Промышленный и индустриальный туризм в мире развивается уже давно. И только в России это направление делает первые шаги. Во Владимирской области рассчитывают, что смогут стать лидерами в этой сфере.
9 ноября в городе Владимире на предприятии «Нанотех» прошел круглый стол по проблемам развития индустриального туризма на территории 33-го региона. Вице-губернатор Михаил Колков обрисовал перспективы развития индустриального туризма во Владимирской области:
«Перспективы развития есть. Это показывает и опыт наших выставок в рамках экономического форума. Растёт интерес не только профессиональных участников, но и зрителей. Есть огромный интерес к работе оружейных предприятий, особенно у мужской части населения. Есть стекольные предприятия, куда можно привлекать много туристических групп, потому что бесконечно интересно смотреть за работой мастеров-стеклодувов.
Мы полагаем, что открывая относительно новый вид бизнеса для туристических компаний и предприятий - промышленный туризм, индустриальный туризм, мы сможем увеличить туристические потоки и способствовать профориентации школьников - это возможность выбрать профессию и посмотреть, как работают предприятия.
Многое из того, что производится на наших предприятиях, будет популярно не только для детей, но и для людей золотого возраста - не только владимирских, но и московских пенсионеров. Думаю, здесь будет большой интерес к нашей пищевой промышленности или ювелирной. У многих наших предприятий есть перспектива и возможность расширения рынков сбыта и проработке новых маркетинговых приёмов по продвижению своей продукции.
С годами люди уделяют больше внимания к качеству питания. Это и создает спрос. Колоссальный интерес у людей из других городов, дает возможность увидеть, как это все делается чисто, с соблюдением всех санитарных норм, без каких-либо добавок».
Среди успешных проектов, которые уже работают во Владимирской области, Михаил Колков назвал направление Wordskills на Ковровском электромеханическом заводе, экскурсии на оружейный Завод имени Дегтярёва, знакомство с лазерными технологиями инжинирингового центра ВлГУ.
Советник министра культуры России Николай Новичков подчеркнул, что промышленный туризм не принесет большого дохода предприятию от продажи билетов на экскурсии, но повысит лояльность потребителей к производимому товару.
Руководитель комитета по туризму администрации Владимирской области Елена Перескокова остановила внимание на проблемах, которые могут возникнуть при организации туров на фабрики и заводы:
«Туристы сейчас стали более искушенными, более требовательными, они хотят получать впечатления, чтобы эти впечатления были разнообразными. Просто приехать, походить, посетить музеи и храмы им этого уже недостаточно, должен быть баланс определенный.
Могут быть различные причины и стимулы развития туризма на предприятиях. Это может быть связано с историей предприятия - к примеру ЗиД. Может существовать бренд предприятия, который связан с брендом города - например Гусь-Хрустальный. Третье, что может привлечь туристов - интересный технологический процесс.
Это новая тема и проблем очень много здесь. Первая проблема - это гиды, которые должны быть профессиональными экскурсоводами и должны быть знакомы с производственным процессом, чтобы суметь ответить на любой вопрос туриста. Вторая проблема — вопрос различных санитарных норм и техники безопасности. Проведение экскурсий «за стеклом» - это может быть своеобразный выход из ситуации.
Важно и встраивание экскурсий на предприятия в туристические маршруты.
Важно наладить взаимодействие между предприятиями, представителями муниципалитетов и комитета по туризму, потому что надо накопить набор каких-то идей, чтобы их связать друг с другом. Мы в гастрономическом и событийном туризме являемся уверенными лидерами в нашей стране. Надеемся, что и в промышленном туризме нам удастся продвинуться».
К сожалению, на мероприятии, посвященном развитию промышленного и индустриального туризма, были в основном представители туристской сферы - советник министра культуры России, представители федерального агентства по туризму, представители туристского экспертного сообщества. А вот вторую сторону, то есть представителей крупных промышленных предприятий Владимирской области, которые могли бы поделиться примером успешной реализации турпроектов или объяснить возможные проблемы с их воплощением, на круглый стол не пригласили.
В этом контексте особенно странно звучал призыв к отсутствующим руководителям предприятий присылать заявки и предложения для составления Карты промышленного туризма Владимирской области.
Впрочем, как пояснила руководитель комитета по туризму, представители предприятий на круглом столе все-таки были, но не промышленных гигантов, а небольших пищевых и перерабатывающих производств, которые могут быстрее и проще подключиться к созданию регионального турпродукта в этой сфере.