в случаях, когда жизнь реципиента в опасности, а испросить согласия родственников невозможно.
13:15
Кирюхин рассказал, что однажды Светлане Юрьевне Орловой пришлось лично звонить кому-то в Москву, чтобы организовать пересадку роговицу глаза ребёнку из Судогодского района.
13:16
Кирюхин подводит итоги совещания. Поручения разработать программу развития органного донорства будут даны, будет определено головное учреждение по реализации программы.
13:18
Колков просит специалистов департамента здравоохранения помочь СМИ в подготовке материалов о трансплантологии: "Жители ведь не знают, что купля-продажа человеческих органов - уголовное преступление!" Людей надо проинформировать, что они вправе знать, что будет с их органами после смерти.
13:20
На этой оптимистической ноте Александр Кирюхин завершил совещание.
13:21
На этом, дорогие друзья, наша трансляция завершена! Спасибо вам за внимание, и до новых встреч на Зебра ТВ!